Экономика знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:27, реферат

Краткое описание

Между исследованиями Майкла Фарадея электрических явлений и практическим применением электричества в технике прошло не менее полусотни лет. Между открытием структуры ДНК и появлением генной инженерии всего лишь десяток. А теоретическое исследование процессов лазерной накачки и создание самого лазера происходили одновременно. Эти факты убедительно доказывают, что наука стала непосредственной производительной силой, знания играют решающую роль, а их производство являет

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 6
2.ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 8
3.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 13
4.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

тэс рефер.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

     • мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а  также студентов, уезжающих учиться  в США, Англию, Германию и другие страны (в Англии более 10% студентов - иностранцы);

     • увеличение объема финансовых операций, в том числе потоков прямых иностранных инвестиций;

     • распространение инфокоммуникационных технологий, широкое использование персональных компьютеров, определяющий вклад инфо-коммуникационного сектора в рост числа рабочих мест и занятости (в 2000 г. в Швеции персональные компьютеры имелись в 60% домохозяйств, в Дании - в 65%; в этих же странах более половины взрослого населения использует Интернет, соответственно, 68% и 62%);

     • доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных  услуг (доля валовой добавленной  стоимости отраслей высоких технологий высокого и среднего уровня в ВВП  в конце 1990-х годов была особенно высокой в Ирландии - свыше 16%, Южной  Корее - 12.6%, Германии - 11.7% и Японии -10.7%);

     • уровень развития рыночных услуг  с повышенным спросом на знания (в  странах OECD - около 18% ВВП, а вместе с  нерыночными - образованием и здравоохранением - примерно 29%);

     • возрастание доли высокотехнологичной  продукции в товарообмене между  странами, положительное сальдо ведущих  стран в торговле высокотехнологичной  продукцией;

     • ускорение патентования результатов  новых разработок и изобретений  в области высоких технологий.

     Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны  входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в  котором вырабатываются и распространяются новые знания; во-вторых, со стороны  выхода, то есть оценивая вклад по валовой  добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания; здесь возможно рассмотрение нескольких концентрических, постепенно расширяющихся областей: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня (high technologies) или ведущих высоких технологий (leading edge), включающих также отрасли оборонной промышленности, к высоким технологиям среднего уровня (medium high technologies) и затем к сфере высокотехнологичных услуг; при расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда - культура и управление.

     Оценка  соответствующих показателей позволяет  рассчитать следующие наиболее важные индикаторы: уровень поддержки сектора  знаний, определяемый относительно мирового уровня или уровня наиболее передовых  стран; уровень использования знаний в экономике России, также определяемый относительно мирового уровня или уровня передовых стран; сбалансированность развития экономики знаний. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные  исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить  сбалансированность развития экономики  знаний. Показатель сбалансированности должен находиться в определенных границах: не быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а накопленный ранее научный потенциал эксплуатируется, что сейчас наблюдается в России). Соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.[2]

 

     3.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

     Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что  знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей  природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный  материальный продукт.

     Свойство  дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными  продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются  верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных  инвестиционных проектов.

     Вторая  и третья особенности имеют своим  следствием то, что в рыночной экономике  распространители знаний оказываются  в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

     Использование дискриминационных цен требует  большего профессионализма, чем использование  обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Замечу, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

     Как известно, на стандартном совершенном  рынке конкуренция приводит к  снижению цен до предельных издержек. На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке  компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации  по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

     Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых (intangible) благ, к которым относятся знания, является авторское право. Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

     Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме  оно ни осуществлялось. В таком  контексте авторское право тесно  связано с понятием репутации. Репутация  в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия, хотя, конечно, является более сложным  и многоаспектным понятием. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

     Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают  ее существенные отличия от стандартной  рыночной экономики по действующим  закономерностям и механизмам. И  это затрудняет построение теории.

     Важное  обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка  знаний, рынка услуг и рынка  труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с  другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают  решения в данной области.

     Сейчас  готовится Указ Президента РФ об охране интеллектуальной собственности. Надо сказать, что Президент прямо  указал на необходимость рассмотрения всей проблемы в комплексе. Однако сейчас большим препятствием является взаимодействие правительственных органов: надо, чтобы  в унисон работали и Минпромнауки, и Минюст, и Минтруда, и Академия наук, и даже МВД.

     В данном контексте нельзя не упомянуть  о так называемом неотделимом, или  неявном, знании (tacit knowledge). Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов. [2] 

 

     4.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

     В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток  проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора  знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное  направление.

     Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в этой сфере, но пока не у нас. У нас эта  профессия только зарождается.

     В качестве примера прорывного направления  можно привести фуллерены. Хотя Нобелевская  премия присуждена не нам, но 7% мирового потока публикаций в области фуллеренов - российские, причем основной вклад  вносит Академия наук. Данное направление  сулит очень много. Но нужны инновационные  менеджеры, которые знают, как превращать фундаментальное знание в деньги.

     Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует  иная, по сравнению с привычной, социальная структур ра. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторе", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки. [2]

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Экономика, где основной движущей силой прогресса  являются знания, сосредоточенные в  человеческом капитале и информационном поле вокруг. Человек рассматривается  не только как фактор производства (труд), но и как его результат. Процесс развития такой экономики  заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека.[3]

     Экономика Знания движима производством, распределением и использованием знаний и информации. Источником экономического роста и  конкурентоспособности в ней  является производство идей, а не товаров. Лишь страны, которые продуцируют  знания и интегрируют их в свои экономические модели, смогут быть глобально конкурентоспособными. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «знание  признается сейчас двигателем производительности труда и экономического роста».

     Если  источником конкурентных преимуществ  страны в «старой» («тяжелой») экономике  были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский  рынок, дешевая рабочая сила, то в  «новой» («мягкой») экономике фактор успеха — инновации и предпринимательство, основанные на знаниях, развитая инфраструктура информации и знаний (Интернет, базы данных, телекоммуникации).

     Таким образом, к новым факторам экономического роста можно отнести: инвестиции в образование; развитие информационно-компьютерных технологий; рост расходов на НИОКР; расширение доступа компаний к венчурному капиталу; качество управления страной и компаниями (высокие темпы роста сбережений, низкая инфляция, открытость экономики, социальная «сцепленность»); эффективная политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ); количество и качество людских ресурсов, занятых в отраслях знания.

Информация о работе Экономика знаний