Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:40, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования определяется динамичным социально-экономическим развитием Швеции, что позволило экономике страны вступить в этап постиндустриального развития, ее значительными успехами во внешнеторговой сфере (в последние годы Швеция экспортирует более половины всех производимых в стране товаров и услуг), весомыми достижениями в росте уровня жизни населения

Файлы: 1 файл

ГАБРУСЕВА .doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Практическая  значимость исследования определяется тем, что его положения и выводы могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями (институтами, центрами, лабораториями и т.п.) при формировании и корректировке стратегии внешнеэкономического взаимодействия РФ и Швеции. Результаты исследования могут быть востребованы органами государственного управления России при подготовке правительственных мер по регулированию экономики и развитию предпринимательства.

     Представленные  материалы могут быть полезны  в хозяйственной практике российских компаний, в т.ч. участников внешнеторговых операций.    Материалы диссертации могут быть  использованы в учебном процессе высших образовательных учреждений при разработке  курсов лекций, учебно-методических пособий, предназначенных  для подготовки студентов по специальности «Мировая экономика».

     Апробация работы и внедрение. Основные положения обсуждались на ряде научно-практических совещаний, конференций и семинаров, проводившихся в 2005-2009 гг. при участии Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Материалы диссертации использовались Комитетом по промышленности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации для разработки мер, направленных на развитие предпринимательства в России.

     По  теме диссертации опубликованы три  статьи общим объемом 1,3 п.л., в которых  отражены основные результаты исследования и выводы автора.

     Структура диссертации отражает логику и методологию исследования и отвечает реализации поставленных задач, направленных на достижение цели.  Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (146 наименований на русском, английском и шведском языках) и приложений. Общий объем работы составляет 176 страниц основного текста, включая 26 таблиц и 2 рисунков.  

     Структура диссертации:

Введение
   
Глава I. Общая характеристика экономики  современной Швеции
  1.1. Особенности историко-экономического развития Швеции и их влияние на формирование шведской экономической модели
  1.2. Становление в  Швеции постиндустриальной экономики 
  1.3. Пути реализации стратегии инновационного развития
Глава II. Экономическая политика Швеции на современном этапе
  2.1. Направления использования  финансовых инструментов в регулировании экономики
  2.2. Экономическая политика Швеции в условиях интеграции с европейским экономическим  пространством
  2.3. Меры антикризисного регулирования в условиях глобального  финансово-экономического кризиса 
Глава III. Основные  направления развития внешнеэкономических связей Швеции
  3.1 Место и специфика  Швеции в мировой торговле
  3.2. Формы государственной  поддержки внешней торговли и  особое значение торговых связей со странами Северной Европы
  3.3. Состояние и  перспективы внешнеэкономических связей Швеции с Россией
Заключение
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

     В первой главе раскрываются особенности историко-экономического развития Швеции, которые обусловили как формирование теоретических основ государственного регулирования экономики, так и пути становления и трансформации шведской экономической модели. Проведен также ретроспективный анализ развития экономики Швеции, изучены пути перехода ее в постиндустриальную фазу и шведский опыт реализации стратегии инновационного развития.

     За  последние 100 лет Швеция, являясь  одной из беднейших стран Европы (в середине XIX в. 70% населения страны было занято в сельском хозяйстве), превратилась в одну из самых развитых стран мира с высоким уровнем  жизни населения. К началу XXI века по показателю валового внутреннего продукта на душу населения Швеция вышла на пятое место в мире, а также вошла в первую десятку мировых держав по уровню конкурентоспособности1.

     В стране сложилась постиндустриальная экономика, характеризующаяся преобладанием сферы услуг в структуре валового внутреннего продукта над сферой материального производства. Уже в 2003 г. на сферу услуг в структуре ВВП приходилось 70%, а на долю отраслей – промышленности – 28%, сельское и лесное хозяйство, а также рыболовство – 2%.

     Все эти высокие результаты были достигнуты на основе особой экономической модели, которая получила в научной литературе определение «шведской модели». Сущностные черты данной экономической  модели и ее отличия от других моделей  сформировались под воздействием ряда особенностей историко-экономического развития Швеции.

     В первую очередь следует отметить, что Швеция имела более благоприятные  исходные позиции (Path of dependence) в период начала индустриализации, чем другие страны Европы. Швеция с 1815 г. не воевала и сохраняла нейтралитет во внешней политике. Это позволило Швеции сохранить промышленный, финансовый и кадровый потенциал, в отличие от России и других стран, понесших огромные экономические потери в результате участия в ряде военных конфликтов.

     На  историческое развитие экономики Швеции большое влияние оказала  сложившаяся  культура и традиции шведского предпринимательства. Начиная с XVI в. шведские короли поощряли иностранные капиталовложения и импорт новых технологий, что позволило организовать такие отрасли промышленности как судостроение, добывающую и обрабатывающую промышленность, переработку сельскохозяйственного сырья.

     В диссертации показано, что к 70-к  годам XIX века сформировались внутригосударственные  и внешние предпосылки индустриализации Швеции, которыми она в полной мере воспользовалась.

     В годы индустриализации особенно бурно  развиваются машиностроение, судостроение, горная и сталелитейная отрасли, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство; одновременно быстро растет экспортный потенциал страны, чему способствовало расширение внешних товарных рынков.

     Наращивание промышленного производства в Швеции проходило до 30-х годов XX века. Однако в 30-ые годы Швеция сильно пострадала от мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.). На выборах 1932 г. победила социал-демократическая партия, которая предложила новую экономическую политику, в основе которой лежало повышение роли государства в преодолении безработицы. В конечном итоге был совершен поворот органов власти к «социализации» экономики.

     В научной литературе общепризнанным является то, что именно в эти годы сформировались основы экономической политики, ориентированной на «народный капитализм». Отмечая причины радикального поворота государства в сторону «социализации экономики», активного использовании государственного бюджета для перераспределения доходов в пользу широких слоев населения, исследователи выделяют главную из них: в Швеции сохранение демократических традиций и принципов имели глубокие исторические корни. В стране  никогда не было феодальных политических порядков, характерных для континентальной Европы, отношение между различными социальными группами и сословиями не носили вассальный характер. Это породило весьма важную черту социальной и экономической жизни шведского общества – поиск компромисса в обществе для разрешения противоречий. В критические годы Великой депрессии это нашло свое отражение в нахождении социально-экономического консенсуса в обществе на основе принципов социального равенства.

     К началу 50-х годов определились основные положения, принципы и методы государственного регулирования экономики. Главные среди них -   принцип полной занятости населения и принцип выравнивания доходов; положение об активной роли государства в аккумуляции и перераспределении значительных денежных средств на социальные и экономические цели; опора на регулируемую рыночную экономику (частная собственность – общественная (государственная) собственность – рынок – внерыночное регулирование). На их основе, по существу, формировалась смешанная экономика, получившая позднее название «шведской экономической модели».

     При этом была выработана технология и  конкретный механизм осуществления  социальных и экономических преобразований. Главными звеньями в этом механизме  являлись:

      1. использование (в качестве непременного условия социального выравнивания) мер макроэкономического регулирования для сдерживания инфляции (политика относительной стабильности цен) и сокращения безработицы;
      2. применение мер активного стимулирования  внедрения в производство достижений научно-технического прогресса и обеспечение устойчивого экономического роста, как основы подъема благосостояния людей.

     Экономическая политика исходила из того положения, что децентрализованная рыночная система  производства является наиболее эффективной, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм. Вместе с тем максимальный рост производства в частном секторе и широкое перераспределение государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор обеспечивают повышение уровня жизни народа, рост занятости, получение населением широкого круга социальных благ через систему медицинского страхования, социального обеспечения и т.д.

     В итоге суммарные расходы государства, связанные с социальными обязательствами и содержанием государственного сектора, в начале 70-х годов прошлого века приблизились к 70% ВВП, и по этому показателю Швеция вышла на первое место в мире.

     До  последнего десятилетия ХХ века  экономическая модель обеспечивала устойчивое социально-экономическое развитие страны, в результате по ряду показателей Швеция находилась в числе мировых лидеров.

     Однако  новые условия мирового развития, усиление процессов глобализации международной  конкуренции выдвинули в конце  ХХ века перед Швецией ряд серьезных  проблем, выявили слабые стороны действующей экономической модели. Среди них: невозможность соблюдения ряда принципов: сочетания полной занятости населения и поддержания стабильности цен;  сохранения в неизменном виде пакета социальных гарантий,  и других.  Соблюдение, например, первого принципа вело к большим бюджетным расходам в ущерб решению задач по структурной перестройке экономики, модернизации производства, стимулированию экономического роста. В результате Швеция стала быстро утрачивать свои лидирующие позиции в экономическом развитии. По душевому ВВП (расчет по паритету покупательной способности) Швеция среди государств ОЭСР в период с 1970-по 1991 гг. спустилась с 3-его места на 12-ое место.

     Новые исторические условия функционирования экономики Швеции, связанные с глобализацией национальных экономик, повлекшие за собой снижение эффективности шведской экономической модели, побудили правительство Швеции осуществить серьезные институциональные изменения.  Значительно сокращаются институты и механизмы политики солидарности в области заработной платы, определенные элементы социального обеспечения передаются работодателям. Государственная монополия в сфере социальных услуг сменяется  многоукладностью:  возрастает значение частного и кооперативного предпринимательства в этой сфере. Социал-демократы в 90-е годы пошли на частичную приватизацию и коммерциализацию сферы социальных услуг. В итоге социальная политика государства начинает терять исключительно институционально-перераспределительный характер, она становится более диверсифицированной.

     Изменив вектор в экономической политике государства, в Швеции в девяностые годы был взят курс на приватизацию госсобственности и на развитие предпринимательской  инициативы. За 1994-1999 гг. поступление  в бюджет от приватизации составляли в среднем 3,9% ВВП.

       В результате проведенных институциональных преобразований Швеция получила необходимые ресурсы для проведения масштабной модернизации страны и вовлечения ее в постиндустриальную стадию развития. Поэтому меры по изменению социально-экономической модели были дополнены конкретными шагами по усилению конкуренции (сократились субсидии, усилилась конкуренция в госсекторе, а также между государственными и частными компаниями), были усилены стимулы к инвестициям (согласно налоговой реформе 1991 г., система  налогообложения была упрощена). При осуществлении инвестиций больше внимания стало уделяться фактору прибыльности. В целях повышения конкурентоспособности отечественного производства несколько раз проводилась девальвация кроны (в общем составившая 37% в период  с 1994 по 1999 г.г.)

       Наряду с этим Швеция придерживалась традиционного принципа открытой экономики. Она стала членом всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества (ОЭСР). В 1995 году вступила в Европейский Союз, при этом, сохранив шведскую крону в качестве национальной валюты (то есть не вступила в валютную зону ЕС).

     Изменения в экономической политике государства  не привели к полному «уходу»  государства из экономики, изменился  лишь вектор государственного регулирования: если раньше государство больше брало на себя решение социальных задач, то теперь оно оставило за собой решение приоритетных задач, связанных с модернизацией экономики. Среди них:

Информация о работе Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития