Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование инвестиционного климата в России и факторов его формирования.
Задачи исследования:
изучить литературу по выбранной теме;
рассмотреть теоретические основы инвестиционного процесса в России;
проанализировать проблемы инвестиционного процесса и пути их решения;
подведение итогов 2007 года, обозначить результаты прогнозных расчетов, инвестиционный сценарий на ближайшие 20 лет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические основы инвестиционного процесса в России ………………..5
1. Сущность инвестиционного климата в России…………………………..5
2. Система управления инвестициями………………………………………8
3. Социально – экономическая сущность инвестиций, основные виды, исчисление величины инвестиций.………………………………………….9
4. Стоимость инвестиций как товара……………………………………….13
Проблемы инвестиционного процесса и пути их решения…………………..15
1. Проблема трансформации инвестиционного процесса. Трансформационный кризис………………………………………………..15
2. 2. Проблема накопления основного капитала……………………………..17
2. 3. Способы совершенствования управления инвестиционными потоками…………………………………………………………………………20
2. 4. Влияние инвестиций на экономическое развитие России……………...21
3. Инвестиционный бум в России: итоги 2007 года, перспективы, результаты прогнозных расчетов….………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат в России.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      Задача  трансформации инвестиционного процесса при переходе от планового хозяйства к рыночному в нашей стране все еще не решена. Потребление населения, государственные расходы, экспорт и импорт могут осуществляться и в самой неблагоприятной институциональной среде, но для инвестиций требуется сложная комбинация факторов как внутренних (для фирмы), так и внешних. Только очень наивные реформаторы и официальные оптимисты ожидали инвестиционного бума в России 1990 – е годы при сокращении ВВП страны на 43%. Объем реальных инвестиций уменьшился в этот период примерно вчетверо, что во многом определило подобное снижение ВВП. Столь глубокое падение реальных инвестиций отражало не только их низкую эффективность в плановой экономике и гипертрофированное развитие оборонного сектора. Во время любого кризиса именно инвестиции сокращаются сильнее всего, поскольку они финансируются в значительной мере за счет прибыли и займов и направлены на будущее увеличение дохода при принятии серьезного коммерческого (и не только) риска. Как показывают расчеты, единственным аналогом российского кризиса 1990 – х годов была Великая депрессия в США в начале 1930 – х годов, когда объем инвестиций снизился также на 80%, что свидетельствует о системном характере обоих кризисов.

      При изучении нынешнего и будущего состояния инвестиционного процесса в стране большую роль играют факторы структурных сдвигов и времени. Всякий кризис рыночного хозяйства в течение нескольких лет приводит к переоценке спроса и рыночной эффективности, перераспределению ресурсов. В условиях сравнительно небольших изменений последующий рост носит восстановительный характер – загружаются свободные мощности. Как показал мировой кризис середины 1970 – х годов, при резком сломе ценовых показателей происходит структурный кризис. После этого экономический рост идет уже в рамках новой структуры спроса, загрузка старых мощностей крайне неравномерна, капиталовложения направляются в иные отрасли и регионы. Такой рост восстановительным считать нельзя. Естественно, столь же сильные эффекты наблюдаются в ходе трансформационного кризиса, тем более что открытие российской экономики и изменение относительных цен в ней были намного более глубокими, чем в рыночном хозяйстве при повышении цен на нефть в 1974 – 1985гг.

      При затяжном кризисе фактор времени начинает играть самостоятельную роль. Продолжительность кризиса в России существенно отразилась на ее развитии. На старте трансформации она отставала от развитых демократий по большому числу параметров и к тому же должна была нести дополнительные издержки переходного периода. Но масштабы таких издержек и тяжесть последствий кризиса, как и социальные издержки и потери человеческого капитала, сказались на ходе трансформационных процессов. Накопившаяся за 15 лет потребность во вложениях в производство основных фондов требует немедленных решений и поиска соответствующих институциональных форм. В первую очередь это относится к стареющим инфраструктурным отраслям, нарастающей угрозе отказа инженерных сетей, перерыву в производстве машиностроительной базы. Если инвестиционный климат так плох, что не обеспечивает жизненно важных капиталовложений, то их все равно нельзя отложить до его улучшения.

      Мы  постепенно выходим из кризиса в  условиях сложнейших внутренних противоречий, когда сталкиваются интересы собственников  и тех, кто пытается осуществить пересмотр отношений собственности. Сегодня сложился определенный баланс интересов ведущих секторов экономики в отношении ряда ключевых проблем экономической политики, отражающий характер и структуру экономики, - по ВТО, приватизационной амнистии, росту цен на тарифы естественных монополий (по соглашению с ЕС 2004 г.), экспорту прямого российского капитала. По другим вопросам – особенно по многим аспектам региональной и промышленной политики, налогообложения – споры вокруг интересов различных сегментов бизнеса продолжаются в контексте будущей стратегии страны.

 

     2. 2. Проблема накопления основного капитала 

      Инвестиции  – основной инструмент решения долгосрочных проблем развития. Только вкладывая средства, можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений. Международные сопоставления свидетельствуют, что основным фактором, обеспечивающим при прочих равных условиях более высокие темпы экономического роста, является повышенная норма накопления. Достаточно сказать, что разрыв в темпах роста Китая и США в последние годы (10% и 4% соответственно) практически полностью может быть объяснен разницей в норме накопления (40% и 17% соответственно).

      Безусловно, здесь действуют и иные факторы. Очевидно, что США в силу насыщенности основных потребностей экономики и населения не могут иметь десятипроцентную положительную динамику. В то же время сокращение нормы накопления в Китае до 17% означало бы кратное снижение темпов его экономического подъема.

      Более высокие, по сравнению с США, темпы роста в России (6.9% в среднем за год в 2003 – 2006 гг.) при практически одинаковой норме накопления (18%) объясняются меньшей приростной капиталоемкостью, которая обусловлена тем, что значительная часть увеличения выпуска продукции в РФ была получена в эти годы на уже существовавших производственных мощностях. В дальнейшем, в силу того, что расширение производства будет требовать создания новых мощностей, в России неизбежно увеличение приростной капиталоемкости. По нашим оценкам, на макроуровне ее показатель должен возрасти с 2.8 в настоящее время до 4.5 – 5.0 в долгосрочной перспективе.

      Важно подчеркнуть, что применительно  к современной ситуации в России есть не только необходимость, но и  возможность существенного повышения  нормы накопления. Во – первых, норма сбережения остается у нас достаточно высокой – более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годовая выручка позволяет профинансировать на 60 – 70% больший объем вложений, чем сейчас. В развитых государствах нормы накопления и сбережения обычно примерно равны. Во – вторых, финансовые накопления государства в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов столь значительны, что дают возможность инициировать инвестиционные проекты любого масштаба.

      В то же время возникает вопрос: почему при столь высокой норме сбережения экономика сама не обеспечивает должного уровня накопления основного капитала? Причины, на наш взгляд, состоят в следующем:

  • уже упоминавшемся выше отсутствии эффективной системы перелива капитала;
  • драматическом отставании проектно – конструкторской базы;
  • дефиците специализированных строительных мощностей, который обусловлен, в частности, недостатком квалифицированных строительных кадров;
  • слабости стимулов к обновлению основных фондов, к ликвидации физически и морально устаревшего капитала;
  • неопределенности инвестиционных намерений государства;

отсутствии  явно сформулированной долгосрочной стратегии  развития страны.

      Чрезвычайно важно поддержать тенденцию к  росту накопления, которая проявилась в течение последнего года. Увеличение инвестиций по итогам 2006 г. на 13.5% и на 20% по итогам первого квартала текущего года – хороший и важный сигнал. В этих условиях уже используемые административные меры и меры инициирования национальных проектов следует дополнить мощной финансовой поддержкой государства. Государство обязано:

  • взять на себя основную часть расходов по финансированию строительства социального жилья и объектов социальной сферы;
  • обеспечить (в том числе используя собственные финансовые ресурсы) кратное увеличение дорожного и инфраструктурного строительства;

выступить в качестве стратегического инвестора  при финансировании строительства  ключевых объектов атомной и гидроэнергетики.

      Поддержание темпов роста накопления на уровне 13 – 16% годовых даже за счет преимущественно жилищного и инфраструктурного строительства позволит уже через 3 – 4 года располагать строительными мощностями, которые обеспечат решения практически любых строительных задач. Одновременно в течение этих нескольких лет можно подготовить необходимых специалистов для строительной отрасли и проектно – строительских работ. В дальнейшем это даст возможность развернуть инвестиционный процесс по всем отраслям экономики и довести норму накопления до 30 – 33%.

      Важнейшим механизмом, обеспечивающим наращивание внутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для этого необходимо, чтобы государство, используя свой финансовый потенциал, поддерживало минимальную доходность акций новых компаний, призванных стать локомотивами роста. Финансовые условия «стартового прорыва» призвана обеспечить устойчивая банковская система, включающая сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционных банков, банков проектного финансирования, ипотечных и строительных банков и т.п.).

    2. 3. Способы совершенствования управления инвестиционными потоками 

      Важным  направлением совершенствования управления инвестиционными потоками является обуздание инфляции и установление жесткого, централизованного государственного контроля над ценами, проведение научно обоснованной политики в области ценообразования в рамках всех форм собственности. Методы здесь должны быть разные. В государственном секторе следует использовать научно обоснованную административную систему управления с учетом рыночной конъюнктуры. В рамках акционерной и кооперативной форм собственности влияние государства должно проявляться в виде сбалансированной административно – экономической политики. С сфере частного бизнеса вмешательство государства не должно превышать мер рекомендательного характера и экономического стимулирования.

      Необходимым условием повышения эффективности инвестиционной политики государства в рамках всех форм собственности является овладение управлением таких важных рыночных механизмов, как стоимость, себестоимость, цена. Миф о том, что, мол, надо «отпустить» цены, дать простор рынку и рыночная стихия постепенно сама приведет все в норму, разбился о рифы действительности. Рынком надо управлять. Но управлять не командными методами наперекор объективным законам экономики, а на основе познания и в соответствии с закономерностями развития рыночных отношений. Мы же в перестройке экономики шарахнулись из одной стороны (командного управления) в другую сторону (неконтролируемый рынок – фактически криминальный).

      Мы  полагаем, что товарно – денежные отношения, развиваясь объективно, предполагают планомерное развитие на основе познания закономерностей этого развития. На уровне практического управления должно быть разумное сочетание стихии рынка и планомерного воздействия субъектов управления на рыночные отношения. Рынок не устраняет планомерности, а планомерность не умаляет объективных основ экономического развития. В зависимости от уровня развития производственных сил и степени зрелости производственных отношений пропорция меняется. Как это ни парадоксально звучит, но развитые рыночные отношения предполагают экономическую устойчивость, сбалансированность и, следовательно, повышенную роль планомерного развития как в рамках различных форм собственности, так и на уровне экономики государства.

      И если еще несколько лет назад  эта позиция в глазах общественного  мнения и многих ученых – экономистов выглядела как ультраправая, суперрыночная, то сегодня она оценивается с точностью да наоборот: как ультралевая, принижающая роль рынка. Однако ее правоту подтвердила сама жизнь, практика перехода к рыночным отношениям. Критерием нашей позиции является известная формула «Не навреди!» А критерием ее эффективности – конечные результаты производственной деятельности на уровне предприятия и темпы экономического развития на уровне народного хозяйства.

      Эффективное управление стоимостными механизмами  предполагает восстановление изрядно разрушенных органов ценообразования, введение централизованного контроля за использованием цен, научную проработку теоретических проблем управления ценообразованием, выработку рекомендаций по созданию противозатратной системы ценообразования, организации, эффективного хозрасчетного механизма как в производственных звеньях экономики, так и в структурах управления. 

     2. 4. Влияние инвестиций на экономическое развитие России 

      Бурный  рост внутреннего  спроса, в особенности инвестиционного, способствовал ускорению экономического роста, однако объем инвестиций остается на относительно среднем уровне. В первые четыре месяца 2008 г. рост инвестиционного спроса (20,3%) являлся основным фактором экономического роста. Однако, уровень инвестиций как доля ВВП (21%) остается в России относительно низким по сравнению с другими странами с формирующейся рыночной экономикой, которые демонстрируют высокие устойчивые темпы роста в последние годы. Например, в Корее (38%), Китае (42%) и в Индии (34%) наблюдаются значительно более высокие темпы роста          капиталовложений в течение длительного периода времени (1980 – 2007гг.). В то же время объем бюджетных инвестиций в РФ оставался относительно небольшим, что обусловило рост потребностей в восстановлении инфраструктуры и соответствующих вложениях, а инвестиции из внебюджетных источников, в том числе из государственных корпораций, увеличились (см. приложение 2).

      В Российской Федерации  инвестиционная деятельность по – прежнему сосредоточена  в нескольких отраслях, что отражает низкую степень диверсификации экономики (см. таблицу 1).

                                                                                                                     Таблица 1

Отраслевая  структура инвестиций в основной капитал

(% от общего объема)

                                                                                                                                                                                                                                                    

              

2005

                    2006                       2007 Темпы роста в 2007г. в годовом выражении
С/х, охота, лесное хозяйство 3,2 4,0 4,3 25,2
Добыча  полезных ископаемых 15,2 17,0 17,3 19,1
Обрабатывающие  производства 17,6 16,1 15,7 10,8
Производство  пищевых продуктов, включая напитки, и табака 3,1 2,8 2,8 10,4
Производство  кокса и нефтепродуктов 1,8 1,6 1,6 4,4
Производство  машин и оборудования 0,5 0,6 0,7 12,0
Транспортные  средства 1,0 1,0 1,2 38,6
Химическое  производство 1,7 1,8 1,7 4,8
Производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов 1,5 1,2 1,6 45,5
Металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий 4,7 4,1 3,6 - 2,0
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 7,8 7,6 8,7 30,0
Строительство 2,9 3 2,4 5,1
Розничная и оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,8 3,1 2,9 12,8
Транспорт и связь 28,8 25,5 25,3 8,2
Железные  дороги 6,4 3,7 4,3 16,6
Трубопроводы 7,7 8,5 7,0 - 8,4
Связь 6,7 5,3 5,1 2,6
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 11,5 12,0 12,0 18,3
Здравоохранение и социальные услуги 2,3 2,7 2,6 15,2
Прочие  коммунальные, социальные и персональные услуги 2,6 2,8 2,7 11,7

Информация о работе Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения