Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ причин возникновения экономических кризисов и способов их регулирования в Республике Беларусь на основании научной литературы и статистических данных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть цикличность развития экономики, подробно освещая фазу кризиса, общие подходы к экономической политике государства в период кризисов, виды кризисов, причины их возникновения, дать характеристику кризиса в Республике Беларусь, привести основные показатели состояния экономики, рассмотреть основные направления антикризисной программы в РБ.

Оглавление

Введение 5
Экономический кризис как фаза экономического цикла 6
Причины возникновения кризиса 10
Антикризисная политика государства 14
Проблемы кризисного состояния экономики РБ на этапе
перехода к рынку 20
Заключение 33
Литература 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 140.35 Кб (Скачать)

Из других причин, которых достаточно много, можно назвать еще наиболее существенные:

    1. Разность во времени кругооборотов капиталов в разных отраслях и их взаимосвязь. Часто эффективный кругооборот капитала в одной отрасли является предпосылкой и условием осуществления кругооборота капитала в другой отрасли. Следовательно, заминка в кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли.
    2. Продажа товаров и услуг в кредит, которая имеет широчайшую практику. По определённым причинам массовые неплатежи могут с большей вероятностью спровоцировать кризис. Кризис неплатежей не дает возможности выживать, функционировать предприятиям. Тысячи из них из-за этого вынуждены останавливаться: прерывается кругооборот капитала, растет безработица. Чем выше уровень безработицы, тем выше степень недопотребления. При этом кризис и безработица взаимоувязаны и обусловливают друг друга.
    3. Рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка. Особенно пагубно милитаризация влияет на экономику как стимулятор инфляции, обесценивающие все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей капитальные: вложения в экономику[5].

 Перечисляя  причины цикличности капиталистической  экономики нельзя делать упор  на какую-то одну из них. Конечно, они неравнозначны, но, тем не  менее, природу циклов и кризисов  они могут объяснить только  вместе. При этом значение той  или иной причины может оказаться  более весомым сегодня, при данном  кризисе, в следующий раз на  острие циклического развития  может оказаться другая причина. Следовательно, возникновение экономических кризисов связано с процессом перенакопления основного капитала, что отражается на всей экономике, порождая ее циклическое движение.

Таким образом, основными причинами возникновения кризисов являются:

    • несовпадение во времени купли-продажи, что создает опасность для исполнения сделок;
    • неплатежи (затрагивают производство и сферу обращения)
    • объективная необходимость обновления основных средств
    • потребность в банковском кредитовании (создается опасность невозврата кредита)

Следовательно, со стороны правительства требуется воздействие на экономическое развитие и предупреждение разрушительных последствий, т.е. разработка эффективной антикризисной политики.

 

3 АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

В целях предотвращения кризиса или устранении его последствий государство обязано проводить антикризисную политику.

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития[8].

Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизоваться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.

Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства.

Государственное регулирование  является одной из важнейших составляющих экономической политики государства и направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.

Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Так, преодоление негативных процессов и ускорение темпов экономического роста, решение первоочередных целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. должно обеспечиваться дальнейшим усовершенствованием бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и конкурентной политики, развитием рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла также является инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).  Поэтому государством осуществляется антиинфляционная политика (так как помимо разрушительного воздействия на перераспределение, которое оказывает инфляция, она может послужить причиной экономического краха и депрессии).

Жестокая инфляция подстегивает спекулятивную деятельность. В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Фирмам становится все более и более выгодно накапливать в своих руках сырье и готовую продукцию в ожидании дальнейшего увеличения цен. Поставщики сырья требуют плату не быстро обесценивающимися деньгами, а реальными товарами. Кредиторы перестают давать кому-либо в долг, чтобы избежать возвращения таких долгов «дешевыми» деньгами. Деньги фактически теряют  ценность. Производство и обмен останавливаются, и в конечном итоге наступает экономический, социальный и, возможно,  политический хаос.                        

  Существуют  различные взгляды на причины  циклических колебаний, однако, несмотря  на значительный разброс  взглядов  и различную расстановку акцентов  при выработке антикризисной политики, в целом можно выделить два подхода регулирования: кейнсианский подход и  монетаристский подход. Первый ориентируется на  регулирование совокупного спроса, второй - на регулирование совокупного предложения.

 Во  время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических  колебаний, государственная политика  направлена на стимулирование  совокупного спроса.

 Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Так экономическая политика вызывает возрастание производства и занятости. Это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение AD¹, приближающим экономику к уровню полной занятости Y*. Чем на большем расстоянии от линии потенциального производства кривая AD пересекает  кривую AS, тем меньше потенциального оказывается равновесное производство (рисунок 2).

 



 

Рисунок 2 - Кейнсианская модель регулирования экономики

 

В кейнсианском подходе большее внимание уделяется бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики)[3].

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции (ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода и привлечению в производство дополнительных работников, т.е. ликвидация безработицы), проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше рассчитывают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления.

 Чтобы  избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима активная макроэкономическая политика регулирования совокупного спроса со стороны государства. Для преодоления инфляционного разрыва государству предлагается увеличить налоги.

В соответствии с положениями современного кейнсианства, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика вполне могут компенсировать негибкость цен и зарплаты, стимулируя экономическую активность во время рецессии.

Экономисты классики утверждают, что в свободном обществе с рыночной экономикой регулирование экономики государством возможно лишь с помощью финансовой политики, но не принудительным, «плановым» распределением ресурсов. Сторонники монетаристской школы считают также, что надо отказаться от кейнсианских способов антикризисного регулирования и  лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги. Они также уделяют большое внимание проблеме денег и кредита (главным образом, это вопрос объема денежной массы и его регулирования) и подвергают критике идею государственного регулирования. Опору они видят в свободной конкуренции и предпринимательстве.

Выделяют следующие направления государственного регулирования экономики:

    • стимулирование капиталовложений;
    • обеспечение полной занятости;
    • стимулирование экспорта, импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
    • перераспределение доходов;
    • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и др.

Налоговая политика - важнейший элемент, позволяющий регулировать деловую активность, создавать предпосылки для сокращения издержек производства, для увеличения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке. При этом, рекомендации кейнсианской политики в области налогообложения сводятся к следующему: при неполном использовании факторов производства целью налогового регулирования становится формирование условий и стимулов к экономическому росту и рост эффективности, стимулирование совокупного спроса как путем создания благоприятной среды для инвестирования, так и посредством увеличения государственных расходов.

При переходе экономики в фазу полной занятости факторов производства фискальная политика перестает служить целям расширения совокупного спроса. В этих условиях  меняются инструменты налоговой политики и наиболее рациональные рекомендации даются представителями монетаристской школы: основные мерами госрегулирования становится уменьшение госрасходов (сокращение дефицита бюджета) и максимально возможное уменьшение роли государства.

Таким образом, главной целью государственного регулирования является сглаживание циклических колебаний, осуществление мер, противодействующих динамике циклических изменений. При этом наиболее важными видами антикризисной политики будут выступать кредитно-денежная, фискальная, инвестиционная политики, а также политика доходов и заработной платы.

 

4 ПРОБЛЕМЫ  КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ЭТАПЕ  ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

 

Республика Беларусь, как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода.

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы[5].

Информация о работе Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования