Экономические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая жизнь общества может протекать в различных институциональных формах.
Классификация форм деятельности с экономической точки зрения сопряжена с ответом на ряд вопросов, сформулированных в риторической манере неоклассиками. Каждое общество, отмечают они, стоит перед проблемой выбора решения следующих вопросов:

Оглавление

Введение
1. Теоритические основы экономических систем
1.1 Понятие экономической системы
1.2 Формационный и цивилизационный подходы
1.3 Историческая классификация экономических систем: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная экономика
1.4 Характеристика экономических систем
1.4.1 Традиционная экономика
1.4.2 Рыночная экономика
1.4.3 Командная экономика
1.4.4. Смешанная экономика
1.5 Модели в рамках экономических систем
2. Нормативно законодательное регулирование
2.1 Налоговый кодекс РФ. Налоговая система РФ
2.2 Бюджетный кодекс РФ. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
2.3 Гражданский кодекс РФ
3. Экономическая система России
3.1 Российская модель переходной экономики
3.2 Геополитические и исторические особенности
3.3 Особенности экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 115.94 Кб (Скачать)

   Полное огосударствление хозяйства вызывает  невиданную           по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

   В странах с командной экономики решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

   Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам  повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно  утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

   Отличительной особенностью распределения продукции в командной экономике являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты [составлено мною по материалам источников 1, с.35-36 и 2 с. 24-27]. 
 

1.4.4. Смешанная экономика 

   В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

   В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

— смешанная  экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических  форм;

— смешанная  экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

   Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет  однозначного толкования, трактовки  смешанной экономики в современных  условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал [4, 11 с.341-343].

   Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

   Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

   Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов [4, 11 с. 344]. 
 
 

Рынок ресурсов

Финансовые рынки

Домашние хозяйства

Государство

Рынок благ

Зарубежные экономические  субъекты

Фирмы

Международные займы

Импорт 

Экспорт

Доходы 

Расходы

Инвестиции 

Сбережения 

Доходы 

Расходы

Гос. займы

Гос. расходы

Трансферты 

Налоги 

 
 

Рис.2 Рыночный механизм в смешанной экономике 

1.5 Модели в рамках экономических систем 

   Для каждой системы характерны  свои национальные модели организации  хозяйства, так как страны различаются  своеобразием истории, уровнем  экономического развития, социальными  и национальными условиями. Так,  для административно-командной системы  характерны советская модель, китайская  модель и др. Современной рыночной  системе также присущи различные  модели.

   Изучение этих моделей имеет  практическое значение для разработки  модели развития России. При этом  речь идет не о копировании  чужого опыта, а о творческом  его использовании с учетом  конкретных условий, сложившихся  в нашей стране. 

    Рассмотрим наиболее известные  национальные модели. 

   Американская модель. 

   Построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. [1, с. 36-37] 

   Шведская модель. 

    Отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство. [1, с. 36-37] 

   Социальное рыночное хозяйство ФРГ.  

   Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. [1, с. 36-37] 
 

    Японская модель. 

   Характеризуется определенным отставанием  уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.[1, с. 36-37] 

    В России в последние годы  начали осуществляться экономические  реформы, связанные с переходом  к рыночным отношениям: демонополизация  экономики, разгосударствление, переход  к внутренней конвертируемости  валюты и т.д.

    Экономическая система России  эклектична, она состоит из элементов  административно-командной системы,  рыночной, эпохи свободной конкуренции  и современной рыночной системы.  Отсутствует важная особенность  системы – ее относительная стабильность [1, с. 36-37] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Нормативно законодательное  регулирование 

2.1 Налоговый кодекс  РФ. Налоговая система РФ 

   Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит от того, насколько быстро и успешно эти страны смогут сформировать для функционирования рыночной экономики эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую политику государства в целом.

   Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета. В конечном счете налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

   По своему экономическому содержанию налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально-экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов и муниципальных образований, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.

И чем  гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой  системы на эффективность экономической  политики страны.

Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов, отражающая обязанности налогоплательщиков (в том числе и зарубежных) перед государством, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики.

   Регулирующая функция налогов, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

Велики  возможности налоговой системы в реализации контрольной, перераспределительной и стимулирующей функций, в повышении конкурентоспособности.

   Указанные функции налоговой системы проявляются через налоговую политику, через размеры и ставки налогов, систему льгот и санкций, налоговых кредитов и скидок. В отлаженной налоговой системе комплексно реализуются все ее функции.    Однако в каждый определенный момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической политики приоритет может отдаваться либо фискальной, либо регулирующей функции налоговой системы. В этом и состоит суть гармоничной налоговой политики, ее способность стать составляющей, формирующей единое экономическое пространство страны. .[10] 
 

Информация о работе Экономические системы