Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории. Всё выше перечисленное расследуется в данной курсовой работе.
Введение…………………………………………………………………….….3
Раздел 1. Понятие государственной собственности……………………..4-10
Юридический аспект понятия собственности…………………..11-13
Экономический аспект понятия собственности………………...14-18
Раздел 2. Сущность государственной собственности…………………..19-23
Раздел 3. Экономическая роль государственной собственности………24-27
Формы взаимодействия частной и общественной собственности в условиях становления рыночных отношений в Украине…………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...31
Сочетание
методов – прямого
Государственная
собственность наиболее адекватна
для использования неделимых, уникальных
или всеобщих ресурсов, принадлежащих
действительно всему народу. Примером
является невоспроизводимые природные
ресурсы, в частности, земля и ее недра;
те или иные объекты, использование которых
связано с большим риском для всего населения,
или, наоборот, с возможностью присвоения
этих результатов всем населением. К последним
объектам относится значительная часть
энергетики, транспорта, вообще экономической
инфраструктуры, с одной стороны, и ультраструктуры,
то есть той части экономической системы,
которая работает на население непосредственно
и создает творческий потенциал нации,
- с другой. Наука, искусство, образование
и т.п. требуют не огосударствления, а государственной
поддержки этих сфер, при развитии государственной
формы собственности, лишь в масштабах,
гарантирующих ученому, художнику, деятелю
образования, воспитания, культуры возможность
свободно использовать государственные
средства для осуществления своей творческой
деятельности, то есть свободно формировать
научные, художественные, педагогические
коллективы, используя определенные государственные
ресурсы на конкурсной основе. Итак, эти
сферы, представляющие как бы самый низ
и самый верх экономической системы –
природные ресурсы и инфраструктура, энергетика,
транспорт на одном полюсе, наука и искусство,
образование, культура на другом, – составляют
приоритетные направления для развития
государственной собственности.
Масштабная приватизация предприятий
государственной и муниципальной собственности
привела к многократному сокращению государственного
сектора и к значительному уменьшению
его роли в экономике страны. В настоящее
время удельный вес предприятии государственной
и муниципальной собственности в общем
числе хо-зяйствующих субъектов в российской
экономике не превышает 11%. По состоянию
на 1 января 2000 г. государственный сектор
промыш-ленности включал в себя около
4400 государственных унитарных предприятий
и 900 хозяйственных обществ с долей государственной
собственности, превышающей 50%. По результатам
1999 г. вклад предприятий государственного
сектора в общий объем промышленного производства
составил около 10%. Наиболее существенную
роль они играли в машиностроении и металлообработке
(18%), в химической и нефтехимической промышленности
(14%), в цветной металлургии (17%). Несмотря
на относительно невысокую долю предприятий
государственной собственности в промышленности
(4,5% всех организаций), проблемы ее реструктуризации
и дальнейшей приватизации остаются весьма
актуальными. Сокращение масштабов приватизации
в последние годы связано не столько с
"исчерпанием" запаса государственной
собственности, сколько с необходимостью
изменить концепцию и законодательную
базу приватизации. В настоящее время
в сфере управления государственной собственностью
в промышленности решаются следующие
задачи: повышение эффективности управления
предприятиями государственного сектора;
ускорение процессов акционирования государственных
унитарных предприятий; приватизация
предприятий, которые не предназначены
для выполнения функций в сфере национальной
безопасности. Важным шагом в развитии
приватизационных процессов стало принятие
нового закона "О приватизации государственного
и муниципального имущества". Вместе
с тем он не решает всех проблем реформирования
государственного сектора в промышленности.
Весьма сложной является проблема государственных
унитарных предприятий (ГУП). Концепция
управления государственным имуществом
предполагает выделение из всей совокупности
государственных унитарных предприятий
"казенных" предприятий и акционирование
остальных с возможностью полной или частичной
приватизации впоследствии. Данный процесс
идет довольно медленно и законодательная
база, регламентирующая создание, функционирование
и ликвидацию (реорганизацию) этой формы
собственности, практически отсутствует.
В настоящее время ведется работа по доработке
и принятию закона о государственных и
муниципальных унитарных предприятиях.
Непосредственно с проблемой ГУП и их
предполагаемым акционированием связана
еще одна задача - организация эффективного
управления пакетами акций, находящимися
в государственной собственности, количество
которых при акционировании ГУП может
возрасти в несколько раз. В связи с этим
дорабатывается проект закона об управлении
находящимися в федеральной собственности
акциями акционерных обществ. К 2004 г. в
ходе приватизации планируется сократить
государственный сектор экономики до
1,5-2,5 тыс. предприятий. Это должно привести
к полной приватизации отраслей (за исключением
объектов, обеспечивающих национальную
безопасность), имеющих потенциал выживания
и роста (пищевая промышленность, транспорт
за исключением железнодорожного и трубопроводного,
металлургия, нефтяная промышленность,
подотрасли машиностроения, производящие
продукцию для конечного потребления
населением). Решение задач, связанных
с совершенствованием управления государственным
имуществом в промышленности, акционированием
унитарных предприятий, приватизацией,
станет важным фактором изменения структуры
собственности в промышленности в ближайшие
годы и расширения возможностей привлечения
эффективных собственников. Заключение.
Изменение отношений собственности является
не только стержнем экономической реформы,
но и центральной проблемой тех глубоких
качественных сдвигов в обществе, которые
предопределяют перспективы социально-экономического
и политического развития России, а также
ее место в мировом сообществе XXI в. Этим
в значительной мере объясняется тот накал
политики вокруг форм и методов приватизации,
который присутствует в нашей общественной
жизни.
Изменение отношений собственности не сводится к формальной передаче титула собственности из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц; для реализации права частной собственности необходим целый комплекс дополнительных экономических и правовых условий, которые позволили бы раскрепостить производительные силы общества, загнанные в тупик десятилетиями господства тоталитарной системы. Эти условия – такие фундаментальные общественные институты, выработанные в течение тысячелетий истории человечества, как рынок, гражданское общество, правовое государство. В настоящее время государственная собственность осуществляет комплекс мер по социализации общественной жизни. Речь идет о пенсионном обеспечении населения, развитии народного образования, культуры, здравоохранения.
Государственная
собственность – это
Любое
государство имеет определенную
форму административно-
Государственная собственность в Украине делится на:
Разновидности государственной собственности могут называться по-разному. Например, в странах, где принято федеративное государственное устройство, общегосударственная собственность обычно называется федеральной собственностью. Другие уровни государственной собственности могут иметь такие названия, как собственность штатов, муниципальная, местная и другие.
Государственная и частная собственности могут соединяться, определенным образом комбинироваться. Это может происходить через паевую (акционерную) форму, когда владельцами долей в объекте собственности становятся частные лица и государство.
В экономической и юридической литературе можно встретить и другие способы классификации форм собственности. В частности, довольно известным является вариант, который предполагает выделение ведущих частной, коллективной и государственной форм собственности. На наш взгляд, все, что включается в этом случае в коллективную собственность, является не чем иным, как разновидностями частной собственности, выступающей здесь как объединенная частная собственность.
В процессе всенародного обсуждения проекта Основного закона Украины поступали замечания и предложения относительно того, чтобы, наряду с частной и общественной формой собственности выделить коллективную.
В
Украине важнейшей социально-
Заключение.
Подводя
итоги, можно сказать следующее:
собственность - понятие многостороннее
и разнообразное. Оно очень широко
рассматривается в
В
экономической теории собственность
относится к числу ключевых понятий.
Здесь отношения собственности
носят социально-экономический
Рассматривая формы собственности, выяснилось, что они разнообразны, но можно выделить две основные - частная и государственная. Также стало ясно, что нельзя отдавать приоритет в экономической политике какой-то конкретной форме, потому что в определенной экономической нише одна форма собственности действует эффективнее остальных, в другой же ее эффективность может быть нулевой. В некоторых отраслях могут свободно уживаться мелкие и крупные частные фирмы, кооперативы и государственные предприятия.
Отношения
собственности сохраняют свое значение,
поэтому необходимо рассматривать и анализировать
проблемы связанные с ней на всех этапах
развития человеческого общества, а особенно
в столь сложные периоды переустройства
и реформ, как сейчас в нашей стране.
Список литературы.
Информация о работе Экономическая роль государственной собственности