Экономический рост: сущность, виды и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть в полной мере понятие экономического роста и рассмотреть его особенности в Республике Казахстан.

В курсовой работе ставятся следующие задачи:

суммировать существующие понятия экономического роста,
показать перспективы экономического роста Казахстана с учетом особенностей факторов экономического роста, обусловленных своеобразием экономического развития республики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

I глава. Теоритический аспект экономического роста…………………………5

1.1. Понятие экономического роста……………………………………………..5

1.2. Типы экономического роста………………………………………………...6

1.3. Факторы экономического роста………………………………………….....7

II глава. Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан..10

III глава. Рекомендации по улучшению экономического роста в Республике Казахстан……………………………………………………………………....22

3.1. Главные компоненты модели экономического рост……………………..22

3.2. Изменение политики……………………………………………….………23

3.3. Исправление работы фондового рынка…………………………………...26

3.4. Муниципальная власть………………………………………….…………29

3.5. Конкурентные факторы………………………………………………….…30

Заключение………………………………………………….………………........31

Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

оэт на распечатку без нумерации.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем необходимо усилить роль Министерства финансов, которое должно одновременно нести полную ответственность  за исполнение бюджета. Как по доходам, так и по расходам.

    К сожалению, у нас еще с советских  времен сложилась порочная практика Министерство финансов является простым исполнителем предписаний Премьер министра, а министры также напрямую больше работают с Премьер министром, нежели с министром финансов

    Важно организовывать строгий аудит исполнения доходов и расходов бюджета. Причем аудит должен быть активным и способствовать повышению эффективности управления бюджетом во всех направлениях

    Внешний аудит, осуществляемый сегодня Счетным  комитетом, должен быть несколько изменен  в сторону расширения прав этого комитета, увеличения его самостоятельности. Следует исключить из его полномочий проверку частных компаний, поскольку это отвлекает его от проверки госпредприятий и госорганов управления. Зато необходимо наделить данный орган правом проведения финансового расследования, а его сотрудники должны находиться под специальной защитой. Кроме того, отчеты и результаты деятельности Счетного комитета должны широко освещаться в печати. Аудит государственных счетов должен заканчиваться рекомендациями по улучшению бюджетной политики, повышению эффективности бюджетных программ.

    Кроме этого пора ввести институт оценки бюджета, когда государственные  расходы рассматриваются с точки  зрения его выгоды и эффективности  затрат. Ведь множественность решаемых задач требует выработки приоритетов, использования бюджетных средств с максимальной выгодой.

    Оценка  должна быть комплексной и опираться  не только на экономическую эффективность (что касается преимущественно инвестиционных вложении), но и на социальную эффективность, а также эффективность деятельности министерств (МВД, например, по снижению преступности).

    Оценку  бюджета целесообразно делать силами, возможно, и Счетного комитета, но обязательно  с участием общественности (через  СМИ), крупнейших независимых экономических  агентств.

    Принятый  на сегодня Закон "О бюджетной  системе" заложил некоторые основы для этого, но реально, на практике, бюджетный процесс протекает  прежними методами.

    Рыночное  планирование бюджета пора проводить  на основе макроэкономического и  функционального подхода. Предупреждение мошенничества, незаконного присвоения и растраты средств следует обеспечивать не только четким разделением функций и взаимным контролем, но и ужесточением закона в отношении нецелевого использования органами и учреждениями бюджетных средств. А также процедурой проведения конкурсных торгов, конкурсного размещения заказов

    Перечисленные методы из западного опыта, они являются методами демократической системы  с высокой конкуренцией. Государственные  закупки, например, очень распространенные в США (закон о заключении контрактов на конкурсной основе принят в 1984 г) основаны на широком общественном освещении еще на стадии объявления конкурса.

    В казахстанском законодательстве процедуры  контроля за расходами четко не определены и не соблюдаются, нет строго установленных правил обязательной предварительной про верки правильности платежей банком или личной ответственности должностного лица нет понятия предварительного контроля и его роли

    Усиление  законности по отношению к бюджетному процессу требует также однозначно отказаться от практики секвестирования бюджета. Очевидна необходимость установления особого статуса бюджетного учреждения, поскольку сегодня в бюджетно-финансовой сфере процветает волюнтаризм вышестоящего руководства

    Для денежной поддержки чрезвычайных ситуации можно создать специальные циклические фонды для финансирования некоторых видов расходов, средства для которых будут выделяться только тогда когда это будет оправдано определенной макроэкономической ситуацией

    Следующей задачей является введение жесткого мониторинга кредиторской задолженности, в том числе - задолженностей местных бюджетов. Денежно-расчетную дисциплину пора налаживать очень решительными мерами, поскольку мультипликативный эффект от задолженности - разрушительный эффект.

    3.3 Исправление работы  фондового рынка

 

    Точкой  пересечения бюджетной и кредитно-денежной политики в вопросе их инвестиционной направленности является проблема рынка  государственных ценных бумаг.

    В условиях низкой обеспеченности денежным агрегатом (вследствие преобладания антиинфляционной составляющей в денежно-кредитной политике) ГКО отвлекают сбережения и банковские вклады от инвестиций.

    В итоге кредитно-банковская сфера  перестает выполнять одну из важных функций превращения частных  сбережений в капиталовложения.

    Банковская  система еще не пользуется большим  доверием у населения, которое сегодня  могло бы выступать в некоторой  степени инвестором. В то же время  сегодня лишь небольшая часть  сбережений населения расходуется  на кредитно-инвестиционные цели, тогда как большая на текущие нужды, спекулятивные операции, богатства или - вывозится за рубеж.

    Частные сбережения составляли в 2008 г. всего 27 млрд тенге, или около 3% ВВП. Реальные частные накопления гораздо выше. 12

    Фондовый  рынок страны сегодня ярко разделен на два независимых сектора, в котором как в зеркале отражаются все проблемы в экономике и который, как барометр, свидетельствует о ненормальности протекающих экономических процессов.

    Первый  из этих секторов, или как его  неправильно называют - рынок государственных ЦБ (ГКО), вряд ли в чистом виде можно считать рынком. Он должен быть лишь сектором в целом финансового рынка (включающего и корпоративные ЦБ), но не отдельным рынком ведь в нем отсутствует конкуренция, а продавцом выступает только одно лицо государство.

    Данный  сектор функционирует весьма активно, и, по существу, он один только и определяет лицо нынешнего так называемого  фондового рынка. Выпуск ГЦБ на сегодня, как уже отмечалось, на 15 - 20% покрывает дефицит ГБ. Второй сектор рынка ценных бумаг рынок корпоративных ЦБ вовсе не развит.

    Такой ярко выраженный перекос в развитии фондового рынка является еще  одним свидетельством того, о чем  мы говорили выше: рынок корпоративных  ЦБ не развивается ввиду общего упадка национальной промышленности. Рынок же государственных ЦБ процветает, так как бюджет все больше и больше нуждается в источниках финансирования увеличивающегося дефицита бюджета.

    Сравнение фондового рынка России и Казахстана ярко доказывает: казахстанскую экономику  можно было поднять в значительной степени на основе развития фондового рынка, привлечения иностранного капитала не путем прямой продажи, а через продажи акций на национальных и иностранных рынках. Это дало бы не только высокие доходы самим предприятиям, но и мощный толчок развитию в целом фондового рынка. А значит, способствовало бы развитию всей экономики.

    К сожалению, Казахстан пошел по другому  пути. Рассмотрим данную проблему подробнее, чтобы уяснить, почему "к сожалению".

    Рынок государственных ЦБ начал постепенно развиваться с 1995 г. и по мере того, как становилось понятно, что полученные иностранные кредиты обречены на не возврат, а проблема внешнего долга не позволит надеяться на внешние источники покрытия дефицита бюджета, этот рынок, постепенно набирая силу, превратился в основной источник покрытия дефицита бюджета. Кредиты ЦБ составили в 2007 г. 2.5 млрд тенге, на 12.8 млрд тенге дефицит был профинансирован за счет внутренних ЦБ.

    В 2007 г. были размещены ГЦБ на общую сумму 54.1 млрд тенге. Общий объем размещенных ГЦБ по сравнению с 2006 г. увеличился в 1.7 раза, в том числе объемы ГКО-3 увеличились в 1.44 раза, при этом средневзвешенная дисконтированная цена составила 96,01. средневзвешенная доходность 16.69%.

    Из  всего объема ГЦБ национальные сберегательные облигации (НСО) составили 1,5 млрд. государственные краткосрочные обязательства 52.6 млрд тенге, государственные среднесрочные обязательства 870 млн тенге. ГКО со сроком обращения 3 месяца составили 30.8 млрд тенге. 6-месячные 16.02 млрд тенге. 12-месячные 5,77 млрд тенге.

    В 2007 г. НСО были размещены на сумму 550 млн тенге, что составило 70% от запланированного. Это было связано с тем, что новые возможности заимствования были открыты в виде ГСО и евробондов.

    При некотором увеличении выпуска НСО  список финансовых агентов по размещению остался прежним: Народный сберегательный банк, ТуранАлем банк, Казкоммерцбанк и банк "Центркредит" Их объемы размещения за год были следующими: Народный банк 550 млн. ТуранАлем 380 млн. Казкоммерцбанк 430 млн. "Центркредит" - 140 млн тенге. Что касается вторичного рынка, то в результате внебиржевых операций, прошедших с 1 по 31 января 2008 г., было реализовано МЕККАМ в количестве 200 864 335 штук, объем реализованной стоимости составил 19 969 млн тенге. В январе 2009 г. было размещено 4 эмиссии ГКО-З. общий объем размещения составил 1685 млн тенге

    В 2008 г. Казахстан запустил в обращение ряд новых государственных ЦБ: государственные ЦБ для пенсионных фондов со сроком обращения не менее 5 лет, МЕОКАМы (аналоги российских ГКО) с 3-годичным сроком обращения и государственные ценные бумаги со сроком обращения 10 лет, в которые будет переоформлен долг Правительства Нацбанку за кредиты, выданные для погашения дефицита бюджета. Закон "О бюджетной системе" предполагает хотя и самые разные источники внутреннего и внешнего заимствования, но основной акцент Правительство делает на внутренние. Связано это отчасти со ставкой в последние годы на реформирование пенсионной системы.

    Однако  как бы ни был успешным для Правительства  внутренний рынок, поскольку он оказывался несколько "дорогим" по сравнению с зарубежным (государству приходилось ориентироваться на банковские проценты), то с 1996 г. государство вынуждено было обратить взор на международные рынки.

    Если  покупателями первой эмиссии евронот в 200 млн долл на 3 года были в основном институциональные инвесторы, то в 350 млн долл. (на 5 лет), размещенных в 2007 г., были уже розничные торговцы. Сегодня прорабатываются варианты размещения на 10-летний срок. Однако нет абсолютно ни какой разницы в том, что финансирование дефицита бюджета стало осуществляться теперь самим бюджетом. От перемены мест сумма не меняется. Единственной разницей является то, что Правительство вольно использовать средства от продажи ГКО. не выпрашивать средств у Нацбанка. Оно само, сколько надо, может выпускать их. ГКО. другими словами, выступают теми же деньгами, но эмитируемыми Правительством.

3.4 Муниципальная власть - надежный заемщик

 

Необходимо  развивать цивилизованный рынок  муниципальных облигаций. Распространенность их в мире объясняется тем, что местные администрации - муниципалитеты считаются одними из самых надежных заемщиков. Такая практика насчитывает в мире сотни лет. В Казахстане муниципальные займы не распространены, поскольку местные бюджеты в отличие от центрального бюджета весьма слабы и бюджетная система, принятая в стране, не позволяет оставлять на местах значительные средства. Дискредитация этого вида ценных бумаг, неизученность и нераспространенность цивилизованной формы не позволяют использовать их по истинному назначению с цепью рефинансирования местных социальных программ, снижения влияния сезонных факторов на состояние местного бюджета. Как известно, амортизация (погашение) займа местной администрации осуществляется путем реализации капиталоемких проектов, в которых нуждается данный регион, а также путем управления резервным фондом займа.

    Муниципальные займы отличаются по срокам амортизации, способам выплаты дохода и бывают генеральные (предназначенные для  обслуживания текущих потребностей и погашающиеся из налоговых поступлений) и подоходные (под обслуживание конкретных проектов). Практически все местные проекты в нормальной рыночной экономике должны строиться местными администрациями путем привлечения инвестиций, но не за счет централизованных средств. Яркий пример тому: в США крупнейший в мире Денверский аэропорт был построен не за счет средств федерального бюджета. Почему в Казахстане весь Казахстан строит мост через Иртыш. Ответ прост: централизация бюджета и управление из центра выгодны для центрального Правительства. Как уже показал опыт Москвы и Санкт-Петербурга, иностранный инвестор, в принципе, готов рисковать и вкладывать в акции известных крупных городов. Причем программы эти контролировались федеральной комиссией ценных бумаг. Безусловно, приведенные примеры из практики Федеративных государств. Однако для отдельных городов Казахстана данный подход мог бы сыграть плодотворную роль. Например, нам можно было бы попытаться использовать этот опыт, начав с Алматы. Ведь не использован еще потенциал данного финансового инструмента. Как для привлечения дополнительных финансов, так и для оживления рынка ценных бумаг.

3.5 Конкурентные факторы

 

    Важно вначале определить конкурентные факторы, обратив при этом особое внимание на:

Информация о работе Экономический рост: сущность, виды и проблемы