Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 15:21, реферат
Т.Мальтус написал и опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения». В чем же состоит новизна и оригинальность теории народонаселения Т.Мальтуса, принесшая ему, говоря словами М. Блауга, совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли. Соображения самого М. Блауга на этот счет сводятся к тому, что Т.Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли.
Введение…………………………………………….……………………….…….3
1. Биография Т. Мальтуса…………………………….……………………..........4
2. Теория народонаследия…………………………………………….………….6
3. Теория стоимости и доходов……………………………………………….…8
4. Теория воспроизводства………………………………………….…………..10
Заключение……………………………………………………………….………12 Список литературы……………………………………………………….……..14
Содержание
Введение…………………………………………….…………
1. Биография
Т. Мальтуса…………………………….……………………..
2. Теория
народонаследия…………………………………………
3. Теория стоимости и доходов……………………………………………….…8
4. Теория
воспроизводства………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Томас
Роберт Мальтус (1766—1834) — видный представитель
классической политической экономии Англии.
Творчество этого ученого формировалось
в основном в первой четверти XIX в.,
но результаты его научных изысканий
ценны и для современной
Т.Мальтус написал и опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения». В чем же состоит новизна и оригинальность теории народонаселения Т.Мальтуса, принесшая ему, говоря словами М. Блауга, совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли. Соображения самого М. Блауга на этот счет сводятся к тому, что Т.Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Эта теория стала неким стандартом в суждениях классиков об экономической политике, сводя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу, всякая сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.
В
самом деле, биологическую способность
человека к продолжению рода Т.Мальтус
характеризует его природными инстинктами
так же, как и у животных. Причем
эта способность, полагает он, несмотря
на постоянно действующие
Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса.
1. Биография Т. Мальтуса
Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник») близ города Гилдфорд, Доркинг (английское графство Суррей), в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо, с которыми он был лично знаком. В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адьюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что, в те времена, не требовало даже формальной веры в бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями.
Как младшему сыну Т. Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.
В
1798 г. появилась анонимно опубликованная
книга под названием «Опыт
о законе народонаселения». Ее автором
оказался неженатый молодой пастор
— будущий ученый-экономист Т.
Талант Т. Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.
Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение».
На
протяжении всей своей жизни Мальтус
жил очень скромно, чтобы не сказать
бедно, но последовательно и
Мальтус
скончался 23 декабря
1834 года и был похоронен в аббатстве города Бат.
2. Теория народонаследия
Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Т. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им "теории народонаселения", в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.
В 1798 г. в Лондоне была издана книга под названием «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества», в которой автор доказывал, что естественное увеличение численности человечества происходит в геометрической прогрессии, а увеличение продуктов питания — в арифметической.
В своей работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям:
-
биологическая способность к
размножению у человека
-
сама эта способность к
воспроизводству
Исходя из этой формулировки, голод для человечества мог стать реальностью, и для спасения народонаселения земли Мальтус предложил ввести меры по сокращению рождаемости, предлагая поздние супружества и сдержанность в брачных отношениях. Сокращение народонаселения в результате войн и эпидемий он также считал вполне приемлемыми мерами.
Центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.
Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а, прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы».
Своеобразие
методологических принципов Т.Мальтуса
очевидно из того, что он, безоговорочно
принимая концепцию экономического
либерализма, смог в то же время с
научных позиций обосновать свое
предвидение взаимосвязи темпов
роста экономики и
3. Теория стоимости и доходов
В основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита - Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.
Что
касается теории доходов Т.Мальтуса,
то и здесь его суждения созвучны
с положениями Ж.Б.Сэя и даже
Д.Рикардо. Так, в экономической литературе,
как правило, отмечается, что экономисты-классики
постмануфактурного периода разделяли
именно «железный закон заработной
платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его
теории народонаселения и в
К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д.Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.
Т. Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. При этом он отверг трудовую теорию ценности в редакции Д. Рикардо на следующем основании: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, нарушение законов рыночного, товарного хозяйства.
Причем, по формулировке Т.Мальтуса, для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал. Ценность товара определяется не только затратами «живого труда», но и прочими издержками производства, к которым он отнес «овеществленный труд», т.е. затраты, связанные с использованием средств производства (капитальных благ), а также прибыль на вложенный капитал.
И
здесь тема ценности становится тесно
связанной с проблемой