Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:40, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования определяется динамичным социально-экономическим развитием Швеции, что позволило экономике страны вступить в этап постиндустриального развития, ее значительными успехами во внешнеторговой сфере (в последние годы Швеция экспортирует более половины всех производимых в стране товаров и услуг), весомыми достижениями в росте уровня жизни населения

Файлы: 1 файл

ГАБРУСЕВА .doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Однако  перерастание банковского кризиса  к середине 2008 в финансово-экономический  вовлекло в сферу его действия и экономику Швеции - во втором полугодии 2008 г. начался процесс рецессии национальной экономики. По итогам 2008 г., в целом,  физический прирост ВВП Швеции составил всего лишь 0,7% и был наименьшим за все последние годы.

     Минимальным был и прирост промышленного  производства – в 2008 г. он составил 1,1% по сравнению с 2007 г. Причем сокращение производства стало происходить во многих секторах промышленности, не только ориентированных на мировой рынок, что повлекло за собой увеличение уровня безработицы до 6,4% к концу 2008 г.

     Начало  рецессии позволило осознать всю  глубину происходящего кризиса.  Шведский парламент (риксдаг) одобрил  в декабре 2008 г. новую полномасштабную  программу мер по поддержанию  экономики Швеции и выходу ее из кризиса. В общем плане она  сводится к следующим мерам.

     1. Продление срока действия плана  финансовой помощи банкам с  30 апреля 2009 г. до 31 октября 2009 г., который предусматривает выделение  им 1,5 трлн. крон (более 138,5 млрд.евро) через антикризисный стабилизационный фонд.

     2. Рекапитализация национальных банков с капиталом от 2 млрд. дол. (13,4 млрд.крон) том числе возможная национализация инвестбанков).

     3. Доступ местных банков к кредитам  центрального банка страны в  объеме до 164 млн. евро. (1,608 млрд. крон)

     4. Снижение учетной ставки Центробанка до 2%.

     5. Программа предоставления государственных  гарантий на возможные новые  долговые обязательства на общую  сумму 191 млрд. дол. (1,2497 трлн.крон)

     6. Повышение уровня гарантированного  возврата банковских вкладов  населения до 49200 евро (482160 крон).

     7. Выделение правительством финансовой  помощи автомобильным компаниям  (Volvo Group и Saab AB) в размере 28 млрд. крон (2,9 млрд. евро).

     8. Выделение на 2009-2011 годы 23 млрд. крон (около 2,3 млрд. евро) на программу  поддержки безработных и развитие профессионального образования.

     Однако  итоги развития экономик стран-членов Евросоюза, а также США, Японии и  других стран в начале 2009 г. показали, что мировой кризис приобретает  все более глубокий и затяжной характер. По данным Евростата в I квартале 2009 г. снижение ВВП по сравнению с I кварталом 2008 г. составило в Евросоюзе 4,4 % и 4,6% в странах еврозоны. Таким образом, темпы падения европейской экономики в начале 2009 г. ускорились. Это стало определяющим фактором для усиления рецессии экономики Швеции в начале 2009 г. Дело в том, что около двух третей всего экспорта шведской продукции приходится на страны Евросоюза (в 2008 году на Германию 10,4%, Данию 7,4%, Великобританию 7,1%, Финляндию 6,4%). В I квартале 2009 г. падение внешнеторгового оборота выражалось в следующих показателях: экспорт в текущих ценах сократился на 16,2%, импорт на 14,8%.

     Отрицательные показатели внешнеторговой деятельности серьезно ухудшили экономическую ситуацию в Швеции. ВВП страны в I квартале 2009 г.,  по сравнению с I кварталом 2008 г.,  снизился на 6,5%.  Промышленное производство сократилось на 9,0%; валовые вложения в основной капитал уменьшились на 14,3%, а потребительские расходы сократились на 3,0%. Возрос уровень безработицы:  на 1 апреля 2009 г. он составил 403 тысячи человек (или 8,3%) .

     Центральный Банк Швеции, в сложившейся ситуации,  вынужден был  пересмотреть свой прогноз развития экономики страны на ближайшие годы. Прогноз снижения ВВП в 2009 г. с минуса 1,6% был пересмотрен до минуса 4,5%. По оценке Центробанка экономика Швеции начнет расти в 2010 г (рост составит 1,3%), а в 2011 г. рост увеличится до 3,1%.

     Швеция  имеет большой опыт в преодолении  банковско-финансового кризиса, который  может быть использован в российской практике, в частности, принцип возвратности средств.

     Меры, принятые государством, позволили экономике  страны завершить 2008 год с меньшими, по сравнению с другими странами ЕС, потерями. Однако процессы глобализации мировых экономик, зависимость экономики  Швеции от положения на ее экспортных рынках привели в 2009 году к ухудшению экономической ситуации.    

     В третьей главе исследованы основные направления развития внешнеэкономических связей Швеции. Выявлены разноуровневые предпосылки расширения интеграции Швеции в мировое хозяйство, определены значимость и специфика ее взаимодействия с государствами Северной Европы, а также с ЕС и другими промышленно-развитыми странами, проанализировано состояние и перспективы внешнеэкономических связей с Россией.

     Проводимая  в Швеции в последнее десятилетие  политика активного участия в мировых интеграционных процессах привела к достижению высокого уровня вовлеченности страны в мировую торговлю. В рейтинге Всемирного экономического форума по вовлеченности в мировую торговлю, который отражает степень свободы перемещения товаров через границу, Швеция занимала в 2009г.  5 место.

       За последние десятилетия торговый баланс страны был положительным. Коэффициент покрытия импорта экспортом составлял: в 1995 г. – 123,3%, в 2000 г. – 119,2%, в 2006 г. – 118,8%, в 2008 г. – 115,9%. 

     Вовлеченность Швеции в мирохозяйственные связи определяется не только политикой государства по либерализации внешнеторговой деятельности, но хозяйственной практикой самих предприятий, которые применяют разнообразные методы выхода на мировые рынки, поставляя продукцию высокой конкурентоспособности.

     Анализ  товарной структуры шведского экспорта и импорта и география распределения  внешней торговли позволяют сделать  следующие выводы. Как высокоиндустриальная страна, Швеция закономерно наращивает экспорт машин, телекоммуникационного и другого оборудования, электронных приборов (высокотехнологичных готовых изделий). На их долю в 2008 году приходилось 44% всего экспорта. На эту же группу приходится и самая высокая доля в структуре импорта 39%. Это признак высокого уровня развития факторов производства (производственных сил) страны, которые выступают базой для инновационного развития всей экономики. В структуре экспорта высока доля экспорта услуг – примерно 29,4% за 2008 г., что отражает происходящие изменения в структуре экономики Швеции.

     Наибольший  удельный вес на экспортно-импортные  операции Швеции закономерно приходится на страны-члены Европейского Союза  – более 65% экспорта и почти 45% импорта.

     Особое  место во внешнеторговых связях Швеции отводится странам Северной Европы. Помимо традиционных форм организации внешнеторговых связей в отношениях между этими странами, реализуются и особые формы сотрудничества. К их числу относится проект «Северное измерение», сфера действия которого распространяется на множество секторов: энергетики, транспорта, экологии, ядерной безопасности, внутренних дел и юстиции, борьбы с организованной преступностью, развития здравоохранения, торговли и инвестиций, трансграничного сотрудничества, информационных технологий, а также науки и исследовательской работы.

     В последнее время в  структуре  импорта Швеции  существенно повысилась доля Китая – до 4,3% в 2008 г., который  по этому показателю опередил такие  страны, как Бельгия и США (на них  приходится 4,1% и 3,6% соответственно).

     Поддержка экспорта осуществляется путем сотрудничества многих заинтересованных ведомств и организаций, среди которых основными являются Шведский экспортный совет (Exportradet), Государственный комитет по обеспечению экспортных кредитов (Exportkreditnamnden) и Шведская корпорация экспортного кредитования (AB Svensk Exportkredit), а также посольства и консульства Швеции за рубежом. В Швеции выделяются две основные группы мер государственной поддержки экспортеров.

     1. Продвижение экспорта (реализация  различных мероприятий по стимулированию экспорта в приоритетных отраслях и на перспективных рынках, организация шведских стендов на ведущих отраслевых международных ярмарках за рубежом, государственное сопровождение экспортеров, проведение семинаров и оказание прочих услуг экспортерам, а также моральное поощрение экспортеров и др.).

     2. Финансовая поддержка экспорта (страхование  экспортных кредитов и экспортное  кредитование в соответствие  с Консенсусом ОЭСР по экспортным  кредитам, предоставляемым при поддержке  государства).

     На  основе анализа статистических данных в диссертации показано, что объем  внешнеторгового оборота между  Швецией и Россией еще не в  полной мере соответствует потенциалу сторон и не вполне отвечает экспортным возможностям и импортным потребностям обеих стран. Внешнерговый товарооборот между двумя странами составил в 2008 г. 5328 млрд. дол., по сравнению 1995 г. он увеличился почти в 4,5 раза.

       Уровень взаимной торговли между Россией и Швецией   значительно отстает от других стран -  партнеров России. Так например, близкая к Швеции по экономическому потенциалу,  Финляндия в 2007 г. занимала (по данным Росстата)  2,5% в российском экспорте и 4,3% в российском импорте, тогда как Швеция соответственно 0,8% и 1,6%.  Основу шведского импорта из России составляют сырьевые товары  (на них в 2008 г. приходилось 97% всего импорта Швеции из России), а шведского экспорта в Россию – машины и оборудование, транспортные средства (на них в 2008 г. приходилось 68% от всего экспорта товаров в Россию из Швеции).

     Мировой экономический кризис неизбежно оказал свое влияние  на торговлю между Россией и Швецией. В I квартале 2009 г. экспорт шведских товаров в Россию по сравнению с I кварталом 2008 г. сократился на 39%, а импорт из России на 45%. Однако, согласно прогнозам  шведских исследовательских организаций, со второй половины 2010 года следует ожидать оживление шведско-российской торговли.

     Имеются большие неиспользованные возможности  в развитии двусторонних внешнеторговых связей между Россией и Швецией. Они кроются в сфере взаимодействия правительственных организаций Швеции и предприятий с российскими регионами. Сегодня действует около 70 межрегиональных соглашений между субъектами Российской Федерации и административными образованиями Швеции. Осуществляются проекты внедрения передовых шведских технологий теплоснабжения, водоснабжения, переработки твердых отходов в Ленинградской, Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми, Мурманске, Новгороде и Калининграде. Через реализацию совместных программ в северо-западных регионах России возможно значительно увеличить внешнеторговые операции между двумя странами в ближайшие годы.

     Анализируя  динамику внешнеэкономических связей Швеции и России, необходимо отметить как принципиальное обстоятельство - существенные расхождения в шведском и российском статистическом учете результатов торговли. Расхождения между данными Центрального статистического бюро Швеции и таможенной статистикой России (ФТС РФ) иногда настолько велики, что выводы о структуре и темпах роста товарооборота у каждой из сторон могут сильно различаться. В диссертации данная ситуация раскрывается на конкретных примерах. Решение этой проблемы позволит иметь объективную и достоверную информацию.

     Рассматривая  состояние и перспективы двусторонних взаимосвязей Швеции и России, в диссертации показана новая роль сотрудничества в научно-технической сфере. Швеция, её предпринимательские круги заинтересованы в развитии научно-технического сотрудничества с Россией, в том числе в  области атомной энергетики. Общая заинтересованность в двухстороннем сотрудничестве подтверждается резким ростом инвестиций Швеции в экономику России: если в 1995 г. они составляли всего лишь 62 млн. дол. США, то в 2007 г. уже 877 млн. дол. Другими важными сферами взаимодействия являются: сотрудничество в реализации космических проектов, расширение совместных исследований и разработок в области освоения мирового океана.

     Общая стратегическая направленность экономик двух стран на инновационное развитие способствует тому, что уровни торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и Швеции будут усиливаться и крепнуть, что, безусловно, отвечает общим интересам наших стран.

     В заключении  сформулированы общие выводы и  даны предложения.

     1. В условиях постиндустриального  развития и усиления процессов глобализации «шведская экономическая модель» претерпела серьезную трансформацию.

       Модель, которая на протяжении десятилетий обеспечивала устойчивое развитие экономики и позволила добиться одного из самых высоких в  мире уровней благосостояния людей, была видоизменена под воздействием новых внутренних и внешних условий.  Изменился вектор экономической политики:  – от опоры на государственную собственность и высокую перераспределительную функцию государственного бюджета на содержание социальной сферы к регулируемой рыночной экономике, к активизации предпринимательского сектора, при сохранении демократических свобод в обществе. Частный сектор экономики взял на себя многие функции по обеспечению социальных гарантий населения. Государство, выполняя активную роль в решении задач обеспечения достигнутого уровня благосостояния граждан,  и сохранения принципа их социальной защищенности, смогло сконцентрировать экономические ресурсы для перевода страны на инновационный путь развития,  и ее интеграцию в европейское и мировое экономическое пространство.

     В связи с этим роль государства, по нашему мнению, не ослабевает, она наполняется  новым содержанием.

     2. Современная  «шведская экономическая   модель»  базируется на создании  инновационной экономики. 

Информация о работе Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития