Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить в полной мере предмет, метод и функции экономической теории.
Выявить противоречия и перспективы развития современной экономической теории.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена большими противоречиями современной экономической теории и экономической действительности в целом. Важно сказать, что именно экономическая теория является фундаментом системы экономических наук, которые в свою очередь затрагивают различные стороны жизнедеятельности человека.
Введение…………………………………………………………………………….3-6
1 Предмет, метод и функции экономической теории……………………………...7
1.1 Эволюция идей о предмете экономической теории………………………….7-9
1.2 Современная экономическая теория и ее отличительные черты………….9-12
1.3 Методология экономической теории………………………………………12-17
1.4 Взаимосвязь экономической теории с экономическими науками и возможности ее применения в прикладных социально-экономических исследованиях…………………………………………………………………....18-21
2 Противоречия и перспективы развития современной экономической
теории………………………………………………………………………………..23
2.1 Кризис экономической теории и его проявление………………………….23-26
2.2 Развитие экономической теории в России на современном этапе: особенности, проблемы, перспективы…………………………………………26-29
Заключение………………………………………………………………………30-33
Список использованных источников…………...………………………...……33-37
Приложение А Связь общей экономической теории с совокупностью частных наук ………………….………………………………………………..……………..38
Приложение B Основные этапы развития экономической теории.……..………39
Приложение C Взаимосвязь экономической теории с практикой………….……40
Приложение D Финансовый экономический кризис в России: подъемы, спады, прогноз……………………………………………………………………………….41
Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, "собрать свои мысли в точку". А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.
Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).[1]
1.4 Взаимосвязь
экономической теории с
Теоретические знания не могут непосредственно применяться в прикладных исследованиях, обязательно нужен слой опосредующих знаний, роль которых и выполняют прикладные экономические знания. Автономность теоретического и прикладного экономического знания проистекает из разных типов данностей и разных типов практики теоретика и прикладника.[21]
Под методологией экономической науки, традиционно подразумевается методология экономико-теоретического познания. В то же время большинство исследователей-экономистов занимаются прикладными задачами, не вытекающими непосредственно из объективной логики развития собственно экономической науки. За 1990-2000-е гг. появилось множество работ экономистов-методологов, исследующих "эпистемологическое пространство" между "чистой" теорией и собственно экономической практикой. Можно проследить эволюцию их взаимоотношений на различных стадиях истории экономической науки, отмечается, что анализируются характер и структура знания, функционирующего в сфере прикладной науки, опыт современной организации этой сферы; исследуется характер влияния людей, усвоивших эти теоретические конструкции (на примере гарвардской и чикагской школ), на процессы принятия решений и формирование экономической политики; анализируются уроки социально-экономического прогнозирования в странах Запада в 1960-70-х гг.; излагается обобщение опыта французской школы "теории регуляции"; проводится анализ противоречивой эволюции фигуры эксперта в условиях углубляющегося разделения научного труда. [23]
Ключевой задачей, является преодоление устаревшего стереотипа "теоретико-центризма" "в профессиональном самосознании экономистов-
исследователей". Переосмысление реальной роли и значения прикладной компоненты экономического знания как основы "искусства экономики",должно иметь самые серьёзные практические последствия для экономического
образования, планирования и организации экономических исследований.
почему теоретическое знание становится самостоятельным типом знания? Можно предположить, что сама форма теоретического знания позволяет добавлять множество идеализированных теоретических конструктов, необходимых для пополнения и замыкания ее предметной области. Такое замыкание порождает ее целостность, что и позволяет создавать новые теоретические конструкции, остающиеся "внутри" созданной предметной области (взаимосогласованные с предшествующими понятиями). А это и формирует основу для кумуляции научного знания. В свою очередь, относительная самостоятельность предметной области теории создает условия для восприятия ее исследователем-теоретиком непосредственно как первичной научной реальности, которая и выступает для него как "объективный мир". Это и делает теоретическое знание автономным, т. е. имеющим собственные законы, по которым можно выводить множество логически непротиворечивых следствий, предсказывать новые факты и пр. Но это также означает, что когда знания оформляются в теорию, то в ней объективируются структуры общественных субъектов, связанных уже с "чистой" научной деятельностью, а не с другими общественными практиками. Поэтому научное знание реально никогда не может непосредственно применятся в исследованиях, связанных с изменениями объектного мира. Обязательно нужен слой опосредующих знаний, роль которого и выполняют прикладные экономические знания, автономно существующие по отношению как к непосредственным практическим знаниям, возникающим в момент какой-либо деятельности, так и к теоретическим знаниям.
В заключении сформулируем некоторые выводы:
Надо различать
исторически по-разному
возникает первичная теоретизация и систематизация знания. После объективации и институализации науки как сферы деятельности (примерно вторая половина XVIII – первая треть XIX в.) возникает обратный процесс: теория начинает активно осваивать практические формы знания, создавая подчиненный ей эмпирический слой научных знаний. Практические формы знания также трансформируются: для обоснования результатов стали использоваться определенным образом преобразованные теоретические
конструкции, хотя и отличные от "чистой" теории. Это привело к новому синтезу - часть практических знаний трансформировались в прикладные знания, хотя связанные с теорией, но и порождающие другой тип теоретизации, относительно самостоятельный к базовой теории.
При таком
понимании результаты развития
науки как сферы
-внетеоретического (т. е. внешнего к таким ценностям науки как постижение истины и получение научного статуса) целеполагания задач прикладного исследования;
-слабой разделенности в прикладных исследованиях методических и методологических средств от практических действий, наличие множества параметров и оценок, принимаемых экспертным путем.
В прикладных
исследованиях
Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной, практической экономики – экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки.[Приложение «C»] Из вышеизложенного вытекает необходимость тесного взаимодействия ученых обеих областей экономического знания. Результаты такого тесного взаимодействия в долгосрочной перспективе, возможно, приведут к новому синтезу экономического знания и воссозданию на единой методологической и теоретической основе новой "большой" экономической теории.
2 Противоречия
и перспективы развития
2.1Кризис экономической теории и его проявление
Состояние теории можно назвать кризисным, если доказано или весьма правдоподобно, что поставленные ею основные задачи не могут быть решены принятыми в теории методами. В своей курсовой работе я попытаюсь привести аргументы, демонстрирующие, что современная экономическая теория, несмотря на впечатляющий прогресс, находится в глубоком кризисе, который, видимо, должен привести к переформулировке ее основных целей и изменению стиля исследований. Кризис обнаруживает себя не только в том, что теоретическая экономика не сумела найти эффективные решения насущных проблем экономической политики, в частности, в реформирующихся странах, но и глубинным внутренним для теории образом: происходит накопление теоретических фактов, свидетельствующих о принципиальной ограниченности ее методов.
Создатели современной экономической теории прекрасно понимали стоящие перед нею трудности. Кроме того, у них было достаточно оппонентов, акцентировавших внимание на принципиальных отличиях экономических объектов от объектов, изучаемых в физике, на отсутствие надежных методов измерения экономических переменных. Вот что писали фон Нейман и Моргенштерн в 1944 г.: "Для освещения концепций, которые мы будем прилагать к экономике, мы приводим и будем приводить далее некоторые иллюстрации из физики. Многие социологи возражают против проведения таких параллелей по различным причинам, среди которых обычно приводится и утверждение о том, что экономические теории не могут моделироваться по образцу физических, так как в экономических теориях учитываются социальные, экономические явления, так как в них приходится принимать в расчет психологические факторы и т.д. Подобные утверждения по меньшей мере незрелы. Несомненно, представляется разумным вскрыть, что именно привело к прогрессу в других науках, и исследовать, почему применение этих принципов не может привести к прогрессу и в экономике. Если же действительно возникнет необходимость приложения к экономике каких-то иных принципов, то это может обнаружиться только в процессе фактического развития экономической теории. Это само по себе будет переворотом в науке. Но так как почти наверно мы еще такого состояния не достигли и никоим образом не ясно, что возникает необходимость использования совершенно новых научных принципов, было бы неразумным рассматривать что-либо иное, чем трактовку задач тем способом, который уже привел к созданию физической науки." [6]
После пяти десятилетий интенсивной математизации
экономической теории имеется возможность
проанализировать, как сложность объекта
отразилась в структуре экономического
знания. Оказывается, что экономическая
теория устанавливает границы себя самой,
подобно математической логике и физике.
Делается это не всегда осознанно, результаты
относятся к разным разделам теории и,
насколько мне известно, в совокупности
не подвергались систематическому анализу.
Попытке подобного анализа посвящена
основная часть дальнейшего изложения.
Хотя я не вижу ясных путей выхода из кризиса,
я надеюсь, что обсуждение будет способствовать
их отысканию. Эта надежда является для
меня основным аргументом в пользу избранной
темы.
Есть и другая - моральная сторона вопроса.
Профессионал должен заботиться о престиже
своей профессии, а разговоры о кризисе
отнюдь не способствуют этому; напротив,
они, вполне возможно, отвратят молодые
таланты от занятий экономикой. Это серьезный
контраргумент, и я подозреваю, что отчасти
нежелание нарушить корпоративную этику
сдерживает публичное обсуждение этой
проблемы среди тех, кто занимается теорией.
Учебники же по экономике и весь процесс
обучения построены так, что создают у
студентов впечатление, будто они изучают
дисциплину, принципиально ничем не отличающуюся
от естественных наук. Этому способствуют
достаточно сложный математический аппарат,
обилие формальных доказательств и большое
внимание, уделяемое методам тестирования
моделей. Подобная точка зрения распространяется
в обществе и создает завышенные ожидания,
которые экономика не может удовлетворить.
Это ставит экономистов в ложное положение
и требует объяснения.
Экономическая теория стала старше, а ее методологические проблемы лишь углубились , несмотря на невиданные размах и темпы исследований и определенный прогресс в некоторых областях - таких как теория финансовых рынков. Кроме того, в мире произошли события, которые особенно ярко высветили ограниченность возможностей экономической теории. Имеется в виду радикальные реформы в восточно - европейских странах. Теория оказалась неспособной не только решить, но даже и предвидеть проблемы переходных экономик. В России прогноз инфляции был занижен в тысячи раз; совершенно неожиданными оказались кризисы неплатежей, глубочайший спад производства и криминализация общества; практически во всех теоретических работах по приватизации предполагалось, что она ведет к быстрому увеличению эффективности, что оказалось неверным; не оправдалась гипотеза о спонтанном развитии рыночного поведения и рыночных институтов (наиболее яркий пример - сельское хозяйство России). А ведь преобразования в России во многом осуществлялись в соответствии с рекомендациями признанных на Западе экспертов-профессионалов. То обстоятельство, что точка зрения экспертов расходилась со взглядами создателей современной теоретической экономики [7]- лишь еще одно свидетельство того, что "не все ладно в королевстве экономической теории".
Информация о работе Экономическая теория как основа всех экономических наук