Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:40, автореферат
Актуальность исследования определяется динамичным социально-экономическим развитием Швеции, что позволило экономике страны вступить в этап постиндустриального развития, ее значительными успехами во внешнеторговой сфере (в последние годы Швеция экспортирует более половины всех производимых в стране товаров и услуг), весомыми достижениями в росте уровня жизни населения
Однако перерастание банковского кризиса к середине 2008 в финансово-экономический вовлекло в сферу его действия и экономику Швеции - во втором полугодии 2008 г. начался процесс рецессии национальной экономики. По итогам 2008 г., в целом, физический прирост ВВП Швеции составил всего лишь 0,7% и был наименьшим за все последние годы.
Минимальным был и прирост промышленного производства – в 2008 г. он составил 1,1% по сравнению с 2007 г. Причем сокращение производства стало происходить во многих секторах промышленности, не только ориентированных на мировой рынок, что повлекло за собой увеличение уровня безработицы до 6,4% к концу 2008 г.
Начало
рецессии позволило осознать всю
глубину происходящего кризиса.
1.
Продление срока действия
2. Рекапитализация национальных банков с капиталом от 2 млрд. дол. (13,4 млрд.крон) том числе возможная национализация инвестбанков).
3.
Доступ местных банков к
4.
Снижение учетной ставки
5.
Программа предоставления
6.
Повышение уровня
7.
Выделение правительством
8.
Выделение на 2009-2011 годы 23 млрд. крон
(около 2,3 млрд. евро) на программу
поддержки безработных и
Однако итоги развития экономик стран-членов Евросоюза, а также США, Японии и других стран в начале 2009 г. показали, что мировой кризис приобретает все более глубокий и затяжной характер. По данным Евростата в I квартале 2009 г. снижение ВВП по сравнению с I кварталом 2008 г. составило в Евросоюзе 4,4 % и 4,6% в странах еврозоны. Таким образом, темпы падения европейской экономики в начале 2009 г. ускорились. Это стало определяющим фактором для усиления рецессии экономики Швеции в начале 2009 г. Дело в том, что около двух третей всего экспорта шведской продукции приходится на страны Евросоюза (в 2008 году на Германию 10,4%, Данию 7,4%, Великобританию 7,1%, Финляндию 6,4%). В I квартале 2009 г. падение внешнеторгового оборота выражалось в следующих показателях: экспорт в текущих ценах сократился на 16,2%, импорт на 14,8%.
Отрицательные показатели внешнеторговой деятельности серьезно ухудшили экономическую ситуацию в Швеции. ВВП страны в I квартале 2009 г., по сравнению с I кварталом 2008 г., снизился на 6,5%. Промышленное производство сократилось на 9,0%; валовые вложения в основной капитал уменьшились на 14,3%, а потребительские расходы сократились на 3,0%. Возрос уровень безработицы: на 1 апреля 2009 г. он составил 403 тысячи человек (или 8,3%) .
Центральный Банк Швеции, в сложившейся ситуации, вынужден был пересмотреть свой прогноз развития экономики страны на ближайшие годы. Прогноз снижения ВВП в 2009 г. с минуса 1,6% был пересмотрен до минуса 4,5%. По оценке Центробанка экономика Швеции начнет расти в 2010 г (рост составит 1,3%), а в 2011 г. рост увеличится до 3,1%.
Швеция имеет большой опыт в преодолении банковско-финансового кризиса, который может быть использован в российской практике, в частности, принцип возвратности средств.
Меры, принятые государством, позволили экономике страны завершить 2008 год с меньшими, по сравнению с другими странами ЕС, потерями. Однако процессы глобализации мировых экономик, зависимость экономики Швеции от положения на ее экспортных рынках привели в 2009 году к ухудшению экономической ситуации.
В третьей главе исследованы основные направления развития внешнеэкономических связей Швеции. Выявлены разноуровневые предпосылки расширения интеграции Швеции в мировое хозяйство, определены значимость и специфика ее взаимодействия с государствами Северной Европы, а также с ЕС и другими промышленно-развитыми странами, проанализировано состояние и перспективы внешнеэкономических связей с Россией.
Проводимая в Швеции в последнее десятилетие политика активного участия в мировых интеграционных процессах привела к достижению высокого уровня вовлеченности страны в мировую торговлю. В рейтинге Всемирного экономического форума по вовлеченности в мировую торговлю, который отражает степень свободы перемещения товаров через границу, Швеция занимала в 2009г. 5 место.
За последние десятилетия торговый баланс страны был положительным. Коэффициент покрытия импорта экспортом составлял: в 1995 г. – 123,3%, в 2000 г. – 119,2%, в 2006 г. – 118,8%, в 2008 г. – 115,9%.
Вовлеченность Швеции в мирохозяйственные связи определяется не только политикой государства по либерализации внешнеторговой деятельности, но хозяйственной практикой самих предприятий, которые применяют разнообразные методы выхода на мировые рынки, поставляя продукцию высокой конкурентоспособности.
Анализ
товарной структуры шведского экспорта
и импорта и география
Наибольший удельный вес на экспортно-импортные операции Швеции закономерно приходится на страны-члены Европейского Союза – более 65% экспорта и почти 45% импорта.
Особое место во внешнеторговых связях Швеции отводится странам Северной Европы. Помимо традиционных форм организации внешнеторговых связей в отношениях между этими странами, реализуются и особые формы сотрудничества. К их числу относится проект «Северное измерение», сфера действия которого распространяется на множество секторов: энергетики, транспорта, экологии, ядерной безопасности, внутренних дел и юстиции, борьбы с организованной преступностью, развития здравоохранения, торговли и инвестиций, трансграничного сотрудничества, информационных технологий, а также науки и исследовательской работы.
В последнее время в структуре импорта Швеции существенно повысилась доля Китая – до 4,3% в 2008 г., который по этому показателю опередил такие страны, как Бельгия и США (на них приходится 4,1% и 3,6% соответственно).
Поддержка экспорта осуществляется путем сотрудничества многих заинтересованных ведомств и организаций, среди которых основными являются Шведский экспортный совет (Exportradet), Государственный комитет по обеспечению экспортных кредитов (Exportkreditnamnden) и Шведская корпорация экспортного кредитования (AB Svensk Exportkredit), а также посольства и консульства Швеции за рубежом. В Швеции выделяются две основные группы мер государственной поддержки экспортеров.
1. Продвижение экспорта (реализация различных мероприятий по стимулированию экспорта в приоритетных отраслях и на перспективных рынках, организация шведских стендов на ведущих отраслевых международных ярмарках за рубежом, государственное сопровождение экспортеров, проведение семинаров и оказание прочих услуг экспортерам, а также моральное поощрение экспортеров и др.).
2.
Финансовая поддержка экспорта (страхование
экспортных кредитов и
На основе анализа статистических данных в диссертации показано, что объем внешнеторгового оборота между Швецией и Россией еще не в полной мере соответствует потенциалу сторон и не вполне отвечает экспортным возможностям и импортным потребностям обеих стран. Внешнерговый товарооборот между двумя странами составил в 2008 г. 5328 млрд. дол., по сравнению 1995 г. он увеличился почти в 4,5 раза.
Уровень взаимной торговли между Россией и Швецией значительно отстает от других стран - партнеров России. Так например, близкая к Швеции по экономическому потенциалу, Финляндия в 2007 г. занимала (по данным Росстата) 2,5% в российском экспорте и 4,3% в российском импорте, тогда как Швеция соответственно 0,8% и 1,6%. Основу шведского импорта из России составляют сырьевые товары (на них в 2008 г. приходилось 97% всего импорта Швеции из России), а шведского экспорта в Россию – машины и оборудование, транспортные средства (на них в 2008 г. приходилось 68% от всего экспорта товаров в Россию из Швеции).
Мировой экономический кризис неизбежно оказал свое влияние на торговлю между Россией и Швецией. В I квартале 2009 г. экспорт шведских товаров в Россию по сравнению с I кварталом 2008 г. сократился на 39%, а импорт из России на 45%. Однако, согласно прогнозам шведских исследовательских организаций, со второй половины 2010 года следует ожидать оживление шведско-российской торговли.
Имеются
большие неиспользованные возможности
в развитии двусторонних внешнеторговых
связей между Россией и Швецией.
Они кроются в сфере
Анализируя динамику внешнеэкономических связей Швеции и России, необходимо отметить как принципиальное обстоятельство - существенные расхождения в шведском и российском статистическом учете результатов торговли. Расхождения между данными Центрального статистического бюро Швеции и таможенной статистикой России (ФТС РФ) иногда настолько велики, что выводы о структуре и темпах роста товарооборота у каждой из сторон могут сильно различаться. В диссертации данная ситуация раскрывается на конкретных примерах. Решение этой проблемы позволит иметь объективную и достоверную информацию.
Рассматривая
состояние и перспективы
Общая стратегическая направленность экономик двух стран на инновационное развитие способствует тому, что уровни торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и Швеции будут усиливаться и крепнуть, что, безусловно, отвечает общим интересам наших стран.
В заключении сформулированы общие выводы и даны предложения.
1.
В условиях
Модель, которая на протяжении десятилетий обеспечивала устойчивое развитие экономики и позволила добиться одного из самых высоких в мире уровней благосостояния людей, была видоизменена под воздействием новых внутренних и внешних условий. Изменился вектор экономической политики: – от опоры на государственную собственность и высокую перераспределительную функцию государственного бюджета на содержание социальной сферы к регулируемой рыночной экономике, к активизации предпринимательского сектора, при сохранении демократических свобод в обществе. Частный сектор экономики взял на себя многие функции по обеспечению социальных гарантий населения. Государство, выполняя активную роль в решении задач обеспечения достигнутого уровня благосостояния граждан, и сохранения принципа их социальной защищенности, смогло сконцентрировать экономические ресурсы для перевода страны на инновационный путь развития, и ее интеграцию в европейское и мировое экономическое пространство.
В связи с этим роль государства, по нашему мнению, не ослабевает, она наполняется новым содержанием.
2.
Современная «шведская
Информация о работе Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития