Институционально-социологоческое направление экономической политики школы Джона Гелбрейта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Существуют различные школы и направления экономической теории, которые занимаются исследованием проблем макроэкономической стабильности, в том числе и роли денег в ее обеспечении. Важнейшими вопросами, которые ставятся при этом, являются следующие:
. как изменение денежной массы влияет на макроэкономические процессы в экономике страны;
. как должна осуществляться государственная кредитно-денежная политика, регулирование денежной массы, с тем, чтобы избежать роста уровня цен (инфляции), обеспечить экономический рост и занятость населения;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………... .3
Глава I.Общая характеристика институционализма
1.1. Возникновения и понятия……………………………………………….6
1.2. Развитие и представители ………………………………………………8
1.3. Институционализм и другие школы……………………………….…..11
глава II. Институционально-социологическое направления Гелбрейта
2.1. Джон Гелбрейт…………………………………………………………..14
2.2 Институционализм мысли Гелбрейта……........................................... ..15
2.3. Технократические идеи Гелбрейта…………………………………..20
2.4. «Новый социализм»…………………………………………………..23
Заключения……………………………………………………………..………27
Список используемой литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.60 Кб (Скачать)

Другой провозглашаемый институционалистами методологический принцип - принцип историзма - выражается в стремлении выявить движу-щие силы и факторы развития, основные тенденции общественной эволю-ции, а также обосновать целенаправленное воздействие на перспективы общественного развития.

Большое внимание институционалисты уделяют общественным проти-воречиям. Западное общество, считают они, достигло такой стадии, которая характеризуется глубоким несоответствием уровня развития науки и техно-логии общественным институтам. Обратившись к изучению реальностей экономической жизни, институционалисты особое внимание уделяли проблемам экономической власти, связанным, во-первых, с процессами монополизации, перестройки рыночных структур и изменениями в ры-ночном механизме и, во-вторых, с возрастанием вмешательства государ- ства в социально-экономические процессы.

Институционалистов как экономистов-социологов привлекали проб-лемы экономической власти в различных ее аспектах: источники, формы, масштабы, способы реализации, последствия, методы ограничения; власть на микроуровне и в экономической системе в целом, связь экономической и политической власти. В орбиту экономических исследований попали во-просы, связанные с воздействием политики государства на развитие эконо-мики, конфликты интересов в сфере экономики.

Институционализм выступает как эволюционное направление. Его представители акцентируют внимание на социально-экономические изме-нения, "феномен развития", и стремятся к динамическому анализу.

.Институционалисты констатируют противоречия между постоянно изменяющейся средой и обладающей значительной инерцией, консерва-тивной институциональной структурой общества, сформированной в ре-зультате развития в условиях прошлого. В их трактовках прогресс науки и техники вызывает через некоторый отрезок времени (лаг) изменение хара-ктера социально-экономического поведения людей и обуславливает адап-тационные процессы, приспособление общественных институтов.

В институционально-социологическом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-техничес-кий прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконф-ликтной общественной эволюции общества от индусриального к постин-дустриальному, супериндустриальному или "неоиндустриальному" (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономичес-ких факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции

Такого рода социализм уже действительно существует в США и в ряде других развитых стран мира. Некоторые его элементы присутствуют и в хозяйственном строе России. Россия сравнительно недавно вновь вступила на путь капиталистического развития. Здесь еще имеют место факты неста-бильности экономики. Тем не менее, даже сейчас видны некоторые элеме-нты “нового социализма” - приход к власти молодых, действительно знаю-щих специалистов в различных отраслях народного хозяйства, промышлен-ности, торговли.

Веблен, а позже и Гелбрейт предлагали комплексное изучение обществе-ного строя, где взаимодействуют экономические и неэкономические фак-торы, причем рассмотренные в динамике, в процессе исторической эволю-ции.

Институционально-социологическое направление Гэлбрей Д. рассма-тривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэконо-мических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общес-тва под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции об-щества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория кон-вергенции).

Для представителей институционализма характерен определенный критицизм по отношению к негативным сторонам капиталистической эко-номики- кризисам, безработице и др. Они рекомендовали осуществление "социального контроля", регулирующих мер со стороны государства. Идея "социального контроля" над экономикой служит лейтмотивом институцио-нализма на всех этапах его развития.

Гэлбрейт, одним из первых, сделал попытку теоретически обобщить опыт регулирования экономики США во время второй мировой войны. Он пришел к выводу, что олигополистический по своей природе рынок лучше поддается регулированию и планированию, чем рынок свободной конкуренции. В своих последующих работах Гэлбрейт делит американскую экономику на две качественно разнородные системы - "планирующую" и "рыночную".

Основными критериями деления экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства: наличие передовой техники и сложной организации. "Имеется глубокое концептуальное различие, - 'утверждает Гэлбрейт, - между предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица... и фирмой, которая не может существовать без организации". Это различие стеной отделяет "двенадцать миллионов мелких фирм" (т.е. рыночную систему) от тысячи гигантов, входящих в планирующую систему.

В характеристике различий между планирующей и рыночной системами Гэлбрейт большое внимание уделяет категории экономической власти, то есть контролю над ценами, издержками, потребителями, над экономической средой. Он считает, что в современном обществе такая власть сосредоточивается только в крупных корпорациях. Неравномерное развитие секторов экономики порождает большие различия "во власти и, следовательно, в социальных последствиях".

Рыночная система, включающая в себя мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей, несовершенна по сравнению с планирующей системой, - считает Гэлбрейт. Она не может влиять на цены или на политику правительства; здесь нет мощных профсоюзных организаций; рабочие здесь получают более низкую заработную плату. Рыночная система представляет, таким образом, некую зону отчуждения, отделенную от привилегированной планирующей системы.

Главным в концепции Гэлбрейта является анализ планирующей системы и ее основного звена - "зрелой корпорации". По его мнению, именно эта система определяет лицо современного западного общества и основные тенденции его развития.

Основой крупной корпорации, по Гэлбрейту, служит "соединение передовой техники с массированным применением капитала". Он выделяет две стадии в развитии корпорации: первую стадию он связывает с господством "предпринимательской корпорации", "которая по времени своего возникновения, размеру и простоте операций еще позволяет отдельному лицу, контролирующему ее капиталы, пользоваться единоличной властью...".

В послевоенный период развитие западной экономической мысли двигалось прежде всего по пути, открытому "кейнсианской революцией". Как и все экономисты реформистского толка, институционалисты связывали с государственным регулированием надежды на создание стабильной и эффективной системы, в которой увязывались бы частные и общественные интересы. Идеи Кейнса о регулирующем воздействии государства на рыночную систему были им весьма близки.

Однако институционализм отнюдь не растворился в кейнсианстве. Институционалисты всегда подчеркивали значение социального контроля над экономикой, связывая его с проблемой общественного интереса, содержательных критериев общественного благосостояния. Поэтому многие из них видели узость кейнсианства, оправдывающего государственное регулирование необходимостью корректировки рыночных неравновесии. Институционалисты, доказывая необходимость позитивной роли государственного регулирования, прежде всего стремились выйти за пределы сугубо рыночного подхода.

Вместе с тем послевоенный институционализм отличался от институционализма 30-х гг. как в области методологии, так и в области теории. Основная проблематика 30-х гг. - монополизация экономики и конфликты интересов - после окончания второй мировой войны отодвинулась на второй план. Эволюция институционализма на новом этапе выразилась в явном преобладании индустриалистско – технократического подхода.

Корни индустриалистских концепций легко прослеживаются в основных работах Т. Веблена; однако в 50-60-х гг. эти концепции утратили прежнее критическое звучание; у многих институционалистов это проявилось в теоретической реабилитации большого бизнеса, поскольку с ним связывали научно-технический прогресс.

Согласно институционалистской концепции, научно-техническая революция - это величайшая революция, способная решать фундаментальные общественно-политические проблемы. В качестве основного носителя рациональности и движущей силы экономического прогресса выступают крупные корпорации, которые функционируют на основе императивов индустриализма.

В 50-60-е гг. особо популярной становятся идеи о происходящей спонтанной трансформации капитализма прежде всего за счет изменения природы крупных корпораций. Эти идеи были связаны, во-первых, с концепцией "революции управляющих" и, во-вторых, с учением демократизации собственности на капитал. Решающую роль приобрели понятия, представляющие социально-экономическую систему капитализма как качественно новый этап - "народный капитализм", "общество всеобщего благосостояния" и др.

Государство, с точки зрения институционалистов, претерпело кардинальные изменения, вследствие чего основной целью его стало обеспечение "благоденствия для всех членов общества". На этой основе получили развитие различные теории "социального контроля", что наряду с идеей трансформации капитализма было характерно для институционалиститеского направления послевоенного периода.

Представители современного институционализма стремятся дать определенные оценки и прогнозы будущему развитию капиталистического общества. Они разработали разнообразные "сценарии будущего". Д.Гэлбрейт предсказал переход власти к "технократам" - инженерно-технической и управленческой элите, способной организовать рациональное производство в масштабах всего общества. Р.Хейлбронер считает возможным как наступление эры господства технократии, так и гибель цивилизации в результате необратимых изменений, вызванных дальнейшим развитием техники. О.Тоффлер возлагает надежды на благотворное и "революционизирующее" воздействие НТП в условиях капитализма "супериндустриальную революцию", которая позволит человечеству покончить с голодом, болезнями и жестокостью без переворота в способе производства. Все эти сценарии имеют общую основу - технологический детерминизм; все они предполагают "трансформацию" капитализма, а с точки зрения идеологической роли представляют как альтернативу социализму.

2.3. технократические идеи  Гелбрейта

Гэлбрейт стремится соединить политэкономию и экономическую политику с социологией. Политэкономия, как доказывают сторонники институционально-социологического направления, не должна сводить цели общества к увеличению валового национального продукта, структуру которого определяет рыночный спрос. Необходимо, подчеркивают они, учитывать и потребности людей, определяемые системой моральных ценностей и требующие реформы системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, реконструкции городов, охраны окружающей среды. Гэлбрейт считает, что эти цели могут быть достигнуты без социальной революции при решающей роли крупных корпораций. Крупная корпорация, по Гэлбрейту, усиливает планирующее начало и способствует постепенному выравниванию доходов. В условиях научно-технической революции, все более широкого использования мощных информационно-кибернетических систем произошли изменения в механизме принятия экономических решений крупных корпораций. Эти решения принимаются уже не собственниками средств производства в узкой группе близких к ним менеджеров, а так же не акционерами, численность которых слишком велика, а новым слоем — техноструктурой (специалистами по торговле и рекламе, экспертами в области общественных связей, юристами). Техноструктура - целая совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов. Техноструктура становится командной силой корпорации. Крупные корпорации, по Гэлбрейту, образуя «планирующую систему» внутри государства, переступают затем границы национального государства, чтобы создать «Международное планирующее сообщество». Многонациональные корпорации являются «островами сознательной силы в океане стихийного соперничества». Вместо теории «невидимой руки» Гэлбрейт проповедовал теорию сознательного регулирования экономики. Главной положительной целью техноструктуры, по мнению Гэлбрейта, служит рост фирмы, который в свою очередь становится важнейшей целью индустриальной системы и всего общества, где ведущую роль играют крупные корпорации. Кроме того, основным ориентиром для крупной фирмы является минимизация риска, то есть достижение минимума зависимости от рынка: "Фирма должна осуществлять контроль над продукцией, которую она продает, и над продукцией, которую она покупает. Она должна поставить на место рынка планирование". Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование - объективная потребность современной промышленности. Потребность в планировании он объясняет усложнением технологии производства, значительным увеличением капиталовложений в новую технику, повышением требований к организации производства.

Главным в теории Гэлбрейта является понятие "индустриальной системы" - та часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций. В истории американской корпорации Гэлбрейт отмечал несколько этапов:

1. Предпринимательская корпорация (предприниматель сам же и управляющий, и инженер, например Г.Форд);

2. Революция управляющий. Корпорация становится менеджериальной;

3. Корпорация техноструктуры. Производство настолько усложняется, что ни один управляющий в нем не разбирается. Он лишь подписывает бумаги, которые готовят специалисты, представляющие техноструктуру. Это широкая социальная группа (конструкторские бюро, ученые, инженеры, экономисты, психологи, мастера, отдельные квалифицированные рабочие). Эти люди компетентны принимать решения и к ним переходит власть.

Техноструктура, стоящая у власти, уже по Гэлбрейту, не ставит своей целью получение максимальной прибыли, что по его мнению, обуславливает принципиальное отличие "зрелой корпорации" от предпринимательской. Материальное стимулирование техноструктуры осуществляется через оклады, продвижения по службе, а это достижимо по мере расширения масштабов производства. Гэлбрейт подчеркивает миролюбивый характер техноструктуры. Она идет навстречу другим слоям и группам. Акционеры получают повышенные дивиденды, рабочие - повышенную зарплату. Техноструктура налаживает связи не только внутри корпорации, но и за ее пределами. Здесь Гэлбрейт имеет ввиду планирование как внутрифирменное, так и "планомерное развитие" производства в "пределах индустриальной системы".

Гэлбрейт считает, что техноструктура воплощает "организованные занятия", "мозг корпорации", и таким образом, по праву обладания самым дефицитным фактором производства - знанием - она имеет все основания для гипотетического "перехода власти". Гэлбрейт отрицает противоречие капитализма и считает, что внутри индустриальной системы интересы рабочих все в большей степени согласуются с интересами корпорации, а "классовые конфликты - лишь предмет страстной мечты революционеров старого склада". Гэлбрейт считает, что рабочие в "зрелой корпорации" не нуждаются даже в защите со стороны профсоюза. По его мнению, "профсоюзы существуют только потому, что прочно уселись на плечи рабочего, которому приходится их терпеть ..."

Разрабатывая "сценарий будущего", Гэлбрейт представляет переход к "новому социализму", включающий три главных звена:

1. Всесторонняя поддержка "рыночной системы".

2. Буржуазная национализация  отдельных корпораций и расширение  государственного сектора в экономике.

3. Создание системы "национального  планирования".

Информация о работе Институционально-социологоческое направление экономической политики школы Джона Гелбрейта