Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ причин возникновения экономических кризисов и способов их регулирования в Республике Беларусь на основании научной литературы и статистических данных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть цикличность развития экономики, подробно освещая фазу кризиса, общие подходы к экономической политике государства в период кризисов, виды кризисов, причины их возникновения, дать характеристику кризиса в Республике Беларусь, привести основные показатели состояния экономики, рассмотреть основные направления антикризисной программы в РБ.

Оглавление

Введение 5
Экономический кризис как фаза экономического цикла 6
Причины возникновения кризиса 10
Антикризисная политика государства 14
Проблемы кризисного состояния экономики РБ на этапе
перехода к рынку 20
Заключение 33
Литература 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 140.35 Кб (Скачать)

1999г. стал  периодом резкого ухудшения всех  основных показателей развития  белорусской экономики. Существенно  уменьшились уровень реальных  доходов и покупательная способность  населения, инфляция резко ускорилась  и, похоже, приобрела неуправляемый  характер, произошло резкое падение  объема сельскохозяйственного производства и т. д. (табл. 3).

 

Таблица 3-Индекс цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

 

Показатель

1995

1996

1997

1999

2000

2001

2002

2005

2006

2008

2009

Индекс потребительских цен

344,0

139,3

163,1

351,2

207,5

146,1

134,8

108

106,6

113,3

110,1


 

Перспективы развития белорусской внешнеэкономической политики также ухудшаются в соответствии с общемировыми тенденциями в международной торговле и производстве до 2,2 % в 1999 г., а темпы роста мирового экспорта — с 6 % в 1998 г. до 4 % в 1999 г. Эти обстоятельства будут способствовать еще большему обострению конкурентной борьбы между экспортерами на всех (более или менее открытых) национальных рынках.

Инвестиционная сфера белорусской экономики находится в кризисном состоянии. Начиная с 1990г. снижается доля инвестиций в ВВП и абсолютные размеры инвестиций (кроме 1997 и 1998гг.). Сопоставление динамики ВВП и объема инвестиций показывают, что рост ВВП в РБ происходит при свертывании инвестиций. Это свидетельствует о том, что рост ВВП обеспечивается  преимущественно за счет лучшего использования оборудования, а не за счет его обновления, т.е. повышения загрузки действующего оборудования. Такая ситуация является общей для многих стран с переходной экономикой и объясняется перенакоплением устаревших ОПФ.

До 1991 года термин "банкротство" не имел в нашей стране правового содержания. Ни экономистами, ни юристами данный феномен глубоко не изучался. Как следствие, первый закон "О банкротстве" в силу его несовершенства применялся неэффективно. Лишь с 2000г. в республике начал действовать новый закон " Об экономической несостоятельности". Статистика фиксирует количество субъектов хозяйствования, признанных банкротами, и свидетельствует о росте таких дел. Так, в 2002г. по сравнению с 2001г. количество последних увеличилось более чем в четыре раза (с 265 в 2001г до 1165 в 2002г.), а по сравнению с 1998г. более чем в 20 раз.

 

Таблица 4 - Численность безработных, зарегистрированных в органах госслужбы занятости (на конец года).

 

Показатель

1995

1997

1999

2000

2001

2002

2005

2006

2008

2009

Численность безработных, тыс.чел.

131

126,2

95,4

95,8

102,9

130,5

67,9

52

37,3

40,3

в процентах к экономически-активному населению

2,9

2,8

2,1

2,1

2,3

3

1,5

1,2

0,8

0,9


 

Учитывая, что количество убыточных  предприятий в РБ возрастает, в абсолютном выражении сокращаются объемы инвестирования за счет собственных средств. А если принять во внимание, что износ основных производственных фондов (ОПФ) на многих предприятиях республики достиг 70-80%, то следует констатировать, что не наблюдается даже простого воспроизводства ОПФ (их выбытие в 11 раз превышает обновление). Это снижает темпы роста реального производства,  делая перспективы выхода из кризиса неопределенным.

Основными причинами низкой инвестиционной активности предприятий является инфляционные процессы и высокий уровень налоговой нагрузки.

В переходный период в РБ резко усилились инфляционные тенденции, что побудило государственные органы  управления увеличить налоги. До 2000г. белорусская бюджетно-налоговая политика была ориентирована на рост совокупного спроса за счет кредитных эмиссий.

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 5).

 

Таблица 5 – Показатели эффективности экономики 2000-2009 гг.

 

 

2000

2004

2006

2009

Численность безработных, в % к экономически активному населению

2,1

1,9

1,2

0,9

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,1

109,8

117,8

104,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

347,5

582,2

944

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

207,5

114,4

106,6

13,4


 

Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рис.4)

 

 

Рисунок 4 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.

 

Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса перехода к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

Таким образом, трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Трансформационная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей: «опасность» и «возможность». Задача ясна: в самый сложный момент нужно принять то решение, которое превратит опасность в возможность. Вопросы «Куда идем? К чему стремимся?» уже не воспринимаются так остро, как раньше, ибо главный ответ известен: к социально-ориентированной экономике. Главное отличие ее от рыночной экономики в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства  становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп общества.

Развитие человека тесно  взаимосвязано с социально-экономическим развитием страны. Беларусь вступила в новое тысячелетие с экономикой, находящейся на  стадии реформирования  и  оживления. Анализируя Программы развития экономики на 2001-2005, 2006-2010 годы, можно сказать, что значительно превышены задания Программы на 2001  –  2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП  –  на 27 процентов, выпуску промышленной продукции  –  на 53, производству потребительских товаров  –  на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате  –  в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту  –  в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал  –  96,2 процента от уровня 1990 года.

Государственная политика, проводимая  последние годы, была направлена на активизацию экономического роста, что позволило нормализовать потребительский рынок, больше сориентировать производство на конечного потребителя.

Специфика белорусской модели развития связана и с такими элементами белорусского социального капитала, как традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси, историческая вера необходимость сильного государства. Все это предопределило важность роли государства  в обеспечении социальной стабильности и обусловило взвешенный подход к рыночным реформам.

Выбор  для Беларуси именно социально ориентированной рыночной модели обусловлен стремлением руководства страны обеспечить качественные условия жизни ее граждан. Кроме того, Беларусь может и должна ориентировать экономический рост на человека. Во-первых, именно человеческое развитие, творчество и интеллект становятся в настоящее время  главным фактором производства и решающим конкурентным преимуществом. Во-вторых, человеческий фактор – это самый важный ресурс Беларуси, опора на который дает шанс на завоевание достойного места в мировой экономике, а в соответствии с особенностями выбранной модели развития должна совершенствоваться и система макроэкономического развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. www.goverment.by
  2. www.belstat.gov.by
  3. Экономическая теория. Н.М. Зубко
  4. Курс экономической теории. М.Н. Чепурин
  5. Макроэкономика. Гальперин В.М.
  6. Статистический справочник "Беларусь в цифрах"
  7. Экономический образ мышления. П.Хейнэ
  8. Курс лекций

 

 


Информация о работе Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования