Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в условиях современной экономики.
Предмет исследования – изучение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан. Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)20.05.13.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Рисунок 8 - Структура доходов операторов от мобильной голосовой связи, 2011 г.

Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7% (Рис. 9).

За последние годы мобильный Интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.

Рисунок 9 – Динамика доходов от мобильной голосовой связи ШПД, 2010-2013 гг.

В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов) (Рис. 10).

         На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году 18%.

Рисунок 10 - Динамика доходов от мобильного доступа в Интернет, 2010-2013 гг.

 

По мнению J’son & Partners Consulting, существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных вызван следующими факторами:

  • Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;
  • Рост продаж 3G-USB модемов;
  • Изменения в модели потребления услуг со смартфонов. Рост популярности и числа мобильных приложений, требующих наличия «функционального» телефона и наличия доступа в интернет;
  • Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;
  • Конвергенция мобильного и интернет-пространств

Что касается развития ИКТ в республике Татарстан, то здесь необходимо четко осознать, что развитие данных технологий в городе-миллионнике Казани будет идти значительно быстрее, чем в более мелких периферийных городах.

Говоря о развитии ИКТ в Казани, можно смело сказать, что она отражает общую российскую динамику, а в некоторых аспектах даже опережает ее. На сегодняшний день этот город развивается намного быстрее других за счет подготовки к универсиаде. Бурное развитие ИКТ помогает городу и в этом аспекте.

Республика Татарстан в настоящее время обладает всеми предпосылками, для того чтобы реализовать стратегическую цель создания информационного общества, не имеющего зарубежных аналогов и учитывающего специфику и особенности региона.

Проводимая в Татарстане в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации политика направлена на консолидацию сил всех заинтересованных сторон для формирования современной информационной и телекоммуникационной системы, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала на сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100% цифровизация инфокоммуникационной инфраструктуры. Успешно реализовалась программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан на 2005 – 2010 годы», а также комплексный проект «Электронное Правительство».

Одной из определяющих  характеристик  экономической среды республики, оказывающих существенное влияние  на  использование ИКТ, является довольно высокий уровень экономического  развития Республики Татарстан.  В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.

В Республике Татарстан   ведется  работа по наращиванию  человеческого  потенциала использования ИКТ, в частности, через подготовку  и  повышение квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ в профессиональной деятельности. Совместно с ведущими мировыми компаниями (Microsoft, Intel и др.) реализуются мероприятия, направленные на повышение информационной компетентности учителей и специалистов сферы образования. Отличается чрезвычайно динамичным ростом число пользователей Интернета в республике.

Большое внимание уделяется  применению   ИКТ в образовательных процессах. Реализация приоритетного национального проекта Образование по направлению Внедрение информационных образовательных технологий обеспечила доступ к информационным ресурсам по высокоскоростной технологии подключения всем школам республики к началу 2011/12 учебного года.

В 2010 году в Республике Татарстан была принята Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» – «Будущее», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174.

Основные направления Стратегии – это реализация проектов «Компьютер – учителю» и «Компьютер – школе». Для обеспечения доступа педагогов к  сети Интернет с рабочих мест было принято решение по  обеспечению школ беспроводными сетями и подключению школ с количеством учащихся более        300 человек к сети  Интернет.

Однако для реализации принятой Стратегии необходимо 100-процентное оснащение педагогов ноутбуками, обеспечение доступа в Интернет из любого учебного кабинета школы, что требует 100-процентного оснащения школ точками доступа к сети Wi-Fi и переподключение 437 наиболее крупных школ.

Формирование инфраструктуры обеспечит создание условий для повышения квалификации педагогов и улучшения качества образования в Республике Татарстан через использование единой электронной образовательной среды.

Для этого необходимо дальнейшее развитие информационной системы в части интерактивных сервисов, предоставления мобильных услуг родителям.

Обмен опытом педагогов в интерактивной среде и использование дистанционных технологий для обучения позволит  повысить качество  образовательных услуг в нашей республике.

К основным проблемам развития ИКТ в образовании Республики Татарстан относятся:

- невозможность использования низкоскоростных линий связи (до 10 Мбит/с) в школах с сетью Wi-Fi и несколькими десятками ноутбуков и учителей;

- необходимость оснащения каждого предметного класса проектором и экраном для демонстрации электронного образовательного контента всем ученикам;

- отсутствие качественных электронных образовательных материалов для каждого учебного занятия по каждому предмету каждого года обучения.

Растет инвестиционная привлекательность сферы инфокоммуникаций Республики Татарстан. В республике создан производственный кластер в сфере информационных технологий, который должен обеспечивать ИТ-услугами государственный сектор, предприятия и население региона, а в перспективе – выйти на федеральный и международный рынок ИТ-услуг. Казанский технопарк в сфере высоких технологий должен обеспечить территориальную концентрацию интеллектуальных и иных ресурсов.

В целях развития ИКТ-инфраструктуры библиотечной сети все центральные и республиканские библиотеки подключены к сети Интернет и оснащены современной компьютерной техникой. К началу 2013 года 34 процент сельских библиотек получили компьютерную технику. В 3 республиканских библиотеках (6 процентов от общего числа) внедрена и эксплуатируется единая автоматизированная библиотечная информационная система. На ее основе создан сводный электронный библиотечный каталог и портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан. В электронный вид переведены и доступны на портале более 1700 редких книг из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Для ускорения темпов оцифровки архивных и музейных фондов Республики Татарстан в 2010 году закуплены специализированные сканеры, ноутбуки, программно-аппаратные комплексы для оцифровки аудио- и видеоматериалов, цифровые фотокамеры и средства создания мультимедийных 3D-роликов и моделей.

Основной задачей в 2011 - 2013 годах является создание единого электронного информационного пространства библиотек Республики Татарстан и предоставление гражданам Республики Татарстан доступа к оцифрованным библиотечным ресурсам. Для этого планируется внедрение единой автоматизированной библиотечной системы в 80 процентах библиотек Республики Татарстан. Для доступа граждан к фондам музеев и архивов будут созданы информационные системы, которые станут доступными для граждан.

В 2013 году в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада, к этому событию в Республике Татарстан планируется внедрение множества инновационных наукоемких проектов в сфере информатизации и связи. В этих целях особо важным фактором является наличие документа, регламентирующего IT-процессы, и именно поэтому 2013 год является точкой обратного отсчета при проведении работ в данном исследовании.

Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Татарстан позволит добиться существенного повышения уровня жизни населения за счет создания развитой информационной среды общества, ключевым компонентом которой станет широкомасштабное использование информаци-онных ресурсов, перспективных информационно-коммуникационных техно-логий и средств их реализации.

Очевидно, что все эти мероприятия не должны носить хаотичный характер, необходима четкая формулировка государственной стратегии развития ИКТ, ориентированной не на точечную информатизацию различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности общества, а на применение ИКТ, как инструмент развития субъектов РФ и России в целом.

Примечательно, что страны, занимающие ведущие позиции в данном рейтинге, смотрят на ИКТ не как на отдельно взятый сектор экономики, а как на мощнейшее средство, способное поддержать любую модель роста. Стратегии таких стран базируются на том, что глобальные информационные системы, с одной стороны, связывают страну в единое целое и делают все его части информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, а с другой стороны – диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, его развития и защиты.

То есть современный мир стремится делать упор на инновации в развитии инфокоммуникационных технологий, а также на широкое распространение технологий и услуг ИКТ. В этом смысле для Республики Татарстан и Российской Федерации в целом целесообразно заимствование международного опыта и ориентация на определенную группу государств-лидеров.

 

Заключение

Проекты в сфере развития информационно-коммуникационных технологий являются национально и общественно значимыми для каждого региона и каждого государства. Их реализация кроме прямого экономического эффекта от появления новых технологий, способна повлиять на то место, которое страна или регион занимает в рейтингах по уровню развития ИКТ. Активная поддержка государством и Министерством связи и массовых коммуникаций создана для того, чтобы обеспечить благоприятные условия для совместной работы операторов-поставщиков новых телекоммуникационных услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры и правительственных органов, что, в конечном итоге, способно обеспечить ежегодный прирост ВВП России и предоставить пользователям услуги международного класса.

Период 2012-2020 гг. должен стать ключевым в формировании положительного имиджа России и ее регионов как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, благодаря следующим факторам:

  • планомерный масштабный запуск технологий связи 4 поколения (LTE) и развитие современных мультимедийных услуг на их основе,
  • обеспечение технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулирование их использования населением, государственными служащими и бизнесом,
  • поддержка со стороны частных и государственных инвесторов инновационных востребованных и уникальных проектов для России и регионов в телекоммуникационной и цифровой среде,
  • активное партнерство с западными игроками-лидерами по внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации новых видов услуг в цифровой среде,
  • формирование и усиление школы современного технического и ИКТ образования, повышение технологической грамотности населения.

Среди основных задач отрасли ИКТ на государственном уровне в России в целом и в республике Татарстан в частности можно перечислить следующие:

  • увеличение эффективности координации государственных расходов на информационные технологии;
  • пересмотр законодательства и нормативно-справочной информации в соответствии с международными стандартами;
  • введение «электронного правительства», электронных государственных и муниципальных услуг для решения внутренних задач, которые направлены на повышение эффективности работы госорганов и удобство их использования бизнесом и населением на мировом уровне;
  • предоставление доступа к современным услугам связи малых и удаленных населенных пунктов, а также преодоление проблемы «цифрового неравенства».

Информация о работе Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий