Экономические системы и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Оглавление

Введение

I. Плановая экономика.
Принципы командно-административной системы.
Достоинства командно-административной системы.
Недостатки.
Вывод из анализа командно-административной системы.

II. Традиционная экономика.
Достоинства традиционной экономики.
Недостатки традиционной экономики.
Натуральное хозяйство.

III. Рыночная экономика.
Отличительные черты.
Несовершенства рыночной системы.
Оценка роли рыночной системы.

IV. Смешанная экономика.

V. Основные черты переходной экономики в России.

VI. Трудности перехода.

VII. Предпосылки перехода к рыночной экономике.

Заключение.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 

          Министерство  образования Российской Федерации

Московский  Государственный  Открытый Университет

Кафедра: «Экономической теории, маркетинга и менеджмента»

 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине:

Экономическая теория 

На тему: Экономические системы и их классификация 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011

 

Содержание

   Введение

   I. Плановая экономика.

  1. Принципы командно-административной системы.
  2. Достоинства командно-административной системы.
  3. Недостатки.
  4. Вывод из анализа командно-административной системы.

    II. Традиционная экономика.

  1. Достоинства традиционной экономики.
  2. Недостатки традиционной экономики.
  3. Натуральное хозяйство.

    III. Рыночная экономика.

  1. Отличительные черты.
  2. Несовершенства рыночной системы.
  3. Оценка роли рыночной системы.

    IV. Смешанная экономика.

    V. Основные черты переходной экономики в России.

    VI. Трудности перехода.

    VII. Предпосылки перехода к рыночной экономике.

    Заключение. 
     
     
     
     
     
     

    Введение

     В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные  с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.

     Однако  в настоящее время в России существует эклектическая экономическая  система, состоящая из элементов  административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.

     Необходимость перехода к рыночной экономике обуславливается распадом СССР, нарушением экономических связей, спаду производства, а, следовательно к дефициту. К тому же в ходе реформы старая экономическая система была разрушена, а новая не была еще создана. В силу этих и других важных причин Россия встала на путь к рынку.

     Я считаю, что написание данной контрольной  работы приведет к пониманию механизма  всех экономических систем, поможет  оценить существующую переходную экономику  России, и, выбрать реальный путь к  экономическим реформам нашей страны.   

 

     I.Плановая экономика.

     Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся  в обществе на основе действующих  в нем имущественных отношений  и организационных форм, представляет собой экономическую систему  этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

     Основными элементами экономической системы  экономической являются социально-экономические  отношения, системы, базирующиеся на сложившихся  в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

     В последние полтора-два столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует  рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

1. Принципы командно-административной системы.

     Основополагающей  чертой командно-административной системы  является то, что:

     а) все права собственности принадлежат  государству, а частная собственность  ликвидируется и переходит в  руки государству. Следующей чертой командно-административной системы является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям, организациям народного хозяйства. Упрощённо процесс планирования можно описать следующим образом:  на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до  работника-сталевара.

     К принципам командно-административной системы (если рассматривать идеальную  модель социализма) можно также отнести  то, что:

       б) она предполагает уничтожение  рыночного механизма как децентрализованной  системы связи на основе ценовых  сигналов и  ликвидацию денежной системы1. Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики - определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию. За годы строительства социализма экономический счет еще не пришел к естественному мерилу труда - времени (если не считать, как уже отмечалось выше, периода с 1930 года до середины 1950-х годов, когда в колхозах началось широкое распространение трудодней – прим. автора)», но «по сути процесс шел именно к этому: существовал прямой учет затрат труда на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочем времени, который был первичной основой для денежной формы учета. При установлении цены на изделие органы ценообразования исходили из трудоемкости его изготовления, а затем умножали ее на "цену" в рублях одного нормированного часа.

     Если  рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административной системы можно выделить также:

       в)  монополию государственной  власти, её однопартийность и  жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые  несанкционированные  формы массовой активности». 

      2. Достоинства командно-административной  системы. 

     Плановая  экономика обладает целым рядом  преимуществ. Так, централизованная экономика  позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области. Поэтому, Советский Союз за годы первых пятилеток “превратился из крестьянской страны в мощную индустриальную державу'', одержал победу в Великой Отечественной войне, первый реализовал программу освоения космоса.

Однако  всё это делалось за счет других отраслей - легкой промышленности и  сельского хозяйства, откуда забирались средства для развития тяжелой промышленности и ВПК1. Невозможно, наверное, однозначно сказать, хорошо это или плохо. Ведь приоритеты у всех людей разные: для кого-то самое важное – это осознание того, что он живёт в передовой во многих сферах стране, которая обладает серьёзным влиянием на мировой арене и вселяет уверенность в своих граждан, для других же самое главное – материальный достаток.

     Другим  преимуществом командно-административной системы является то, что в ней  в значительной степени снижены  или вообще отсутствуют некоторые  виды трансакционных издержек (при этом, однако, в плановой экономике появляется новый вид трансакционных издержек – издержки составления и согласования между инстанциями различного уровня плановых заданий; при централизованной экономике отсутствуют издержки поиска информации (прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи), поскольку производители прикреплены к магазинам и поставщикам ресурсов директивным способом, а конечным потребителям благ не приходится прилагать усилия по поиску наилучших условий купли-продажи, так как каждый вид товара производится одним производителем и его цена и качество  везде одинаковы (во времена СССР цена указывалась прямо на изделии). Нужно отметить, именно директивный способ прикрепления производителей к магазинам позволял централизованной организации торговли быть «самой экономичной в мире», так как она не предполагала существования сотен тысяч торговых организаций, каждая из которых обладала бы «своими бухгалтерами, органами снабжения и сбыта, подсобниками, хранилищами, расчетными счетами в банках...»1

     Идеальная модель командно-административной системы предполагает также, что в ней  практически отсутствуют  издержки заключения хозяйственного договора, поскольку, как уже упоминалось выше, поставщики ресурсов, производители благ и магазины прикреплены друг к другу директивным способом. Однако в этот вид издержек входят также издержки  непосредственного приобретения товаров конечными потребителями (приобретение товара покупателем тоже является хозяйственным договором).

     (Трансакционные  издержки). При иерархической системе  значительно снижены издержки измерения (издержки, связанные с оценкой потребителем свойств товаров), поскольку, как мы уже говорили, каждый вид товара производится одним производителем, а потому покупателю не нужно тратить время на измерение и сопоставление свойств товаров различных фирм и выбор для себя наиболее предпочтительного производителя.

     При плановой экономике отсутствуют  также издержки, связанные с нарушением условий контракта и контролем за его исполнением: никто не может нарушать плановое задание – или под страхом морального или физического наказания, или просто потому, что само задание полностью учитывает ресурсы и возможности предприятий, следовательно, выполнение его становится естественным и целесообразным занятием.

     Помимо  трансакционных издержек, при командно-административной системе отсутствуют и некоторые  виды производственных издержек. В  первую очередь, это издержки, связанные  с затратами на рекламу и маркетинговые  исследования. К тому же при иерархической системе насчитывается гораздо меньше профессий, которые не связаны непосредственно с производством материальных благ и оказанием услуг конечным потребителям. Благодаря плановой экономике отпадают многие ненужные обществу виды труда и общественных затрат, например, целая армия банков, бирж, страховых компаний, полчища юристов, маклеров, дилеров, посредников-спекулянтов разного рода, маркетинговых служб, рекламных организаций, служб охраны и т.д.

     Ещё одним преимуществом командно-административной системы является то, что она  позволяет в значительной степени устранить циклические колебания, способна обеспечить полную трудовую занятость и, что очень важно, сгладить неравенства в распределении доходов.

     К достоинствам командно-административной системы относят также крупномасштабность производства, однако этот момент достаточно спорный. Чтобы показать его неоднозначность, необходимо раскрыть такое понятие, как «эффект масштаба». Эффект масштаба (экономия на масштабе) – это экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции.Т.е. по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции, следовательно, их доля в единице продукции падает. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда: сосредоточившись на выполнения одной операции, рабочий работает гораздо производительнее (об этом писал ещё Маркс применительно к изготовлению булавок), В-третьих, более крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно использовать лучшее оборудование, а также разрабатывать и внедрять новые технологии – для малых объёмов выпуска товара это не имеет смысла, поскольку разработка новых технологий требует очень больших капиталовложений. Но существует также такое понятие, как «отрицательный эффект масштаба» («отрицательная экономия от масштаба»), проявляющийся в том, что начиная с некоторого момента рост размеров предприятия вызывает рост средних издержек производства. Причину этого обычно видят в том, что управляемость большой организацией снижается: управленческий аппарат становится все более многочисленным и все дальше отдаляется от действительного производственного процесса, создаются проблемы обмена информацией. В принципе,  отрицательный эффект масштаба не имеет практического обоснования, вдобавок к этому возникает вопрос: как определить, достигло ли предприятие оптимального размера (если допустить существование отрицательного эффекта масштаба). Поэтому анализируя экономику СССР, очень трудно сказать, была ли крупномасштабность производства отрицательным моментом, или же, наоборот, положительным: сторонники «рынка» считают, что издержки производства были огромными, «плановики» же придерживаются противоположного мнения.

Информация о работе Экономические системы и их классификация