Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:27, реферат
Между исследованиями Майкла Фарадея электрических явлений и практическим применением электричества в технике прошло не менее полусотни лет. Между открытием структуры ДНК и появлением генной инженерии всего лишь десяток. А теоретическое исследование процессов лазерной накачки и создание самого лазера происходили одновременно. Эти факты убедительно доказывают, что наука стала непосредственной производительной силой, знания играют решающую роль, а их производство являет
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 6
2.ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 8
3.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 13
4.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 6
2.ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 8
3.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ 13
4.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
Между
исследованиями Майкла Фарадея электрических
явлений и практическим применением
электричества в технике прошло
не менее полусотни лет. Между
открытием структуры ДНК и
появлением генной инженерии всего
лишь десяток. А теоретическое исследование
процессов лазерной накачки и
создание самого лазера происходили
одновременно. Эти факты убедительно
доказывают, что наука стала
Именно поэтому научный обиход было введено такое понятие как "экономика знаний". Впервые он был введен в (1962 г.) в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом.
В связи с бурным развитием электронно-вычислительной техники, созданием сети Интернет и других передовых информационных технологий, для характеристики современного общества широко применяется понятие - информационное общество. Причем многими авторами считается, что оно близко к понятию "экономики знаний".
Однако, на наш взгляд, это разные понятия, отражающие во многом противоположные тенденции развития общества. Такая путаница во многом связана с неточностями в терминологии. Так, например, известный американский философ Э. Тоффлер в своей книге "Метаморфозы власти" на многочисленных примерах доказывает, что в триаде источников власти: сила, деньги и знания - все большую роль начинает играть последние. Однако, упоминая "экономику знаний" в своих работах он понимает под знанием вовсе не научную истину, а объективную информацию о закономерностях развития и устройства живой и неживой природы. "Спорные факты и то, что фактами не является, - в равной степени продукты и оружие в происходящих в обществе конфликтах, связанных с властью. Фальшивые факты и ложь, как и "правдивые" факты, научные законы и принимаемые религиозные истины, являются снаряжением в продолжающейся игре вокруг власти, сами по себе – формами знания, если уж использовать этот термин". [1]
Сейчас
этот термин, наряду с термином "экономика,
базирующаяся на знаниях", используется
для определения типа экономики,
в которой знания играют решающую
роль, а производство знаний является
источником роста. Широко применяемые
понятия "инновационная экономика",
"высокотехнологическая
В
настоящее время инвестиции в
знания растут быстрее, чем инвестиции
в основные фонды: в странах - членах
Организации экономического сотрудничества
и развития (OECD) в 90-е годы - в среднем
на 3.4% в год против 2.2%. Из всего
объема знаний, измеренных в физических
единицах, которым располагает
Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.[2]
Целью
этой работы является краткая характеристика
«экономики знаний», её особенностей на
современном этапе.
1.СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
"Экономику
знаний" характеризует в первую
очередь постоянный рост доли
НИОКР в общих расходах
То есть, на смену экономики "фабричных труб", когда преобладало массовое производство, пришла экономика основанная на интеллектуальном труде, на человеческом капитале. И понимание этого широко распространено на современных инновационных рынках. Например, в начале 90-х годов, ведущим специалистам коллектива ЦКБ по судам на подводных крыльях ("Нижний Новгород"), разрабатывающим корабли нового поколения – так называемые "экранопланы" - было предложено переселиться в США. Причем без всякой документации и экспериментальных образцов (а на тот момент существовало 2 готовых экспериментальных судна), так как американцы прекрасно понимали, что в данном случае главное не "железо", а творческий и профессиональный потенциал специалистов.
То
есть в современных условиях роль
работника, неизмеримо возросла, и позитивными
социальными последствиями
2.ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Наука, исследующая экономику знаний, переживает период накопления информации, постепенно переходя к первичной ее обработке. Проблема состоит в отборе и правильной систематизации огромного объема данных.
Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран OECD.
Как известно, на настоящем этапе развития человеческой цивилизации в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Акт купли-продажи принципиален. ВВП показывает, сколько нужных обществу продуктов произведено за определенный промежуток времени.
Однако этот подход дает сбой на продуктах. которые называются общественными (публичными) благами, поскольку они потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражается в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.
Знания, по крайней мере значительная их часть, являются общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.
Эксперименты,
проведенные на компьютерной модели,
которая имитирует действия участников
экономики знаний, показывают, что
ее эффективность предполагает соблюдение
некоторого оптимального соотношения
между всеми категориями
В
настоящее время особое внимание
начинает уделяться человеческому
капиталу, созданию такой инфраструктуры,
которая позволила бы использовать
накопленные опыт и знания в производстве
и потреблении. Соответственно этим
задачам, а также для исследования
новых процессов и явлений
формируется система
• развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;
• размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также в разработку программного обеспечения (сейчас расходы на эти цели в странах OECD составляют в среднем 4.7% ВВП, а с учетом всех уровней образования - свыше 10%);
•
разработка и выпуск информационного
и коммуникационного
•
рост численности занятых в сфере
науки и высоких технологий (в
1999 г. в странах OECD насчитывалось
около 38 млн. человек, 25% трудовых ресурсов,
занятых
•
объем и структура венчурного
капитала, который пока сохраняет
роль основного источника
• участие частного капитала в финансировании НИОКР (в большинстве стран OECD его доля в 1990-е годы возросла, в частности, в странах ЕЭС с 52% до 55%, в США с 57% до 67%);
•
структура расходов на НИОКР по стадиям
научных исследований (в большинстве
стран расходы на фундаментальные
исследования возросли по сравнению
с 1980 г. как в абсолютном, так и
в относительном выражении) и
по направлениям (в странах OECD доля
расходов на военные НИОКР снизилась,
в то время как повысилась доля
расходов на НИОКР в области
• межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций (в середине 1990-х годов в странах OECD 27% научных публикаций были международными);
• усиление кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами;
• межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности (14% полученных в странах OECD патентов приобретено иностранными резидентами, одновременно страны OECD приобрели около 15% патентов, полученных за рубежом);