Экономические системы: виды, понятие, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной проблемой современного периода формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 5
1.1.Основы развития экономических систем 5
1.2.Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество 8
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 11
2.1.Понятие и сущность экономических систем 11
2.2.Типы и модели экономических систем 14
2.3.Отличительные черты экономических систем: рыночной,
командно-административной и смешанной 22
3. ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 27
3.1. Роль собственности в экономической системе 27
3.2.Развитие экономических систем в современных условиях. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы. 
 

  Административно-командная  система (АКС).

  Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

  Характерными  чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все  экономические ресурсы, монополизация  и бюрократизация экономики в  специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

  Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

  Полное  огосударствление хозяйства вызывает  невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

  В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

  Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

  Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

  Отличительной особенностью распределения продукции  в АКС являлось привилегированное  положение партийно-государственной  элиты.

  Смешанная экономика.

  В случае сложных сочетаний различных  элементов системы, а также соединения различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

  В современных условиям смешанная  экономика предстает в следующих укрупненных формах:

  — смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем  развития и наличием отсталых экономических  форм;

  — смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

  Идеи  смешанной экономики, появившиеся  на рубеже двух последних веков и  получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической  жизни.

  Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал(1.с45).

  Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

  Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных  элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

  Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно - хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов(14.с.56). 
 

    Традиционная  система.

  В экономически слаборазвитых странах  существует традиционная экономическая  система. Этот тип экономической  системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

  Многоукладность экономики означает существование  при данной экономической системе  различных форм хозяйствования. Сохраняются  в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

  В условиях относительно слабо развитого  национального предпринимательства  огромную роль в экономике рассматриваемых  стран часто играет иностранный капитал(12,с.23).

  В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные  и культурные ценности, кастовое и  сословное деление, сдерживая социально-экономический  прогресс.

  Решение ключевых экономических задач имеет  специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. 

2.3.Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной

     Непременной принадлежностью экономических  систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

     Второй  атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

      Третий  важнейший признак сложной системы  имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

     Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней  среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей. И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.

     При сознательной трансформации экономической  системы главным условием недопущения  окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов  и введение новых; чтобы дать возможность  им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем можно свести в таблицу, в которой отражены наиболее важные характеристики экономических систем. 
 
 
 
 
 
 
 

Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы  обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление  и огосударствление части хозяйства  в национальном и интернациональном  масштабах
Преобладающая 
форма собственности
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует  государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной  и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул  к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое  соревнование Факторные доходы
Основной  принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве  государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный  государством товар (наркотики)
Координация Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ в экономике  выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее  размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает  постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная  плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное  установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда, но государство устанавливает  минимальную заработную плату
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных  и частных фондов социального  страхования и социального обеспечения
 

Информация о работе Экономические системы: виды, понятие, структура