Экономический рост: сущность, виды и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть в полной мере понятие экономического роста и рассмотреть его особенности в Республике Казахстан.

В курсовой работе ставятся следующие задачи:

суммировать существующие понятия экономического роста,
показать перспективы экономического роста Казахстана с учетом особенностей факторов экономического роста, обусловленных своеобразием экономического развития республики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

I глава. Теоритический аспект экономического роста…………………………5

1.1. Понятие экономического роста……………………………………………..5

1.2. Типы экономического роста………………………………………………...6

1.3. Факторы экономического роста………………………………………….....7

II глава. Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан..10

III глава. Рекомендации по улучшению экономического роста в Республике Казахстан……………………………………………………………………....22

3.1. Главные компоненты модели экономического рост……………………..22

3.2. Изменение политики……………………………………………….………23

3.3. Исправление работы фондового рынка…………………………………...26

3.4. Муниципальная власть………………………………………….…………29

3.5. Конкурентные факторы………………………………………………….…30

Заключение………………………………………………….………………........31

Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

оэт на распечатку без нумерации.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Таблица 1: Основные макроэкономические показатели Казахстана

     *Данные  представлены за январь-июль 2009 года 

    Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике.

     ВВП Казахстана в 2008 г. увеличился практически  в 3 раза по сравнению с 2004 г., достигнув  отметки 15 936 млрд. тенге или 132,5 млн. долл. США. При этом, индекс физического объема носит неоднозначный характер - по сравнению с 2004 г. индекс физического объема в 2008 г. сократился на 6,3 процентных пункта. Индекс физического объема ВВП за январь-июнь 2009 г. по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 97,7%.

       

     Рис.1 ВВП Республики Казахстан с 2004 по 2009 г.

     Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике  
 

Доли  производства товаров и производства услуг в ВВП в 2008 г. составили 45,6% и 51,9% соответственно. В период за январь–июнь 2009 года - доля производства товаров в ВВП составила 39%, услуг – 61,3%.

Рис.2. Структура  ВВП Республики Казахстан, %

       Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

Показатели развития промышленности Казахстана:

В структуре промышленности наибольшую часть занимает горнодобывающая промышленность. В 2008 г. производство горнодобывающей промышленности достигло 6 271 млрд. тенге (или 52,2 млрд. долл. США), где основная доля приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, в частности, добычу сырой нефти и попутного газа (в среднем порядка 90%).

     

     Рис.3. Динамика роста производства промышленности Казахстана в 2004-2008 гг., млрд. тенге

     Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике. 

     Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом конечного использования, за 1 полугодие 2010 года составил 8 898 016,4 млн. тенге. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года в реальном исчислении наблюдается прирост по компонентам расходов на конечное потребление: домашних хозяйств – на 4,9%, органов государственного управления – на 2,2%, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства– на 3,7%. 
 

  в текущих  ценах, млн. тенге в процентах
к соответствующему периоду  прошлого года к итогу
индекс 
физического 
объема
дефлятор 1 полугодие 
2010 г.
1 полугодие

 2009 г.

Расходы на конечное потребление 4 846 434,2 104,3 108,2 54,4 66,1
домашних  хозяйств 3 671 433,1 104,9 107,1 41,2 50,3
органов государственного 
управления
1 069 965,2 102,2 111,6 12,0 14,4
    на индивидуальные товары 
    и услуги
600 194,5 103,1 113,0 6,7 7,9
    на коллективные услуги 469 770,7 101,1 109,9 5,3 6,5
некоммерческих  организаций, 
обслуживающих домашние 
хозяйства
105 035,9 103,7 111,8 1,2 1,4
           
Валовое накопление 2 033 364,3 95,8 108,0 22,9 30,4
    валовое накопление основного  капитала 1 803 223,4 100,5 107,7 20,3 25,7
изменение запасов материальных оборотных средств 230 140,9   110,4 2,6 4,7
           
Чистый  экспорт 2 018 217,9     22,7 3,5
экспорт товаров и услуг 4 696 567,4 110,7 149,7 52,8 43,6
импорт  товаров и услуг 2 678 349,5 93,0 110,7 30,1 40,1
           
Валовой внутренний продукт 
методом конечного использования
8 898 016,4 109,1 125,7 100,0 100,0
Валовой внутренний продукт методом производства 9 133 553,0 108,0 118,4    
Статистическое  расхождение 9 235 536,6        

      Таблица 2: Валовой внутренний продукт методом  конечного использования за 1 полугодие 2010 года.

    Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике.

Доля  расходов на конечное потребление за 1 полугодие 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 11,7 процентных пункта, валового накопления – на 7,5 процентных пункта, а доля чистого экспорта увеличилась на 19,2 процентных пункта.                            

 

III глава. Пути совершенствования экономического развития в Республике Казахстан

3.1 Главные компоненты  модели экономического  роста

Картина сегодняшних экономических реалии, понадобилась для того чтобы наглядно доказать необходимость тщательного конструирования модели экономического подъема и роста. Перечислим ее главные компоненты:

    - усиление государственного контроля  за стратегическими предприятиями, т.е

    • введение жесткого ценового контроля, мониторинга финансово-хозяйственной деятельности,
    • пересмотр контрактов в необходимых случаях, приведение их в соответствие с законодательством и экономическими условиями внутреннего рынка республики;
    • применение уголовного наказания за сокрытие доходов

    - ограничение и постепенная отмена  неоправданных льгот иностранному капиталу;

    - активное привлечение прямых  иностранных инвестиций в обрабатывающую  промышленность и сельское хозяйство;

    - всемерное стимулирование развития  малого и среднего бизнеса;

    снижение  совокупного налогового бремени, прежде всего, за счет усовершенствования НДС при одновременном ужесточении налогового администрирования;

    - пересмотр механизмов внешнего  заимствования (отказ от гарантий  кредитов в частный сектор);

    - отказ по мере возможности от займов и кредитов, проведение их реструктуризации;

    - развитие фондового рынка. 

    Необходимо  более активно включить механизмы  возврата средств. Правительство иногда лукавит и вводит в заблуждение  парламент, по справедливости задающий вопрос о возврате средств. Чаще всего  Правительство начинает ссылаться  на невозможность вернуть средства и покорно расплачивается деньгами налогоплательщиков за частное предприятие. Не выгоднее ли его национализировать или обанкротить (поскольку государство за него выплачивает долги).

3.2 Изменение политики, которая остается  инфляционной

 

    На  протяжении всех лет реформы мы наблюдаем  перманентный бюджетный кризис, в  результате которого внутренний долг государства к 2007 г. достиг 78 млрд тенге (почти 1 млрд долл.).

    Дефицит бюджета-2008 г. в размере 5.5% (1,2 млрд долл.) против 2.7% в 2006 г. и 3,66% в 2007 г. был покрыт за счет привлечения займов, размещения государственных ценных бумаг на внешнем и на внутреннем кредитном рынках. Инфляция при этом 9,5%.10

    С методологической точки зрения следует  уточнить отношение к источникам покрытия дефицита бюджета ГКО и внешние займы действительно являются неинфляционными источниками финансирования бюджетного дефицита. Тем не менее, они ведут к росту государственного долга, увеличивают бюджетные расходы. В результате становятся дороже деньги на финансовом рынке растет процентная ставка за кредиты, а это затормаживает экономический рост.

    В проблеме инфляции важно не формальное ограничение или обоснование  эмиссии, а поддержание соотношения  между товарной и денежной массой. И приоритетная задача государства - стимулировать рост объема товаров и услуг, в том числе кредитными и фискальными методами, следить за тем, чтобы прирост денег адекватно обслуживал прирост товаров.

    Дефицит бюджета, являясь одним из индикаторов  финансовой сбалансированности, не должен рассматриваться изолированно, вне задач возобновления экономического роста, гармонизации других его составляющих. Между темпами экономического роста и размерами бюджетного дефицита существует прямая связь. Поэтому необходим отлаженный механизм координации и взаимодействия основных финансово экономических показателей

    Денежно-кредитная  политика подчинена сегодня в  основном решению задачи уменьшения влияния бюджетного дефицита на платежеспособность хозяйствующих субъектов и инфляцию, она зажата в тисках двух императивов - уровня инфляции и уровня бюджетного дефицита и не оказывает существенного воздействия на экономику.

    Чтобы изменить ситуацию, потребуется признать роль и значение кредита в авансировании  производства, обеспечении непрерывности  кругооборота средств, учитывать специфику кредитования оборотных средств и основного капитала. Это даст возможность выработать более обоснованный подход к определению денежной массы. Тогда кредитно-финансовая политика будет действительно активно влиять на формирование бюджета, а не механически выводиться из бюджетных проектировок.

    Одним из ключевых индикаторов бюджетной  политики, направленной на экономический  рост, должен стать показатель доли государственных расходов в ВВП  Естественно, что стратегия государственных  расходов обусловливается той ролью, какую государство играет в рыночной экономике. Если признать необходимость активной роли государства, по меньшей мере, в области бюджетно-финансовой и денежно кредитной политики, то тенденция снижения доли государственных расходов в ВВП должна быть заменена тенденцией их стабилизации и поэтапного повышения до разумного уровня

    Чтобы придать бюджету активный характер, необходимо:

    1. Принять меры по усилению ответственности  за планирование и использование  бюджета.

    2. Усилить внутренний и внешний контроль над бюджетом.

    Государство вводило уже не раз для этого  специальные институты. Так, например, сегодня уже существуют Казначейство, Комитет валютно-финансового контроля для внутреннего контроля и Счетный  комитет для внешнего контроля, подчиненный Президенту РК. Однако на деле эти структуры пока малоэффективны. В основном они вынуждены констатировать факты нарушении бюджетной дисциплины, что во многом связано с ограниченными их возможностями. Для предупреждения злоупотреблений следовало бы ввести превентивный механизм, например специальный институт контролеров. 11

    Системы финансового контроля с помощью  контролеров действуют во Франции, США Великобритании других странах. Во Франции такая система наиболее жесткая и установлена еще  в 1922 г. Она основана на простом принципе, чтобы финансовое решение, принимаемое министром, стало законным, оно должно утверждаться финансовым контролером, подчиняющимся министру финансов. Таким образом, министр финансов осуществляет контроль за деятельностью министерств, контролер осуществляет наблюдение за деятельностью министерств априори, то есть до принятия обязательств по расходам Он так же следит за использованием средств в дальнейшем и в любой момент может приостановить перечисление средств, если видит, что они используются не по назначению или слишком быстро. Аналогичный контроль осуществляется в Великобритании, за исключением того, что контролер назначается казначейством. В США система финансового контроля несколько демократичнее, она придает большую автономность министерствам. Однако они имеют особый закон об ответственности управляющих и обязательно - систему внутреннего контроля. К тому же в министерствах проводится обязательный аудит. Наличие нецелевого использования (даже в небольших размерах) грозит в самом лучшем случае отставкой министра.

Информация о работе Экономический рост: сущность, виды и проблемы