Инвестиционная политика государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение сущность и роль инвестиционной политики государства в современной экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
уточнить сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть особенности инвестиционной политики в России;
исследовать инвестиционный климат России;
определить направления и принципы современной национальной инвестиционной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности инвестиционной политики государства. Инвестиционный климат………………………………………………………5
1.1 Понятие инвестиционной политики государства…………………5
1.2 Особенности инвестиционного процесса в России……………….6
1.3 Инвестиционный климат……………………………………………11
2 Инвестиционная политика государства в современной экономике……14
2.1 Инвестиционная политика, принципы инвестиционной политики в современных условиях…………………………………………………..14
2.2 Инвестиционный климат в современной экономике……………..17
3 Проблемы и перспективы инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………….….20
3.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций…………....20
3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….……24
Список использованных источников…………………………………….….26
Приложение…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая Эк теория.docx

— 219.25 Кб (Скачать)

На сегодняшний день наиболее актуальными направлениями улучшения  инвестиционного климата на федеральном уровне являются:

• формирование оптимальной структуры и уровня налогов, стимулирующих модернизацию, диверсификацию экономики и обеспечивающих инвестиционную конкурентоспособность российской экономики, и при этом гарантирующих необходимый уровень бюджетных поступлений;

• нормализация тарифов компаний-естественных монополий, создание системы, обеспечивающей их экономически оправданный уровень;

• значительное повышение доступности финансирования, развитие финансовой системы в соответствии с потребностями модернизации;

• совершенствование технического и таможенно-тарифного регулирования в соответствии с потребностями модернизации;

• совершенствование антимонопольного регулирования;

• стимулирование спроса на инновационную продукцию и продукцию модернизированных предприятий;

• обеспечение кадрами модернизации экономики;

• обеспечение доступности земли.

Самым же значимым направлением действий по улучшению инвестиционного  климата и самым чувствительным для несырьевого бизнеса является административная среда: обеспечение прав собственности, административные, регулятивные и контрольные процедуры, укрепление независимости судебной системы и дальнейшая гуманизация экономического законодательства, борьба с коррупцией.

Не вызывает сомнений, что без  создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может  быть обеспечено и прекращение в  РФ затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для  масштабного притока имеющихся  в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.

Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической  обстановки в регионах и степени  готовности отдельных предприятий  и даже отраслей к эффективному использованию  инвестиционных ресурсов.

III Проблемы и перспективы инвестиционной политики Российской Федерации.

 

3.1 Проблемы бюджетного  финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход  рыночных преобразований и структурную  перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля над их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в  государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения  ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определённой зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которые необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной  инвестиционной политики и согласования интересов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов.

При анализе вопроса о возможностях государственной инвестиционной поддержки  производителей нельзя учитывать крайнюю  ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных  условиях не меньшее значение приобретают  повышение качества обоснования  и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности  и реальности бюджетного планирования.

Использование международного опыта  по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без  учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости  перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных  инвестиций является опыт Германии, бюджетная  система которой в отличие  от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении  текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и  соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов[17.186].

В российской экономике, как убедительно  показывают итоги реформ, возрастание  государственных расходов непроизводительного  характера не компенсировалось соответствующим  увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало  одним из факторов, обусловливающих  сокращение государственных централизованных  инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

В связи с этим использование  государственных инвестиций как  фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений  в бюджетной политике инвестиции организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения  приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных  средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного  бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над  доходами при планировании текущего бюджета, четкого  определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определённые изменения следует  внести и в технологию осуществления контроля над использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода его исполнения.

Важной проблемой связанной  с использованием государственных  инвестиций, является их низкая по сравнению с частными эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестиции реструктуризации национальной экономики.

Отсутствие системной основы в  организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности  и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного  недофинансирования государственных  инвестиционных программ. Так, в 1999году проектируемые ресурсы бюджета составили 20,775 миллиардов рублей, но реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 миллиардов рублей.

Таким образом, данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля над средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации.

В последнее время произошло некоторое улучшение финансового состояния предприятий, укрепление внутреннего инвестиционного потенциала, появились условия для восстановления и развития отдельных производств и отраслей национальной экономики. Именно поэтому необходимо обеспечить, чтобы уже достигнутые положительные сдвиги не остались только лишь результатом благоприятного краткосрочного конъюнктурного всплеска, а стали своего рода основой для дальнейшего позитивного экономического развития, выхода на качественно новый его уровень.

Для закрепления наметившихся положительных изменений в сфере  производства и инвестиций и создания наиболее благоприятных условий инвестирования требуется принятие ряда новых серьезных решений, которые могли бы воплотиться в практику хозяйствования. Активизация инвестиционной деятельности в значительной степени зависит от дальнейшего формирования нормативно-правовых основ благоприятного инвестиционного климата. Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с этим непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования, как основы для стабильного развития предприятий. Вместе с тем необходимо учитывать реально существующие в стране политические и экономические риски, не только препятствующие привлечению в страну портфельных инвесторов, но также противодействующие использованию имеющегося национального инвестиционного потенциала.

Решение проблем финансового  обеспечения инвестиционной деятельности в России должно быть связано с  переходом от регулирования преимущественно макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и инвестирования на макроэкономических и микроэкономических уровнях.

Таким образом, конкретными направлениями государственной политики должны стать: обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах промышленного производства; повышение эффективности уже разработанных, но слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования инвестиционной и производственной деятельности; формирование действенных механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов инвесторов (как внутренних, так и зарубежных); создание реальных предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого экономического роста.

 

 

Заключение

Инвестиционная политика, как составная часть социально-экономической  политики экономической системы  определенного уровня управления, представляет собой комплекс мер и мероприятий  по организации, финансированию и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на достижение целей, решение стратегических задач, реализацию различных интересов  при оптимальном для инвестора  соотношении доходности и риска. Экономическое содержание инвестиционной политики зависит от уровня субъекта инвестиционного рынка, определяется целями инвестора и особенностями сложившейся экономической ситуации, обуславливающей задачи и механизмы реализации.

Реализация правильной инвестиционной политики - сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; улучшение инвестиционного климата; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии.

Позитивное влияние на инвестиционную привлекательность  страны оказывают хорошая экономическая  динамика, большая численность населения, высокообразованная рабочая сила, формирующийся  средний класс, богатые природные  ресурсы и ответственная бюджетная  политика. К факторам, препятствующим формированию благоприятного инвестиционного  климата относятся: качество правоприменения  действующего законодательства; уровень  административного давления на бизнес; защищенность прав собственности.

Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходима крупномасштабная перестройка системы  администрирования, включая оптимизацию  функций государственного управления, повышение «прозрачности» и ответственности  исполнительной власти федерального и  регионального уровня, что позволит снизить забюрократизированность  и связанную с этим коррупцию.

Анализ статистических данных инвестиционной деятельности позволил сделать вывод, что в целом  структура поступающих в Россию иностранных инвестиций при крайне незначительных масштабах не может  считаться прогрессивной. Роль иностранных  инвестиций в экономике России незначительна. Государственная политика принимающей  страны в отношении иностранного капитала должна включать два направления: регулирование инвестиций с целью  получения максимальной прибыли  на единицу вложенного капитала и  стимулирование прямых иностранных  инвестиций, главная цель которого привлечение максимально возможного объема инвестиций. Оба эти направления  – регулирование и стимулирование прямых иностранных инвестиций –  проводятся одновременно. При этом акцент делается на одном из них  в зависимости от уровня экономического развития и национальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Наука, 2006.
  3. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2000.
  4. Богатова Т., Былов А. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. – М.: ММВБ, 2004.
  5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма «КОНТАКТ», «ИНФРА  М», 2002.
  6. Галушка А., Голубович А., Идрисов А., Осипов А., Титов Б., Шпигель М., Юрьев Е.; ЕЖЕГОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» Москва, 2010 год
  7. Данилова Л.В., Маркова Д.А. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 2
  8. Дейненко В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса// Аудитор. – 2001г. - №1.
  9. Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Наука, 2000.
  10. Зесь А.В. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: Пер. с нем. – UniversitatBremen, 1999.
  11. Ивасенко Ф.Г. Основные понятия фондового рынка (портфельные инвестиции): Учебное пособие. – М.: Вузовская книга. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  12. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управление и финансирование: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  13. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института. //Вопросы экономики. – 2008. –№ 12.
  14. Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе (драма становления). – М. ФГ «НИКА», Редакция журнала «Банковские услуги», 1999.
  15. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: конспект лекций. – СПб.: издательство  Михайлова В.А., 1999.
  16. Крутик А.В., Никольская Е.Т. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. Сер. «Учебники для вузов. Специальная литература». – М.: Мысль, 2001.
  17. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: метод подготовки и анализа. – М.: БЕК, 1996.
  18. Норкот Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  19. Попков В.П., Семёнов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – СПб: Питер, 2001.
  20. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевской, - М.: Юрайт-Издат, 2003г.
  21. Слепова В.А. Инвестиции. Учебное пособие / под. ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.
  22. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д. В. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  23. Шеремет В.В, Павлюченко, Шапиро В.Д. Управление инвестициями. В двух томах. – М.: Высшая школа 2008
  24. http://www.rbc.ru/ "РосБизнесКонсалтинг"/РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Информация о работе Инвестиционная политика государства в современной экономике