Экономические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая жизнь общества может протекать в различных институциональных формах.
Классификация форм деятельности с экономической точки зрения сопряжена с ответом на ряд вопросов, сформулированных в риторической манере неоклассиками. Каждое общество, отмечают они, стоит перед проблемой выбора решения следующих вопросов:

Оглавление

Введение
1. Теоритические основы экономических систем
1.1 Понятие экономической системы
1.2 Формационный и цивилизационный подходы
1.3 Историческая классификация экономических систем: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная экономика
1.4 Характеристика экономических систем
1.4.1 Традиционная экономика
1.4.2 Рыночная экономика
1.4.3 Командная экономика
1.4.4. Смешанная экономика
1.5 Модели в рамках экономических систем
2. Нормативно законодательное регулирование
2.1 Налоговый кодекс РФ. Налоговая система РФ
2.2 Бюджетный кодекс РФ. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
2.3 Гражданский кодекс РФ
3. Экономическая система России
3.1 Российская модель переходной экономики
3.2 Геополитические и исторические особенности
3.3 Особенности экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 115.94 Кб (Скачать)

2.2 Бюджетный кодекс  РФ. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации 

   Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [8, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.   Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

   Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

   Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

   Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [8, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

   Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

   Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

   первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

   второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

   третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

   Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен  в виде следующей схемы:

   Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

   Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

-единства бюджетной системы Российской Федерации;

-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

-самостоятельности бюджетов;

-полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-сбалансированности бюджета;

-эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-гласности;

-достоверности бюджета;

-адресности и целевого характера бюджетных средств. 

   Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

   Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

   Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

- наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с законодательством определять  направления расходования средств  соответствующих бюджетов и источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

   Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

   Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

   Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

   Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

   Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

   Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [8] 
 

2.3 Гражданский кодекс  РФ 

   Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Гражданский кодекс РФ состоит из 1 551 статьи и  разделён на четыре части.

Часть первая

Раздел I. Общие положения (статьи 1—208)

Раздел II. Право собственности и другие вещные права (статьи 209—306)

Раздел III. Общая часть обязательственного права (статьи 307—453)

Часть вторая

Раздел IV. Отдельные виды обязательств (статьи 454—1109)

Часть третья

Раздел V. Наследственное право (статьи 1110—1185)

Раздел VI. Международное частное право (статьи 1186—1224)

Часть четвёртая

Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (статьи 1225—1551)

Реформа Гражданского кодекса

   18 июля 2008 года Президент РФ подписал Указ № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

   Данным Указом глава государства определил следующие цели совершенствования гражданского законодательства страны: дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом; сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза; использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств; обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации. 

Информация о работе Экономические системы