Энергетическая реформа РФ и ее некоторые последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени обеспечение электроэнергией хозяйствующих субъектов занималось РАО ЕЭС. В 2008 году в целях перехода на рыночные методы хозяйствования оно было расформировано. Сейчас успешное функционирование энергосистемы России в значительной степени зависит от деятельности автономных организаций, которые преследуют свои частные интересы. Поэтому обострилась проблема устойчивого равновесия энергосистемы в целом. Наглядным подтверждением этого являются последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Оглавление

Введение 3
Экономические аспекты энергетической реформы РФ 4
РАО ЕЭС: структура и деятельность 4
Цели реформы и ее результаты 5
Уроки аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 7
Анализ последствий реформы и электроэнергетика РФ 10
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

РАО ЕЭС.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE 

Кафедра экономической теории

«Студенты вузов – экономическому прогрессу»

 
 
 
 
 
Конкурсная работа

 по  направлению «Экономическая теория»

Тема:

«Энергетическая реформа РФ и ее некоторые последствия»

 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнили студентки  гр.181                  Новакович К.С.,

Велюга Т.А.

 
Научный руководитель                        к.э.н., доцент,

 Яковлев  А.Н.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург

2009 г.

 

Содержание 

Введение 3

Экономические аспекты энергетической реформы РФ 4

РАО ЕЭС: структура и деятельность 4

Цели реформы и ее результаты 5

Уроки аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 7

Анализ последствий реформы и электроэнергетика РФ 10

Заключение 15

Список литературы 16 

 

Введение

 

     В настоящее время мировая промышленность характеризуется возрастающими потребностями в энергоресурсах. Это вызвано ускоряющимся ростом производства, нехваткой ресурсов и энергетических мощностей. Вследствие чего возникают постоянные конфликты и споры, иногда перерастающие в войны. Россия очень часто оказывается участницей подобных споров и конфликтов, обвиняемая США и странами Евросоюза в оказании давления на соседние страны, путем регулирования поставок энергоресурсов, так как хроническая нехватка электроэнергии ставит некоторые страны в постоянную зависимость. В дальнейшем эта зависимость будет усиливаться и миру понадобятся новые источники энергоресурсов. И Россия, имеющая большое количество еще неразработанных месторождений, будет вынуждена начать их эксплуатацию. В итоге объем поставок электроэнергии возрастет и увеличится нагрузка на электросети и энергосистему государства в целом. А также будет осуществляться интенсивное строительство новых электросетей для обеспечения потребностей в электроэнергетике таких стран, как Китай и Индия.

     Следовательно, общее состояние производства и реализации энергоресурсов РФ оказывает огромное влияние на мировую энергетическую систему. Но поддерживать ее нормальное функционирование Россия может только при условии, что ее собственная энергосистема находится в устойчивом, сбалансированном состоянии; то есть обеспечен надежный уровень потребления электроэнергии национальными потребителями. Иными словами, устойчивое и надежное функционирование энергосистемы страны оказывает огромное влияние на всю мировую энергетику.

     До  недавнего времени обеспечение электроэнергией хозяйствующих субъектов занималось РАО ЕЭС. В 2008 году в целях перехода на рыночные методы хозяйствования оно было расформировано. Сейчас успешное функционирование энергосистемы России в значительной степени зависит от деятельности автономных организаций, которые преследуют свои частные интересы. Поэтому обострилась проблема устойчивого равновесия энергосистемы в целом. Наглядным подтверждением этого являются последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

     Таким образом, сегодня наиболее остро  стоит проблема поддержания энергетического равновесия после проведенных в России преобразований, а также постоянно возникающих в связи с этим проблем.

 

Экономические аспекты энергетической реформы РФ

 

В течение  нескольких лет в России осуществлялось реформирование энергетической системы, затрагивающее топливно-энергетический комплекс (ТЭК); мощности, генерирующие электроэнергию, а также электросети. Одним из ключевых моментов реформы явилась реорганизация РАО ЕЭС.

РАО ЕЭС: структура и  деятельность

 

     ОАО «РАО ЕЭС» или «Российское открытое акционерное общество энергетики и  электрификации единых энергосистем России»  было образовано в 1992 году по указу  Президента РФ № 923 от 15 августа 1992 г. «Об  организации управления электроэнергетическим  комплексом Российской Федерации в  условиях приватизации». Оно было создано  вследствие частичной приватизации некоторых объектов, ранее принадлежавших Комитету электроэнергетики Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и корпорации «Росэнерго», которые использовались для выработки электроэнергии, ее передачи и распределения. РАО ЕЭС начала свою деятельность 31 декабря 1992 года. Но не все объекты перешли к РАО ЕЭС. Исключением оказались АЭС, перешедшие под руководство «Росэнергоатом».

     На  конец марта 2008 года компанией владели  несколько собственников:

  • Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом — 52,6918 %
  • ООО «Депозитарные и корпоративные технологии» — 14,0067 %
  • ЗАО «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)» — 8,7970 %
  • НП «Национальный депозитарный центр» — 8,2405 %
  • ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» — 6,3131 %

     РАО ЕЭС как единая энергосистема  включала в себя следующие объекты:

  • «Федеральная сетевая компания» (ОАО "ФСК ЕЭС") — российская энергетическая компания, оператор магистральных электрических сетей России.
  • Открытое акционерное общество «РусГидро» (ОАО «РусГидро») — российская энергетическая компания, владелец 55 гидроэлектростанций суммарной установленной мощностью по состоянию на 01.01.2009 - 25 336,6 МВт (около половины всех мощностей ГЭС России), является второй в мире по установленной

 

  • мощности  среди гидрогенерирующих компаний. Уставный капитал на 30 апреля 2009 года составлял 255 млрд рублей.
  • Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК), включающие в себя крупнейшие тепловые ГРЭС страны. Каждая из них объединяет станции, которые находятся в разных регионах страны.
  • ОАО «СО ЕЭС» — Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы», выполняет услуги по диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
  • Территориальные генерирующие компании (ТГК).
  • Открытое акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» — компания-организатор торговли и финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии.
  • ОАО «Интер РАО ЕЭС».

     Таким образом, РАО ЕЭС осуществляла производство и передачу электроэнергии и теплоэнергии. До 2008 года она владела 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. Энергокомпании холдинга РАО ЕЭС обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране в течение 15 лет.

  Цели  реформы и ее результаты

 

     Деятельность  РАО ЕЭС и ее руководства неоднократно подвергалась критике, что возможно стало одной из предпосылок реструктуризации компании.

     В марте 2008 года премьер-министр Виктор Зубков заявил, что РАО искусственно завышает тарифы предприятиям малого бизнеса за подключение к электросетям.1

     Также бывший заместитель министра энергетики России Виктор Кудрявый высказал свое мнение по поводу завуалированного финансирования партии СПС со стороны РАО «ЕЭС». По его словам, за последние семь лет непроизводственные затраты организации выросли на 39 миллиардов рублей. 2

 

     У компании наблюдались высокие удельные расходы топлива, потери электроэнергии, а численность персонала при падении энергопотребления за 10 лет выросла в 1,5 раза.

     Ранее в 2002 году известный российский экономист Андрей Илларионов назвал компанию «национальным позором».3

     Основной  задачей реформирования российской электроэнергетики было повышение  эффективности отраслевых предприятий, создание условий для их развития путем привлечения инвестиций и  обеспечение бесперебойного энергоснабжения потребителей. В следствие чего планировалось изменение системы государственного регулирования отрасли, создание конкурентного рынка и формирование новых компаний.

     Реформа должна была изменить структуру отрасли: разделить естественно-монопольные  и потенциально-конкурентные функции, т.е. создать структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

     В ходе реформы сформировались генерирующие, сбытовые и ремонтные компании, которые  по масштабу своей деятельности превосходят  прежние региональные монополии: они  объединяют профильные предприятия  нескольких регионов или являются общероссийскими.

     В результате были созданы условия  для развития конкурентного рынка  электроэнергии, цены которого формируются  на основе спроса и предложения, а  не регулируются государством, и его  участники конкурируют, снижая свои издержки.

 

Уроки аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

 

     За  несколько лет до аварии на Саяно-Шушенской  ГЭС в ходе проверки Счетной палатой  РФ были выявлены существенные недостатки. В итоге выяснилось, что на многих станциях эксплуатируется морально устаревшее и физически изношенное оборудование, причем износ некоторых видов гидротехнических элементов превышал 60%, другими словами достигал критического уровня. На основании этих данных в январе 2009 года Счетная палата направила материалы в Генпрокуратуру.

     17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции произошла катастрофа. «Это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире. Вес сорванной крышки турбины составляет 800 тонн, и мы не понимаем природу этого явления», — заявил на пресс-конференции, посвященной аварии на СШГЭС, министр энергетики России, Сергей Шматко.

     Регулярный  ремонт гидроэлектростанции осуществляла организация, учредителями которой  являются большинство топ-менеджеров СШГЭС или их родственники, а не компания-производитель агрегата. Премьер-министр, Владимир Путин, подчеркнул: «Безответственно и преступно экономить деньги на безопасности или доверять соответствующие ремонтные работы «аффилированным» с руководством объектов структурам, не имеющим достаточного опыта и знаний. Назрел также вопрос усиления государственного технологического надзора. Саяно-Шушенская ГЭС имела все необходимые разрешения и лицензии, а в 2008 году проверялась. И это не спасло от аварии. Значит, функция надзора не сработала должным образом.»4

     Аварии  на Саяно-Шушенской ГЭС, считавшейся  самой безопасной в Европе, происходили  с самого начала ее работы: 1979г., 1985г, 1988г. и  2009г.

     Уже после 1988 года стало ясно, что станция  должна эксплуатироваться в щадящем  режиме. Однако в течение 20 лет это  решение было забыто. Виновниками  августовской аварии названы представители  руководства самой станции, но почему-то никто не вспоминает что ранее, когда  она принадлежала РАО ЕЭС, она  также нещадно эксплуатировалась. Возникает вопрос, как распределялись выделявшиеся на ее регулярный ремонт средства. Поэтому главным виновником аварии некоторые эксперты назвали проведенную Анатолием Чубайсом реформу энергетической системы.

 

      На станции имелось три степени  автоматической защиты, ни одна из которых  не сработала. По словам работников станции, гидроагрегат, вышедший из строя, уже  давно имел повышенный уровень вибрации. В ночь перед аварией, были произведены две неудачные попытки его остановки. Вероятно, катастрофу удалось бы предотвратить.

     В результате аварии погибло 75 человек. Авария вызвала панику среди местного населения. Люди стали в спешке покидать свои дома, вследствие чего в 1,5 – 2 раза выросли цены на бензин и товары первой необходимости.

     Окружающая  среда также подверглась негативному  воздействию. Масло из поврежденного оборудования станции попало в Енисей и образовало пятно, протянувшееся на 130 км и уничтожившее более 400 тонн форели в рыбоводческих хозяйствах.

Информация о работе Энергетическая реформа РФ и ее некоторые последствия