Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение основ функционирования международной торговли. В связи с этим в работе поставлены следующие ключевые задачи:
- выявление, идентификация современных процессов, тенденций и, во многом, новой роли международных экономических отношений, анализ существа этих процессов, их происхождения, причин и движущих сил!?!
- изучение теоретических основ функционирования международной торговли!?!
- комплексное изучение роли государства в международной торговле!?!
- анализ внешнеэкономических связей России в свете принятия стратегии до 2020 года
Введение
Глава 1. Основы международной торговли
1.1. Значение международной торговли
1.2. Механизм государственного регулирования международной торговли
Глава 2. Общая характеристика протекционизма и свободной торговли
2.1. Определение международной торговли и ее свобода
2.2. Основы политики протекционизма
Глава 3. Экономические преимущества и недостатки регулирования международной торговли
3.1. Свободная торговля: развитие и проблемы
3.2. Преимущества и недостатки протекционизма
Заключение
Список литературы
В первую очередь это коснется продукции машиностроения, пищевой и легкой промышленности. А значит, в России от создания зоны свободной торговли с ЕС могут реально пострадать целые города и даже регионы, производящие аналогичную, но менее конкурентноспособную продукцию.
Кроме того, при нынешней структуре потребления импортной продукции в России после снятия ограничений в торговле с ЕС основными потребителями товаров из Европы, вероятнее всего, останутся Москва, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов и областей, расположенных до Урала (в Сибири и на Дальнем Востоке сохранится преобладающая доля азиатских товаров в общем объеме импорта). Таким образом, именно в близких к федеральному центру регионах России потребители смогут извлечь наибольшую выгоду от возможного снижения цен на продукцию, импортируемую из Евросоюза.
Впрочем, опыт последних лет показал, что снижение цен, предполагаемое в результате сокращения таможенных сборов, может на практике оказаться весьма незначительным или вообще ничтожным (сегодня импортеры не спешат снижать цены на свои товары даже при благоприятном для них стечении обстоятельств: росте курса рубля и т. д.).
Более того, реальные доходы физических лиц, занятых в отечественном производстве, скорее всего, снизятся из-за необходимости сокращать издержки в условиях жесткой конкуренции. Ведь снижение цены может остаться практически единственным аргументом российского производителя против притока более привлекательных для потребителя (по качеству или по другим параметрам) товаров из Европы.
В результате возможно сокращение емкости внутреннего рынка, что, в свою очередь, еще более усугубит конкуренцию и ускорит процесс разорения предприятий малого и среднего бизнеса в России. Все это приведет к весьма негативным социальным последствиям.
Важным аргументом
в пользу открытия российского рынка
для Европы считается предполагаемый
как следствие этого рост европейских
инвестиций в отечественную экономику.
Однако в условиях политической нестабильности,
связанной, в первую очередь, с военными
действиями в Чечне, получившими
неоднозначную оценку Совета Европы,
и неустойчивостью
А до того момента, пока требуемая политическая стабильность и экономическая определенность не будут обеспечены, наиболее реальной формой привлечения иностранных инвестиций в Россию останется продажа тех немногих конкурентноспособных производств, предприятий топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, которые могут быть выгодно использованы западными компаниями. Особенно, если, как и раньше, эти предприятия будут продаваться за незначительную часть своей реальной стоимости. Возможна также покупка российских предприятий-конкурентов с целью их последующей переориентации или закрытия. Но, как показал печальный опыт прошлых лет, для привлечения иностранного капитала с помощью таких операций создавать зону свободной торговли совершенно необязательно.
Особо следует подчеркнуть,
что создание зоны свободной торговли
с ЕС может связать Россию определенными
обязательствами в отношении
третьих стран. В результате возникнут
ограничения, способные нанести
ущерб сотрудничеству с другими
стратегическими партнерами. Фактически
Россия может частично утратить свободу
действий в очень важной сфере
своей внешней политики (пусть
даже это и не будет распространяться
на отношения внутри СНГ, что в
общих чертах предусмотрено в
СПС). Не секрет, что от подобных ограничений,
действующих в рамках ЕС, сегодня
терпят убытки даже его полноправные
члены. В частности, наиболее заинтересованные
из них не имеют права заключать
индивидуальные соглашения с Россией
о предоставлении режима наибольшего
благоприятствования – необходи
Совершенно очевидно,
что объективных предпосылок
для подобного добровольного
ограничения Россией своих
Последнее особенно
важно, если учесть, что на евро в
России возлагали серьезные надежды
не только как на возможную альтернативу
американскому доллару в
Так есть ли России в ближайшей перспективе смысл создавать зону свободной торговли с ЕС, если:
– по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом, вступившему в силу в 1997 году, нашей стране на 10 лет уже предоставлен режим наибольшего благоприятствования, который по своим условиям практически равнозначен зоне свободной торговли (средний уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС сейчас не превышает 1–1,5%; при этом до 80% товаров подпадают под действие системы преференций и ввозятся вообще беспошлинно);
– многие преимущества этой зоны для отечественных потребителей, скорее всего, будут распространяться неравномерно и коснутся прежде всего европейской территории России, в то время как ее негативные стороны чреваты весьма серьезными социальными последствиями в целом для России?
Очевидно, что при нынешнем положении дел в отечественной экономике ответ должен быть отрицательным.
Важным подтверждением
тому служит опыт нескольких лет действия
режима наибольшего
Возможно, в меньшей степени сказанное выше относится к российским экспортерам энергетических ресурсов, но общая ситуация от этого не становится намного благоприятнее. Напротив, есть все основания полагать, что при сохранении нынешней структуры товарооборота между Россией и ЕС открытие в ближайшем будущем отечественного рынка для европейцев может прочно закрепить положение нашей страны в качестве сырьевого придатка Европы.
В этой связи важно подчеркнуть, что для России – одного из богатейших государств мира с точки зрения обеспеченности собственными природными ресурсами – экспорт энергетического сырья не может быть просто источником иностранной валюты. Он должен стать инструментом накопления финансовых ресурсов для развития отечественной промышленности и рычагом политического влияния, чего до последнего времени в отношениях нашей страны с ЕС не было.
Только острый энергетический кризис осени 2000 года вынудил Евросоюз принять стратегическое решение о переориентации на Россию существенной части своих закупок топливных ресурсов и закрепить двустороннюю договоренность об этом на высоком политическом уровне. В сложившихся благоприятных условиях наша страна должна попытаться выравнять баланс сил в отношениях с ЕС и в том числе получить дополнительные финансовые льготы, помимо обещанных Евросоюзом инвестиций в развитие российского топливно-энергетического комплекса.
Современный уровень
воспроизводства немыслим без нефти,
газа и других невосполнимых ресурсов,
поэтому они всегда в цене, независимо
от степени либерализации
Пример Норвегии интересен для нас еще и тем, что она так же как и Россия, является крупным экспортером сырьевых товаров в страны Европы и уже несколько раз была близка к тому, чтобы стать полноправным членом ЕС. Но всякий раз решение о ее принятии по тем или иным причинам откладывалось. Тем не менее экономические связи Норвегии с ЕС от этого не пострадали, ведь для стран-экспортеров сырья важнее не уровень тарифных барьеров в странах-импортерах, а динамика мировых цен на продаваемое ими топливо и другие ресурсы. Тем более, что страны, импортирующие сырье, сами заинтересованы в снижении собственных таможенных барьеров, чтобы стимулировать приток на свои рынки большего количества менее дорогих ресурсов.
Суммируя вышесказанное, можно предположить, что нынешний уровень либерализации торговых отношений России и ЕС выгоден не только нашей стране, которая экспортирует свои товары в объединенную Европу почти беспошлинно. Он выгоден и Евросоюзу, который, первым делая нашей стране эту важную экономическую уступку, на самом деле стимулирует поступление на свой рынок дешевых российских топливно-энергетических ресурсов и закрепляет за собой статус “ведущего партнера” в двусторонних отношениях.
* * *
Как следствие, ЕС в настоящее время совершенно не стремится форсировать процесс создания зоны свободной торговли с Россией. Тем более, что для этого есть еще целый ряд других важных причин.
Во-первых, сегодня
емкость внутреннего рынка
Во-вторых, согласно СПС, в 2002 году Россия в любом случае должна предоставить ЕС режим наибольшего благоприятствования, который будет в значительной степени близок к тому минимальному уровню таможенного обложения, которым пользуются в торговле с Россией страны СНГ.
В-третьих, в настоящий момент торговые отношения ЕС и России характеризуются устойчивым положительным сальдо в пользу нашей страны. И причина здесь не только в падении спроса в России на импортные товары из-за девальвации рубля. Более важно то, что данный дисбаланс отражает продолжение существования в нашей стране значительных барьеров в области торговли и инвестиций, которые уже давно должны были быть устранены, если бы РФ полностью и своевременно выполняла свои обязательства по СПС.
Сегодня настороженность ЕС вызывает, прежде всего, непредсказуемость торговой политики России, что оказывает серьезное негативное влияние на двусторонние отношения. Недостаточная прозрачность, а также наличие взаимозаменяющих или взаимоисключающих законодательных и административных норм и институтов вносят сумятицу в торговую и инвестиционную среду, создавая возможности для дискриминации и чиновничьего произвола.
Не меньшую озабоченность Евросоюза вызывает и отсутствие в России адекватных законодательных рамок в таких чувствительных областях, как интеллектуальная собственность, стандарты, технические нормы и инвестиции. Кроме того, неразрешенными остаются противоречия, связанные с доступом европейцев на российский рынок алкогольных напитков, банковских и страховых услуг, текстиля, а также практикой регулирования в этой сфере (лицензирование импорта, субсидии, таможенные сборы и процедуры сертификации).
К этому следует
добавить неудовольствие ЕС по поводу
применяемых Россией экспортных
пошлин и квот в отношении целого
ряда продуктов (например, металлического
лома, необработанных шкур и кожи, где
также должны действовать нормы
отдельных двусторонних соглашений)
и наличия множества
Кроме того, в течение
последних двух лет, идя навстречу
требованиям ЕС, Россия предпринимала
попытки упростить свои чрезмерно
сложные процедуры в сфере
стандартизации и сертификации, но
прогресс в этой области также
не был достаточным для того, чтобы
полностью удовлетворить
Иными словами, за
все время действия СПС наша страна,
с точки зрения ЕС, так и не
смогла сделать каких-либо достаточно
конкретных и убедительных предложений
по реформированию законодательства,
чтобы полностью
Безусловно, ЕС сегодня крайне озабочен таким развитием событий. Поэтому в настоящий момент Евросоюз в целом и Европейская Комиссия в частности считают какие-либо переговоры по созданию зоны свободной торговли между Россией и ЕС преждевременными, полагая, что они должны быть отложены до того момента, когда Россия вступит в ВТО, полностью выполнит свои обязательства по СПС и будет готова внести необходимые изменения в свое законодательство, параллельно усовершенствовав процедуру его реализации, чтобы иметь возможность быстро и в полной мере извлечь преимущества от создания зоны свободной торговли. Подобная позиция Евросоюза представляется безусловно разумной, в том числе и потому, что не вынуждает Россию сегодня экстренно решать этот крайне важный с точки зрения долгосрочной стратегии вопрос.
В то же время вызывает опасение не менее характерное в таких ситуациях стремление переходить от одной крайности к другой. Ведь очевидно, что вступление в ВТО (равно как и создание зоны свободной торговли с ЕС) для России было и остается прежде всего политическим вопросом: в условиях необходимости получения отсрочки по долгам, Россия сегодня просто обязана подтверждать взятые ею еще на заре экономических преобразований обязательства по интегрированию в мировую экономику; по крайней мере, сегодня их выполнения ждут на Западе от новой российской власти.