Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы – изучение проблем защиты интеллектуальной собственности.
Задачи данной работы следующие:
изучить причину возникновения и существования интеллектуальной собственности
провести анализ и выяснить структуру интеллектуальной собственности
изучить способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности
выявить проблемы, связанные с существованием интеллектуальной собственности
исследовать эти проблемы.
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория
1.1 История возникновения и развития интеллектуальной собственности в мире и в России ……………………………………………………………………………………………4
1.2 Сущность интеллектуальной собственности как социально-экономической категории ……………………………………………………………………………………………7
1.3 Структура и характеристика интеллектуальной собственности
1.3.1 Промышленная собственность ……………………………………………….9
1.3.2 Авторские и смежные права ………………………………………………..10
1.3.3 Патентное право …………………………………………………………….. 12
1.3.4 Средства индивидуализации ……………………………………………….. 13
1.3.5 Новые объекты интеллектуальной собственности ……………………….. 13
1.4 Защита интеллектуальной собственности ………………………………………. 15
Глава 2. Ситуация в России и за рубежом
2.1. Особенности существования интеллектуальной собственности в России……..17
2.2. Международный опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности……………………………………………………………………………19
2.3 Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности……. 22
Заключение ………………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………………...27
Приложение ……………………………………………………………………………...28
Как и в случае с Парижской конвенцией, для выполнения административных задач в рамках Бернской конвенции было создано Международное бюро. В 1893 г. эти два небольших бюро объединились в одну международную организацию, которая называлась Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (эта организация больше известна по ее французскому сокращению - БИРПИ). Со штаб-квартирой, расположенной в Берне, Швейцария, и штатом сотрудников, насчитывающим семь человек, эта маленькая организация стала предшественницей сегодняшней Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) - динамичного органа, объединяющего 175 государств, использующего труд примерно 760 сотрудников из 83 стран мира и имеющего постоянно расширяющиеся задачи и полномочия.
По
мере роста значения интеллектуальной
собственности менялись также структура
и форма Организации. В 1960 г. БИРПИ
переехала из Берна в Женеву, чтобы
быть ближе к Организации
Защита прав интеллектуальной собственности на международном уровне является весьма сложной задачей, что связано с недостаточным развитием правовых норм в этой области и их различием в разных странах. Для нахождения общей базы в решении имеющихся проблем было разработано и подписано рядом стран Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Оно охватывает все виды интеллектуальной собственности, регламентирует взаимоотношения между ее владельцем и государством, устанавливает степень ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Также в нем регламентируются сроки приведения законодательства стран-участников в соответствие с нормами Соглашения, и предусматривается жесткий контроль над выполнением согласованных норм. Соглашением ТРИПС создан механизм решения спорных вопросов на международном уровне.
Интеллектуальная
собственность рассматривается
в соглашении ТРИПС как объект международной
торговли, а ее защита — как одна из форм
внешнеторгового регулирования.
Законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности включает в себя тысячи нормативных правовых актов различных уровней, основная направленность которых — как можно более полно учитывать взаимный интерес праводержателей, общества и государства к результатам интеллектуальной деятельности. Выделяются следующие крупные направления развития законодательства в данной области
• регулирование отношений по общим вопросам интеллектуальной собственности;
• регулирование отношений об авторском праве и смежных правах;
• законодательство об охране промышленной собственности;
• регулирование отношений, связанных с охраной прав на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара;
• регулирование отношений, связанных с охраной прав на открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, разработкой программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на служебную и коммерческую тайну;
• регулирование отношений, связанных с защитой против недобросовестной конкуренции;
• регулирование отношений, связанных с деятельностью государственных органов, иных учреждений и организаций в области интеллектуальной собственности и государственной политики по ее охране.
В настоящее время в России в области правовой охраны интеллектуальной собственности существуют достаточно сложные проблемы:
• отсутствует обобщающий нормативный правовой акт, посвященный интеллектуальной собственности и определяющий само понятие «интеллектуальная собственность»;
• Гражданский кодекс РФ не содержит необходимого обозначения объектов интеллектуальной собственности и связанных с ними прав физических и юридических лиц;
• остается крайне неразвитым законодательство о защите против недобросовестной конкуренции;
• отсутствует сама концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности;
•
остаются без должного правового
регулирования
В
России законодательная охрана интеллектуальной
собственности гарантирована
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);
• Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3518-1);
• закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 3526-1);
• закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.);
• закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 35-20-1);
• закон «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
• федеральный закон об информации, информатизации и защите информации (1992 г.);
• закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 г.) и др.
В числе международных договоров и соглашений, имеющих отношение к авторскому праву и являющихся составной частью правовой системы России, — Стокгольмская конвенция 1967 г., Женевская конвенция об авторском праве 1952 г., Бернская конвенция (в редакции 1971 г.) об охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1971 г.), Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм.
В условиях неразвитости рыночных отношений, характерных для нашей страны, реализация основных положений Патентного закона РФ весьма затруднительна, поскольку основу этого закона составляет немецкая система, созданная в условиях капиталистического способа производства и конкуренции. Кроме того, бывшим Законом СССР об изобретениях предусматривался максимальный срок проведения экспертизы 13 месяцев с даты подачи заявки. По действующему закону РФ заявитель получает право ходатайствовать о ее проведении, по существу, в течение трех лет с даты подачи заявки. При этом срок никак не регламентирован. Это ставит заявителя перед достаточно сложными проблемами, так как действие его исключительных прав формально исчисляется с даты подачи заявки на изобретение, а реально использовать свои права он сможет лишь после выдачи ему патента, что может составить длительный период. Поэтому реальный срок обладания исключительными правами на изобретение составит не 20 лет, как определено Законом, а значительно меньший отрезок времени.
Негарантированное правовой охраны изобретения в течение длительного рассмотрения заявки в Патентном ведомстве ставит заявителя перед необходимостью либо форсировать рискованное вложение ресурсов в освоение изобретения, либо ждать выдачи патента.
Недоработки
в системе правового
Резко
снизилась экономическая
Важность государственного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности определяется необходимостью, во-первых, обеспечения прав авторов и, во-вторых, стимулирования творческой активности людей и широкого использования результатов их труда.
Государственное регулирование осуществляется на основе государственной научно-технической политики в соответствии с федеральным законом «О науке и научно-технической политике», принятым в 1996 г.
Несмотря
на действующие в России Гражданский кодексе
РФ и пакет законов в области охраны объектов
интеллектуальной собственности, в этой
сфере существуют сложные проблемы: отсутствует
обозначение объектов интеллектуальной
собственности в основных законах государства,
крайне недостаточна правовая защита
против недобросовестной конкуренции,
не завершен процесс формирования организационных
структур по защите интеллектуальной
собственности на уровне государства,
а также конкретизации их функций.
.
Заключение
Принято
считать, что “знание–сила”. Следует
добавить, что в современном мире знание
это ещё и богатство. В современной экономике,
основанной на знаниях, интеллектуальная
собственность становится зачастую самым
важным активом предприятий. Нематериальные
активы представляют сейчас 75% полной
рыночной стоимости 500 компаний индекса
Standard & Poor’s(S&P) –вдвое больше чем 10
лет назад. Несомненно, что в XXI веке роль
интеллектуальной собственности в жизни
общества будет расти, и то как мы будем
использовать этот рост и сможем ли мы
привести Россию к процветанию зависит
от нас – нового поколения, поколения
будущих надежд.