Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:01, реферат
Новый переворот, в результате которого к власти пришла Екатерина II, был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот 1762 года поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.
Введение 2
1.1. Политика «просвещенного абсолютизма» 5
1.2. Меры по совершенствованию государственного управления 8
1.3. Общие направления политики в социально-экономической сфере 10
2. Политика Екатерины II в социально-экономической сфере 12
2.1. Сельское хозяйство 12
2.2. Крестьяне и помещики 14
2.3. Промышленность 17
2.4. Торговля 19
2.5. Социально-экономическая политика государства 21
Заключение 24
Литература 26
Содержание
Введение 2
1.1. Политика «просвещенного абсолютизма» 5
1.2. Меры по совершенствованию государственного управления 8
1.3. Общие направления политики в социально-экономической сфере 10
2. Политика Екатерины II в социально-экономической сфере 12
2.1. Сельское хозяйство 12
2.2. Крестьяне и помещики 14
2.3. Промышленность 17
2.4. Торговля 19
2.5. Социально-экономическая политика государства 21
Заключение 24
Литература 26
Введение
Новый переворот, в результате которого к власти пришла Екатерина II, был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот 1762 года поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.
Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; ее предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649 года, и не могли сладить с этим делом.
«Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми достоинствами, которые сделали ее создательницею, чем самодержицею своей Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Петр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела ни одной неудачи». (А. М. Грибоевский. «Записки о императрице Екатерине Великой»). Екатерина была сторонницей самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.
Она была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой, подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в ее переписке много язвительности и насмешливости.
Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Н. И. Панин пользовался ее доверием. При Екатерине Панин стал заведовать внешними делами России. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти. Екатерина желала широкой законодательной реформой поставить общественную жизнь России на общеевропейские основания.
Цель данной работы - проанализировать царствование Екатерины II. Для этого проведем анализ реформ в области государственного управления, а также основные направления экономической и социальной политики.
1. Политика Екатерины II в области государственного управления
1.1. Политика «просвещенного абсолютизма»
«Просвещенный абсолютизм» - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах (например, укрепляются позиции новых общественных сил - буржуазии, интеллигенции), так и в духовной жизни общества.
Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих «естественные права» человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что «просвещенные монархи», проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал «общего блага», то есть добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.
Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования.
Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России.
Факторы проведения политики модернизации. В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни:
– Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли.
– Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с «духом времени», социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.
– Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.
– Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
– Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.
На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила крайне противоречивый характер: «просвещение» и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.
В отечественной историографии существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
Решающую роль играла личность «великой императрицы», оказывавшая огромное влияние на проведение политики «просвещенного абсолютизма» в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 года, то есть после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 года приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если «Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских».
Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на «крещеную собственность» и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что «казанская помещица» победила в ней «философа в юбке». Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.
Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:
I. Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
II. Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
III. Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
IV. Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика «экономического либерализма»).
V. Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране как обязательное условие модернизации и просвещещния.
VI. Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Сущность политики «просвещенного абсолютизма», таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и «обновление» абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.
1.2. Меры по совершенствованию государственного управления
Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 года сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 году императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.
Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, то есть осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.
Управление окраинами. В 1764 году было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 году упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
Уложенная комиссия и попытка проведения просвещенных реформ. В 1767 году Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.
На основании идей французских просветителей Екатерина II подготовила «Наказ» Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по расширению свобод, смягчению крепостного строя и т.д. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.
Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также, осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 году войны с Турцией. Комитеты Комиссии продолжили свою работу по согласованию множества законов, подчас противоречивших друг другу.
Реформа местного управления.
Причины и основные задачи. Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - «пугачевщины». Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.
Основное содержание реформы. В 1775 году Екатерина издала «Учреждение для управления губерний». Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.
В уезде главным органом управления был «низший земский суд» во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.