Экономическая эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение основ функционирования международной торговли. В связи с этим в работе поставлены следующие ключевые задачи:
- выявление, идентификация современных процессов, тенденций и, во многом, новой роли международных экономических отношений, анализ существа этих процессов, их происхождения, причин и движущих сил!?!
- изучение теоретических основ функционирования международной торговли!?!
- комплексное изучение роли государства в международной торговле!?!
- анализ внешнеэкономических связей России в свете принятия стратегии до 2020 года

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы международной торговли
1.1. Значение международной торговли
1.2. Механизм государственного регулирования международной торговли
Глава 2. Общая характеристика протекционизма и свободной торговли
2.1. Определение международной торговли и ее свобода
2.2. Основы политики протекционизма
Глава 3. Экономические преимущества и недостатки регулирования международной торговли
3.1. Свободная торговля: развитие и проблемы
3.2. Преимущества и недостатки протекционизма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

titulnyy.docx

— 46.35 Кб (Скачать)

Московский авиационный  институт

(национальный исследовательский  университет)

им. Серго Орджоникидзе

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему: Экономическая эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма.

 

 

 

выполнил: Динис  Владислав 

курс    1     

группа го-103б  

специальность

 

 

г. Москва

2012

 

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Основы международной торговли 

1.1. Значение международной торговли 

1.2. Механизм государственного  регулирования международной торговли 

Глава 2. Общая характеристика протекционизма и свободной торговли 

2.1. Определение международной торговли и ее свобода 

2.2. Основы политики протекционизма 

Глава 3. Экономические преимущества и недостатки регулирования международной торговли 

3.1. Свободная торговля: развитие и проблемы 

3.2. Преимущества и недостатки протекционизма 

Заключение 

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В центре исследования находятся  теоретические и практические аспекты  международной торговли и тенденций  в сфере международных экономических  отношений, которые оказывают и в ближайшие десятилетия будут оказывать все большее влияние на всю мировую экономику.

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в  мировой экономике. Для любой  страны роль внешней торговли трудно переоценить. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран и выражает их взаимную зависимость.

Многовековая история  мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим  в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились  в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление  о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем  определяются направления внешнеторговых потоков.

Актуальность исследования состоит в том, что неотъемлемой частью экономических реформ, осуществляемых в России, ее перехода к рыночной экономике является уже начавшаяся постепенная интеграция страны в  мировую экономику. В условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса  необходимо особенно глубокое понимание  тех процессов и тенденций, которые происходят в мире в условиях глобализации.

Целью написания данной работы является изучение основ функционирования международной торговли. В связи  с этим в работе поставлены следующие ключевые задачи:

- выявление, идентификация  современных процессов, тенденций  и, во многом, новой роли международных  экономических отношений, анализ  существа этих процессов, их  происхождения, причин и движущих сил!?!

- изучение теоретических  основ функционирования международной  торговли!?!

 

- комплексное изучение  роли государства в международной торговле!?!

- анализ внешнеэкономических  связей России в свете принятия стратегии до 2020 года.

Таким образом, предметом  данной работы является изучение теоретических  и практических основ функционирования международной торговли, а также  их значение для внешнеэкономических  связей и внешнеэкономической политики России.

Методологической, теоретической  и статистической основой являются труды ведущих российских и зарубежных исследователей в области международной  торговли и внешнеторговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1 Значение международной торговли

 

1.Международная торговля-это  система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговой деятельности всех стран мира. Субъектами международной торговли могут быть физические, юридические лица, правительства государства. Международные торгово-экономические отношения это связи, устанавливающиеся между субъектами хозяйственной деятельности разных стран, а также между странами мира в результате коммерции, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного займа, валютных отношений, научно-технического производственного сотрудничества.-

1.1Значение международной  торговли- международная торговля появилась еще в древности ,но лишь в XIX в, она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны. Она создает возможности для потребления, передачи технологий и создания богатства. Однако выгоды других стран от торговли – невелики. Они обнаруживают, что открытость их экономики для международной торговли привела к вывозу из них природных ресурсов, эксплуатации их человеческих ресурсов без адекватной компенсации.  
Торговая политика основывается на заключении договоров между торгующими партнерами. Ключ к этим соглашениям – определение целей и задач вовлеченных стран. Объем международной торговли, которая состоит из экспорта и импорта, растет все время, непрерывный поток товаров и услуг все больше и больше объединяет страны вместе. 

2.проблемы свободной торговли:Интернационализация хозяйственной жизни, достигшая в наши дни глобальных масштабов, стирает экономические границы между государствами. Первым шагом в этом процессе сегодня все чаще становятся зоны свободной торговли как начальная форма объединения двух или более национальных хозяйств, в рамках которого страны-участницы осуществляют постепенную либерализацию импорта, применяют принцип наиболее благоприятствуемой нации, вводят общий внешний тариф в отношении третьих стран, отменяют субсидирование экспорта и проводят антидемпинговые меры. Встав на путь экономических преобразований в начале 1990-х годов, Россия, действуя в духе времени, также заявила о своем намерении активно интегрироваться в мировую экономику и с этой целью создала на своей территории первые свободные экономические зоны. Они были призваны интенсифицировать внешнеторговый оборот и стать испытательным полигоном для либерализации торговли со странами соответствующего региона. Наиболее яркими примерами можно считать свободные зоны “Находка” на Дальнем Востоке и “Янтарь” на территории Калининградской области.Но, как и российская экономика в целом, за прошедшие годы деятельность этих зон не характеризовалась какими-то грандиозными положительными результатами. Более того, неоднократно возникали проблемы политического и хозяйственного характера, ставившие под сомнение саму целесообразность их существования (в частности, многие регионы России были против предоставления экономических льгот отдельным территориям в ущерб остальным).

Другим направлением участия нашей  страны в глобальном процессе либерализации  торговли стала экономическая интеграция. После распада СССР роль отправной  точки в интеграционном движении независимой России досталась СНГ. Но и здесь общую динамику развития событий за прошедшие годы вряд ли можно признать удовлетворительной: вот уже почти десять лет товарооборот стран Содружества неуклонно сокращается, а его члены все больше отдаляются друг от друга, попадая в сферы влияния своих более развитых иностранных партнеров.

Подобные центробежные тенденции серьезно угрожают политической стабильности на постсоветском пространстве. Поэтому все эти годы РФ стремилась укреплять хозяйственные связи  внутри Содружества. Одним из шагов  в этом направлении должно было стать  создание в СНГ зоны свободной  торговли, идея которой была заложена в многостороннем соглашении государств Содружества 1994 года и получила дальнейшее развитие в протоколе 1999 года.

Но практика доказала, что создание этой зоны – сложная задача, которая не может быть решена в явочном порядке, на основе одного только многостороннего соглашения. Необходимы детальные двусторонние переговоры потенциальных участников, призванные сгладить возможный первоначальный негативный эффект от создания такой зоны (в частности, для России ежегодные убытки могут достичь 2 млрд. долларов).

В результате сегодня  перед РФ стоит задача в сжатые сроки определить с каждым из партнеров  по Содружеству конкретные условия  либерализации взаимной торговли. На наш взгляд, принципиальный подход к решению этой задачи мог бы быть таким:

– в отношениях с членами Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), созданного в октябре 2000 года на базе Таможенного союза пяти государств СНГ, необходимо уже сегодня добиваться полной либерализации торговли;

– в отношениях со странами СНГ, которые не входят в ЕАЭС, должен действовать переходный таможенный режим, сочетающий в себе как льготные, так и базовые правила (в частности, целесообразно изъятие основных статей российского экспорта – нефти, газа и газового конденсата – из двусторонних соглашений о взимании НДС и акцизов в стране назначения), а полную либерализацию торговли с данными государствами следует обуславливать вступлением в ЕАЭС.

Подобный избирательный  подход необходим в целях укрепления экономической интеграции в рамках СНГ путём создания эффективных  побудительных мотивов для присоединения  к ЕАЭС. Характер же избирательности  должен быть гибким, учитывающим конкретные условия, ведь нельзя забывать и о  политической важности сближения стран  в рамках Содружества. Позиция России должна отражать готовность пойти на здравый компромисс при встречном  заинтересованном подходе страны-контрагента (примером можно считать недавние переговоры с Украиной по поставкам  природного газа).

В целом же наметившийся в настоящее время благодаря  созданию ЕАЭС переход интеграции в  рамках СНГ на более высокий качественный уровень – это, на наш взгляд, важный исторический шаг, в контексте которого более детального рассмотрения требуют опыт и перспективы сотрудничества России с другими стратегическими партнерами. Особое внимание по ряду изложенных ниже причин предстоит уделить нынешнему состоянию и будущим возможностям экономического взаимодействия с Европейским Союзом (ЕС).

* * *

В течение многих лет основной упор в нашем сотрудничестве с ЕС (так же как и со странами СНГ) делался на экспорт сырья  за счет использования построенных  во времена СССР магистральных транспортных мощностей. Но, в отличие от стран  Содружества, для которых существовали льготные условия, ресурсы, поставляемые нами в страны Евросоюза, оплачивались по мировым ценам. Логично возник вопрос: если материальные предпосылки  сотрудничества России с СНГ и  ЕС во многом сходны, не пора ли распространить льготные условия и на ЕС, чтобы  сделать партнерство более эффективным?

Ответом стало подписанное  в 1994 году Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Россией  и ЕС (далее СПС), в рамках которого стороны договорились о предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования  и предусмотрели перспективную  возможность создания зоны свободной  торговли.

СПС было ратифицировано и вступило в силу в конце 1997 года сроком на 10 лет. В течение первых пяти лет его действия Россия не обязана предоставлять ЕС те преимущества, которые имеют в торговле с  нашей страной члены СНГ. Но уже  в 2002 году вопрос о соответствующем  улучшении режима, предоставляемого Россией Евросоюзу, будет поднят. Одновременно может возобновиться  и дискуссия о готовности сторон к созданию предусмотренной в СПС зоны свободной торговли.

Последнее логично  вытекает из проводимой сейчас ЕС активной политики по либерализации торговли и развитию сотрудничества с третьими странами (речь, в частности, идет о  недавнем создании зон свободной  торговли с ЮАР и Мексикой, завершении переговоров c Китаем по условиям вступления в ВТО и т. д.). Более того, если руководство России подтвердит свою решимость активно добиваться вступления в ВТО и соответствующие усилия увенчаются успехом в ближайшем  будущем (согласно официальным заявлениям, речь идёт о 2001–2002 годах), тема свободной торговли между Россией и ЕС станет актуальной в любом случае.

Вступление России в ВТО и создание зоны свободной  торговли с ЕС взаимосвязаны не только с точки зрения СПС. Фактически это  однопорядковые явления, требующие от нашей страны обеспечения сходных экономических, политических и правовых предпосылок. С той лишь разницей, что зона свободной торговли с ЕС будет налагать на Россию обязательства прежде всего в отношениях с этим Союзом, а членство в ВТО – в отношениях с большинством стран мира.

Для вступления в  ВТО Россия уже сегодня снижает  уровень импортных пошлин. В сентябре 2000 года Правительство РФ утвердило  проект документа о таможенной и  тарифной политике, в котором предусмотрено  уменьшение начиная с января 2001 года количества импортных пошлин с семи до четырех (сохранятся ставки в 5, 10, 15 и 20%) и снижение максимального размера импортной пошлины с 30 до 20%.

Но ведь дело в  данном случае не только в сокращении той доходной статьи бюджета, которая  формируется за счет таможенных сборов и отчислений. Более важно то, что России придется перейти от ранее  провозглашенной политики защиты внутреннего  рынка и поддержки отечественного производителя к практическому  равенству отечественных и зарубежных товаров на российском рынке. Тогда  государственная поддержка отечественной  промышленности станет весьма затруднительной  и жестко регламентируемой процедурой.

Безусловно, положительная  картина экономических показателей  в России в 2000 году, напрямую связанная  с временно благоприятной динамикой  мировых цен на нефть, порождает  соблазн полагать, что экономический  рост и восстановление промышленности в стране возможны без каких-либо реальных усилий со стороны государства. Но опыт прошлых лет уже много  раз доказывал, сколь пагубной может  оказаться подобная самонадеянность.

Более того, очевидно, что при вступлении в ВТО необходимо будет в конце концов отказаться и от гибкого тарифного реагирования на динамику мировых цен на экспортируемое нашей страной сырье. Но, для того чтобы пойти на этот шаг, необходимы надежные замещающие источники пополнения бюджета. Сейчас таких источников нет: поступления от продаж нефти и газа, в том числе таможенные, остаются одним из немногих реальных инструментов, позволяющих обеспечивать весь комплекс необходимых социальных выплат и поддерживать курс национальной валюты.

В этой связи большие  надежды возлагаются на реформу  системы налогообложения. Но ее еще  надо реализовать: сначала законодательно, а затем, что более важно в  России, практически. (То же самое, кстати, касается и упомянутой выше новой  концепции таможенной политики.) Поэтому  о необходимом начальном уровне совместимости России с ВТО, а следовательно, и с ЕС, можно будет говорить только после того, как реформа налогового и таможенного законодательства, инициированная в 2000 году, станет реальностью (ее первые результаты выявятся, вероятно, уже в конце 2001 года).

Еще более важным представляется анализ возможных последствий  открытия российского рынка для  иностранных товаров, в частности  товаров из ЕС.

Совершенно очевидно, что по своему качеству (или по другим важным для рынка параметрам, например по степени известности и привлекательности торговых марок) большинство российских товаров будет уступать европейским аналогам. Вероятный рост товарного импорта из ЕС в результате снижения тарифов (по некоторым расчетам, при снижении ввозной пошлины на 1% импорт возрастает в среднем на 2%) приведет к снижению доли российских товаров на отечественном рынке.

Информация о работе Экономическая эффективность международного обмена, проблемы свободной торговли и протекционизма