Инструменты кредитно-денежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение данных методов воздействия. Рассмотреть каналы влияния инструментов денежной политики на денежную массу. Проанализировать степень влияния каждого из инструментов в отдельности на изменение ее величины. В работе также рассматривается монетарная политика Центрального банка в сложившейся экономической обстановке в нашей стране после “августовского“ кризиса, пути выхода из создавшейся ситуации.

Файлы: 1 файл

кред-ден пол-ка.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Как бы там не было проводником  монетарной политики является центральный  банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.

 

Модель денежного  рынка.

   Модель денежного  рынка соединяет спрос и предложение  денег. Под предложением денег  понимается общее количество  денег, находящихся в обращении.  Предложение денег складывается  из веше упомянутых денежных  агрегатов М1, М2, Мз .Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется ЦБ и фиксировано на уровне . (Рис.1-графическое отображение денежного рынка). Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда, реальное предложение денег будет фиксировано на уровне и на графике представлено вертикальной прямой .

 

Спрос на деньги (кривая ) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны).

                        Рис.1

 

 

 В точке равновесия спрос  на деньги равен их предложению.

Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если r слишком высока, предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды

финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая  процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкому курсу облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их кура в будущем, вследствие снижения r. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег на спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и снижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.

Колебания равновесных значений ставки процента и денежной  массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Так, рисунок №2 иллюстрирует изменение уровня дохода, данном случае, его увеличение повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги ) и ставку процента (от до ). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки . Этот процесс отображен на рисунке №3. Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.

Итак, влияя  на «стоимость» денег на рынке, центральный  банк проводит ту, или иную монетарную политику, для достижения определенных целей:

Конечными целями являются, как уже упоминалось:

а) экономический  рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный  баланс.

Для достижения этих целей банк преследует следуущие промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

 

Инструментами для достижения данных целей являются:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование  ставки

процента;

б) изменение  нормы обязательных резервов;

в) изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами  прямого и косвенного (б,в,г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связаны со степенью развития денежного рынка. В переходных экономических системах, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

   Конечные цели реализуются  кредитно-денежной политикой, как одним из направлений экономической политики наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с

      В странах, переходящих к рыночным  отношениям, уменьшение степени независимости Центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим  инструменты косвенного регулирования денежной системы.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

НОРМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ.

 

 

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков обычно ниже, чем для крупных). В современных странах обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

    Банки  могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов  снижается. Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Известно, в  отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег ("создавать деньги"), посредством кредитной мультипликации.

   Кредитная  мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Предположим, что депозиты банка 1 выросли на 1000. В резерве остается 20%, то есть 200, а остальные отдаются в ссуду (норма резервов - отношение резервов к депозитам – в данном случае составляет 20% или 0,2). Таким образом, банк 1 увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800+1000=1800. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличить предложение денег. Далее, если эти 800 единиц опять попадают в банк процесс возобновляется: 20%, то есть 160 единиц банк 2 оставляет в резервах, а остальные 640 использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц.

Третий банк, куда могут попасть эти деньги, добавит еще 512 и так далее. Если процесс продлится до использования последней

денежной единицы, то количество денег в системе  можно определить следующим образом:

Начальный вклад = 1000

Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение денег) = (1-0,2)х1000 = 800

Ссуда 2-го банка = (1-0,2)[(1 - 0,2) х 1000] =(1-0,2)2х1000=640

Ссуда 3-го банка = (1-0,2)[(1 - 0,2)2 х 1000] = =512

Суммарное предложение  денег равно:

1000 х[1 + (1 - 0,2) + (1 - 0,2)2 + (1 - 0,2)3 +.. .] ==1/0.2 x 1000

(В квадратных скобках  имеем сумму членов геометрической  прогрессии со знаменателем (1-0,2), т.е. меньше единицы.

По определению эта сумма  равна  (

 

 

В общем  виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

 

где rr- норма банковских резервов;

D- первоначальный вклад;

коэффициент   называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.

Таким образом, увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента велика.

 

 

 

 

   ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ  РЫНКЕ.

 

 

 

Операции на открытом рынке - третий способ контролирования денежной массы. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает купле продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом. Чаще всего это бывают кратковые государственные облигации. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Рассмотрим схему проведения этих операций на примере центрального банка США — Федеральной резервной системы (ФРС). Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. Для этого он начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которое покупает правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных  ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут и, соответственно, возрастает «привлекательность» их для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов .Сокращение банковских резервов в свою очередь уменьшит предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. Кривая предложения денег сдвинется влево,  а процентная ставка возрастет.

Предположим теперь, что на денежном рынке наблюдается  недостаток денежных  средств в  обращении. В этом случае центральный  банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым центральный банк увеличивает спрос, на государственные ценные бумаги. В результате этого их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население (через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к тому, что в банковскую систему поступают дополнительные  "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликационного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от

 

пропорции, в которой прирост денежной массы  распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. В любом случае кривая предложения денег сдвинется вправо , процентная ставка падает.

     Посмотрим, как государство  использует этот инструмент в  настоящее время. «Конечной целью  кредитно-денежной политики Банка России в 1999 году будет сдерживание роста инфляции(в пределах до 30 %) при ограничении спада в экономике… Промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999 году будет поддержание темпов роста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели».* Очень негативные последствия имеют действия глобальных спекулянтов по извлечению сверхприбылей на основе дестабилизации экономики. Она заключается в последовательном чередовании притока и оттока спекулятивного иностранного капитала со снятием прибылей в ходе его «приливов» и  увеличивающимся вывозом капитала во время «отливов». Скупая национальные активы в начальной фазе «прилива» и продавая их в конечной, обменивая затем увеличившийся капитал  на свободно конвертируемую валюту и вывозя ее из страны, иностранные спекулянты получают огромные прибыли, не только не делая ничего полезного для развития страны, но и, напротив, дестабилизируя ее

экономическое положение. Наша страна в полной мере испытала на себе

действие этого «катка» глобализации финансовых рынков. В 1995-1997 гг. цены на рынках ценных бумаг возросли многократно( в3- 10 и более раз) за счет массированного притока иностранных спекулятивных инвестиций, на долю которых приходилась подавляющая часть сделок. В 1993-1997 годах курс рубля вырос в восемь раз. При этом на каждый доллар, вкладываемый иностранными спекулянтами в высокодоходные государственные бумаги, отечественная финансовая система теряла от 20 до 80 процентов текущих доходов в годовом исчислении.

   После того как практически  все несвязанные денежные ресурсы оказались втянутыми в финансовые «пирамиды»

Ценных  бумаг, начался исход иностранного капитала, сопровождавшийся банкротством государства по внутреннему долгу, многократным обесцениванием корпоративных  ценных бумаг и трехкратной девольвацией рубля. Понесенные при этом потери для России исчисляются многими


 

* Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 1999 год. М.:Центральный  Банк Российской Федерации, 1998.

 

 

миллиардами долларов. Все российские активы в одночасье подешевели в десятки раз. Таким образом нынешняя политика продажи ценных бумаг должна иметь очень осторожный, продуманный  характер.

Информация о работе Инструменты кредитно-денежной политики