Экономические субъекты и их интересы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:22, реферат

Краткое описание

Экономические субъекты активны. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Условно их подразделяют на микро- и макросубъектов.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

Выработка продукции  должна быть решающим показателем работы сдельщика, а её уровень должен непосредственно  зависеть от самого работника. Иначе  говоря, отдельный работник или их группа могли бы реально обеспечивать соответствующий уровень производительности своего труда. Создание на рабочих местах всех необходимых условий для  эффективной работы.

Без надлежащего  учёта результатов работы и фактически отработанного времени не может  быть эффективной сдельной оплаты потому, что любые отклонения в правильности учета приведут к искусственному завышению объёма выполненной работы или уровню выполнения норм.

Социальная  политика государств

 

  Социальная политика  государства может быть представлена  как форма сознательного воздействия  на социальную сферу жизнедеятельности  людей с целью ее изменения.  Это наиболее обобщенное представление  о социальной политике государства  позволяет рассмотреть ее как  часть государственного управления, объектом которого является социальная  сфера жизни людей. В силу  специфики социальной сферы как  объекта управления социальная  политика также является специфическим  воздействием. Уяснив данную особенность  социальной сферы, мы сможем  также понять особенность деятельности  государства, которая обозначается  таким понятием как «социальная  политика».

Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

  Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

  Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем ,прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

  Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

· компенсаторную, которая  направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая  социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов  от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции  тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости  от политики государства вообще.

  Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг.

     Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1) защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении  цен и проведение индексации;

  2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

  3) выдача помощи  на случай безработицы;

  4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы для работающих;

  5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;

  6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат.

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Варианты  системных реформ в переходной экономике: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и «шоковая терапия».

Эволюционный  путь («градуализм»)

 

Можно выделить следующие  общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на  основе долгосрочной стратегии  реформ последовательно, шаг за  шагом заменяет механизмы административно-командной  системы рыночными отношениями.  Так, в Венгрии этот процесс  происходил с 1968 по 1990 гг., а в  Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы  связывается с установлением  динамического равновесия на  потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и  прежде всего благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка. В Китае ограничения  на создание частных производственных  предприятий были отменены в  середине 80-х гг., что позволило  спустя пять-шесть лет полностью  насытить потребительский рынок.

3. Рыночные отношения  первоначально охватывают сферу  производства и сбыта потребительских  товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация  цен проводится на последующих  этапах реформы, причем нередко  с сохранением государственного  контроля над ценами в отраслях  с сильными монополистическими  тенденциями, с целью избежать  резкого снижения жизненного  уровня населения.

5. Проводится жесткая  финансовая политика в целях  недопущения высокой инфляции. В  Венгрии максимальный годовой  прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994 г.).

6. Активно формируется  рыночная инфраструктура, поощряется  частное предпринимательство, главным  образом в мелком производстве  и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных  с ним отраслей по производству потребительских  товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

 

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая  функция - поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого  необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших  институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

    * одномоментную  либерализацию цен на основную  массу товаров и услуг и  переход от государственного  материально-технического снабжения  к свободной торговле средствами  производства и предметами потребления.  Эта мера приводит к устранению  товарного дефицита и запускает  механизмы рыночного саморегулирования;

    * скорейшее  разрушение прежней системы централизованного  планирования и замена административных  способов государственного регулирования  экономическими, среди которых главными  являются ужесточение условий  предоставления кредита, ограничение  денежной эмиссии;

    * ускоренную  приватизацию государственной собственности,  переход к частной собственности  на землю;

    * либерализацию  внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию  внутреннего рынка и экономики  в целом для иностранных товаров  и капитала.

Недостатки стратегии  радикального перехода к рыночной экономике  сводятся к следующему: во-первых, в  условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

Классификация налогов. Особенности  современной налоговой  системы РФ

Классификация налогов

 

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию  налогов.

НК РФ предусмотрено  деление налогов и сборов по видам  на три группы:

•               федеральные;

•               региональные;

•               местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными  бумагами, акцизы. Перечень федеральных  налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти  налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту  группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и  другие.

К местным относятся  налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Деление налогов  на федеральные, региональные и местные  не зависит от бюджета или внебюджетного  фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  и относится к группе федеральных  налогов 

До вступления в  силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации  от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой  системы в Российской Федерации .

Особенности современной налоговой  системы

 

Как известно, в основу современной мировой налоговой  системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским  экономистом А. Смитом, который еще  в 1776г. в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства  народов" впервые сформулировал  четыре основных правила налогообложения. Дополненные немецким экономистом  А. Вагнером, эти правила были уточнены в XX веке с учетом реалий экономической  и финансовой теории и практики. В настоящее время принципы налогообложения  сформированы в определенную систему, сочетающую в себе интересы, как  государства, так и налогоплательщиков.

Соблюдение основополагающих принципов налогообложения провозглашено  и подтверждено при построении российской налоговой системы. Отдельные из них достаточно четко изложены в  Налоговом кодексе РФ. В частности, в ст. 3 прямо указывается, что  налоги и сборы должны иметь экономическое  обоснование и не могут быть произвольными, а при их установлении должна учитываться  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. Вместе с тем, к  сожалению, в числе обозначенных в НК РФ принципов налогообложения  отсутствует один из основополагающих, сформулированный еще А. Смитом, - принцип  равенства и справедливости, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все  юридические и физические лица должны принимать материальное участие  в финансировании потребностей государства  соизмеримо доходам, получаемым ими  под покровительством и при поддержке  государства.

Информация о работе Экономические субъекты и их интересы