Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:40, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования определяется динамичным социально-экономическим развитием Швеции, что позволило экономике страны вступить в этап постиндустриального развития, ее значительными успехами во внешнеторговой сфере (в последние годы Швеция экспортирует более половины всех производимых в стране товаров и услуг), весомыми достижениями в росте уровня жизни населения

Файлы: 1 файл

ГАБРУСЕВА .doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     - разработка долговременной стратегии  развития экономики на основе индикативных методов планирования;

     - выработка приоритетов развития  национального хозяйства;

     - выработка направлений инвестиционной  политики;

     - стимулирование НИОКР;

     - разработка внешнеэкономической  стратегии;

     -более  тщательное законодательное регулирование предпринимательской деятельности.

     Проводя политику приватизации государственной  собственности и снижения налогового бремени на предпринимательство, правительство  Швеции обеспечило необходимую базу для устойчивого роста экономики страны, что дало необходимые ресурсы для дальнейшего позитивного изменения ее структуры, соответствующей характеру постиндустриального развития. Эти изменения отразились на качественном росте экономики страны в последующие годы и уровне жизни населения (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Динамика  экономического роста и уровня жизни 

в Швеции 2005-2008 гг.

Годы ВВП в млрд. дол. (по ППС) ВВП на душу населения  тыс.дол (по ППС)
2005 295 32,7
2006 310 34,1
2007 334 36,6
2008 340 36,9

Источник: Составлено автором на основании  данных ежегодных сборников «ОЭСР в цифрах» 2006, 2007, 2008, 2009 [OECD in Figures 2006, 2007, 2008, 2009]. 

     Наибольшая  динамика прироста ВВП в Швеции за последние годы была достигнута в 2006 году и составила 4,2%. 

     При этом, за последнее десятилетие экономический рост Швеции опережал совокупный рост ВВП в 15 странах ЕС членов еврозоны вплоть до 2008 г. (см. таблицу 2). (В 2008 году рост ВВП составил 0,7%).

Таблица 2.

Динамика  роста ВВП в Швеции и 15 странах  ЕС

в 1995-2007 гг., %

  1995-2005 2005 2006 2007
Швеция 2,7 2,9 4,2 2,7
ЕС (15 стран членов еврозоны) 2,2 1,5 3,0 2,6

Источник: Составлено автором на основании  данных Национального института  Швеции в области экономических  исследований [National Institute of Economic Research (NIER), Stockholm 2009]. 

     Устойчивый темп роста экономики позволил стабилизировать экономическую конъюнктуру: уровень инфляции составлял 1,0% в 2004 г., 0,8% в 2005 г. 1,5 в 2006 г. и 1,7 в 2007 г..  дефицит бюджета в эти годы также был минимальным – 0,5% в 2004г., 0,6% в 2005 г.

     Приоритетными направлениями постиндустриального развития экономики Швеции стали:

     - создание развитой транспортной  и информационной инфраструктуры;

     - преобразование системы образования для обеспечения целей постиндустриального инновационного развития;

     - стимулирование научно-технических разработок в целях проведения политики непрерывной модернизации.

     Политика  стимулирования инвестиций в транспортную инфраструктуру и связь позволила  провести существенное перераспределение  трудовых ресурсов в эти сферы. В 2006 г. здесь работало 6,3% от числа занятого населения в народном хозяйстве (в 2000 г. – менее 3%).

     Особая  роль в Швеции отводится системе  высшего образования, научным исследованиям  и разработкам. По интенсивности  финансирования НИОКР Швеция выдвинулась  в мировые лидеры и занимает второе место после государства Израиль. (В 2006 г. в Швеции расходы на НИОКР составили 3,73% от ВВП, в 2007 г. – 3,60% от ВВП). Совокупные расходы на высшее образование и научные исследования в Швеции в 2006 году составили 7,1% от ВВП. При этом основную нагрузку на формирование экономики знаний (Knowledge-based economy) несет частный бизнес, опираясь на поддержку государства, стимулирующую инновационную активность.

     В стране была создана достаточно четкая и ясная система государственной  поддержки национальных НИОКР. Общий руководящий принцип действий шведского Правительства сформулирован в докладе «Инновационная Швеция. Стратегия роста через обновление», ключевыми положениями которого являются:

     - обоснование необходимости активного  государственного участия в обеспечении инновационного развития;

     - определение значимости инноваций  для повышения конкурентных преимуществ   страны в условиях глобализации  экономики; 

     - определение роли НИОКР, инвестиций, системы образования, государственно-частного партнерства и инфраструктурного комплекса в инновационно -  ориентированном развитии Швеции.

     В 2003 г. управлением инновационных  систем (Vinnova) был разработан «Стратегический  план по развитию инновационной системы  и исследовательской базы в Швеции на 2003-2007 гг.».  В соответствии с этим планом выделены 18 основных «областей роста» НИОКР в Швеции, объединенных в 6 больших групп. Их структура отражена на рис. 1.

     Наряду  с крупнейшими корпорациями важным участником инновационной активности в Швеции является малый и средний предпринимательский сектор экономики, структуры которого способны наиболее оперативно реагировать на изменение рыночных условий, делая решающую ставку на новые технологии и венчурное инвестирование.

     Данные  обстоятельства определяют ряд преимуществ малого бизнеса в инновационной сфере: быструю реакцию на изменение спроса; свободу от массы накопленных стереотипов в области хозяйственного поведения и научных поисков; склонность к рискам, с которыми неизбежно связаны разработки и освоение инновационных решений. Эти преимущества определяют при поддержке государства бурный рост малого инновационно-ориентированного предпринимательства в Швеции.

Рисунок 1

Группировка основных инновационных «областей  роста»

в Швеции

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: Составлено автором на основании Стратегического плана по развитию инновационной системы и исследовательской базы в Швеции на 2003-2007 гг. 

      Проведенное исследование позволило сделать  вывод о том, что экономическая  политика Швеции в конце XX начале XXI века формировалась и трансформировалась с учетом внутригосударственных и внешних экономических изменений и социально-политических условий. На разных исторических этапах экономическая политика включала   такие подходы, как: «идея общности интересов нации» и вытекающий из нее принцип поиска компромисса в решении проблем;  модифицированная кейнсианская политика государственной стабилизации; политика активной роли государства в перераспределении доходов и социальной защиты граждан; опора на регулируемую рыночную экономику; проведение политики непрерывной модернизации и др. В результате сформировалась «шведская экономическая модель», которая в условиях постиндустриального развития и усиления процессов глобализации претерпела существенную трансформацию, сохранив в себе сочетание эффективности рыночной экономики, социальной защищенности граждан и демократических свобод.  

     Во  второй главе проанализированы основные направления использования финансовых инструментов в регулировании экономики, особенности экономической политики в условиях интеграции с европейской экономикой, а также меры антикризисного регулирования в период действия мирового финансово-экономического кризиса.

     В целях повышения на мировых рынках конкурентоспособности продукции  шведской промышленности в начале 80-х годов в Швеции активно использовалась девальвация национальной валюты-кроны. Это привело к росту экспортоориентированных отраслей, улучшился платежный баланс страны, возросла инвестиционная активность, что стимулировало создание новых рабочих мест.

     Однако  неоднократная девальвация кроны  имела и отрицательные стороны. Усилилась инфляция, - затраты на заработную плату стали быстро возрастать, увеличивались издержки производства. От использования такого финансового  инструмента как регулярная девальвация кроны пришлось отказаться. В качестве стабилизационных мер был значительно ужесточен процесс составления бюджета с ориентацией на тщательно обоснованное ограничение статей расходов, особенно в части социальных обязательств государства. Многие социальные выплаты стали возлагаться на частный сектор. Во второй половине 90-х годов XX в. в Швеции происходит поворот от политики расширения госсектора к его сокращению. Полностью или частично было приватизировано 35 крупнейших государственных компаний и холдингов, была ликвидирована госмонополия на почтовые отправления, на торговлю алкогольными напитками, формулируется рынок электроэнергии.

     Наряду  с этим государство постепенно снижает высокое налоговое бремя на бизнес и доходы физических лиц. В результате доля налогов в доходах госбюджета снизилась с 68% в 1990 г. (одна из самых высоких в мире) до 51,1% в 2006 г.

     Усилившиеся процессы интеграции мировых экономик, необходимость привлечения иностранного капитала для целей модернизации отраслей экономики вынудили государство изменить политику в сторону открытости экономики страны для привлечения иностранных инвестиций, это совпало со вступлением Швеции в ЕС.

     Либерализация не только внешней торговли, но и  валютного законодательства и соответствующих  обязательств, налагаемых на участников ЕС и членов Всемирной торговой организации, привели к более свободному движению капиталов как в североевропейском регионе в целом, так и в Швеции, тогда как ранее перемещение трансграничных инвестиций в этом регионе носило ограниченный характер. В результате в Швеции процесс притока и оттока капиталов резко усилился. По показателю экспорта-импорта капитала Швеция к 2006 году вышла на первое место, значительно опережая другие страны Северной Европы.

     Вступление  Швеции в Евросоюз привело не только к кардинальному изменению политики в сфере движения капитала, но и пересмотру многих положений, от тарифной политики в сфере внешней торговли до трудового законодательства. Многие решения, которые относились к компетенции национального правительства, в целях обеспечения единого европейского рынка товаров, капитала и рабочей силы принимаются на уровне Евросоюза. Вместе с тем Швеция не вступила в зону единой европейской валюты, что оставляет ей возможность проводить самостоятельную политику в кредитно-денежной сфере. С другой стороны Швеция делает упор на выполнение решений, вытекающих из подписанной наряду с другими странами-членами ЕС в марте 2000 г. «Лиссабонской стратегии». В соответствии с этим документом, основными стратегическими направлениями деятельности стран - членов  ЕС стали:  подготовка ЕС к переходу  экономики и обществу, базирующимся на знаниях; ставка на НИОКР и развитие информационных технологий; завершение формирования внутреннего рынка ЕС; проведение реформ, способствующих росту конкурентоспособности и инновациям; инвестиции в человеческий капитал и борьба с разобщенностью; укрепление государственных  финансов стран-членов ЕС.

     Швеция  успешно продвигалась по этим направлениям. По многим показателям экономика  Швеции имела значения выше средних по Европейскому союзу в целом. Она была признана страной, имеющей положительные предпосылки для достижения поставленных Евросоюзом целей. Однако мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 г. разразившийся в США и  перекинувшийся на европейские страны, в том числе Швецию,  охватил реальный сектор экономики, вызвав процессы банкротства, спада  и  безработицы.

     Экономика Швеции в большой степени ориентированная  на мировые рынки, оказалась вовлеченной  в общую кризисную ситуацию. Однако если первый этап кризиса – банковский – менее всего затронул Швецию, то второй его этап, связанный со спадом производства в США и в Европе, прямо и непосредственно отрицательно повлиял на экономику Швеции.

     Особенность развития текущего мирового кризиса в Швеции связана с тем, что в 1992-93 гг. Швеция пережила острый банковский кризис. Для выхода из кризиса шведские власти осуществили самые серьёзные меры, которые оказались эффективными. Они в основном заключались в следующем: было принято решение парламента Швеции о полной гарантии всей банковской системы, что обеспечивало защиту государства всем кредиторам (кроме акционеров банка) без всяких ограничений по объемам убытков; была проведена санация банковской системы путем вывода «плохих» активов в государственные финансовые структуры с последующее возвращение средств, вложенных государством, через продажу пакета акций банков на финансовом рынке. Швеция во второй половине 90-х годов вышла из кризиса с сильной банковской системой. Меры, успешно апробированные в предыдущий  кризисный период,  были использованы Швецией   в  борьбе  с банковским кризисом   в 2008 г.   и они  также оказались эффективными. Для повышения ликвидности банковской системы в феврале 2008 г. по решению правительства  банкам было выделено 50 млрд.шведских крон (4,7 млрд. дол. -  по текущему курсу). В обмен правительство получило право на выкуп допэмиссии акций этих банков.

Информация о работе Экономика современной Швеции: Особенности и перспективы развития