Институциональное направление в экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратилась в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые и наиболее острой форме проявились проблемы, связанные с процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополитической.

Файлы: 1 файл

контрольная работа_1.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     На  рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратилась в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые и наиболее острой форме проявились проблемы, связанные с процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополитической. Это явилось одной из причин того, что США приняли  антимонопольные меры, которые администрация этой страны апробировала ещё в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.

     В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом.

     Основоположниками и лидерами институционализма выступили  американские ученые Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. Их идеологическими предшественниками можно считать ученных исторической школы Германии, доказывавших необходимость тщательного изучения экономического поведения людей, действующих под влиянием, установившихся в обществе традиций, обычаев, правовых и нравственных норм. 
 
 
 
 

     Сущность  институционального анализа экономики 

     В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Последнее рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее.  К «институтами» идеологии  институционализма относят самые разнообразные категории и явления например, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.,  предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное – эволюцию экономики.

     Институционализм  – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считаются также духовные, моральные, правовые и другие факторы. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально – экономического развития. При этом объекты исследования – институты – не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

     В области методологии институционализм, по мнению многих  исследователей, имеет  много общего с исторической школой Германии.

     Следует, однако, отметить, что историзм и  учет факторов социальной среды для  обоснования путей экономического роста хотя и свидетельствуют  о схожести методологических принципов  институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последних. И причин здесь несколько. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А.Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в стране свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характеры рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества. В-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство». 1

     Институционализм, таким образом, являет собой качественно  новое направление экономической  мысли. Он вобрал в себя  лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков, (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблемы «социальной психологии» общества).

     По  некоторым оценкам, отчет времени  возникновения институционального направления экономической мысли следует начинать с даты опубликования монографии Т.Веблена «Теория праздного класса», то есть  с 1899г.  Учитывая появившиеся позднее не менее значимые публикации Дж. Коммонса и У. Митчелла, обозначившие зарождение новых течений в рамках  институционализма.  

_______________

1 Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. Раздел третий. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений.

     Четкое  формирование идей и концепций этого  направления экономической теории в единое целое приходится на 20 – 30–е гг. XX столетия.

     Труды названных американских ученых и  их последователей объединяют антимонопольная  направленность, идея учета влияния  на экономический рост всей совокупности общественных отношений  и необходимости государственного вмешательства в экономику.

     В обозначившихся трех течениях институционализма  Т. Веблен возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институционального исследования, Дж. Коммонс – социально  – правовой (юридический), У. Митчелл – конъюнктурно – статистический (эмпирико – прогностический). 
 

     Учение  о «праздном классе»  Т.Веблена 

     «Очень  странный человек» Торстейн Веблен (1857 – 1929) вошел в историю как «первый  систематический критик американского  капитализма». Веблен жил в «позолоченный век», когда Соединенные Штаты утверждали себя на позициях первой промышленной державы мира и удачливые капитаны промышленности, становившиеся во главе крупных корпораций – ловкие, энергичные, агрессивные, алчные, властные, ненасытные – действовали дерзко и цинично в бизнесе и политике.

     Сын норвежского фермера – иммигранта, Т. Веблен с юности ощущал свою отчужденность  от суетного мира янки, что и определило его судьбу в науке и в жизни. Познав участь бедного студента в престижном Йельском университете, а затем безработного доктора философии, он, наконец, устроился на скромную должность в Чикагском университете (1891 – 1906), созданном в 1892г. на деньги богатейшего предпринимателя США Дж.Д.Рокфеллера. Затем преподавал в Станфорском (1906 – 1909) университете, а в 1910 – 1917 гг. – в университете штата Миссури (г.Колумбия). С 1919г. читал лекции в «Новой школе социальных исследований». Его теоретическое наследие получило наибольшую популярность и применение для ряда последующих творческих изысканий в русле социально – институционального направления экономической мысли во всех трех направлениях.

     Веблен  бросил миру вызов своей книгой «Теория  праздного класса. Экономическое  изучение институтов» (1899), в которой  «изучал манеры и психологию американских богачей». Предметом особого внимания Веблена стал институт праздного класса.2

     Свою  убежденность в эволюционном преобразовании общества Т.Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы  Ч. Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности, пытался аргументировать положение об актуальности в человеческом обществе «борьбы за существование». Эволюция общества является процессом естественного отбора институтов, которые, по сути дела, есть привычные образы мыслей в том, что касается отношений между обществом и личностью. Институты – результаты процессов, происходивших в прошлом, а следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени, но под нажимом обстоятельств, складывающихся в жизни сообщества, происходит изменение образов мышления в самой человеческой природе.

     На  его взгляд, экономическими мотивами людей являются, прежде всего,  родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы.

     В теории «праздного класса», судя по содержанию одноименной книги – этот класс, по Веблену, предпочитает «обычаи мира бизнеса»,

______________

2 История экономических учений / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. Глава 19. Американский институционализм. 

сложившиеся «под направляющим и избирательным  действием законов хищничества  или паразитизма». В частности, для  представителей именного этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинного проявление закона спроса, что ныне принято называть «эффектом Веблена». Последний характеризует ситуацию, при которой сниженная цена на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрату его  «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда этот товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти. Так вот, «Финансовые слои, – заключает Т.Веблен, – имеют известную заинтересованность в приспособлении финансовых институтов… Отсюда более или менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежным целям, формирующим экономическую жизнь праздного класса».

     Так, критикуя «паразитический» образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье — владельцев особой формы частной собственности, а также осуждая подчинение сферы «индустрии» миром «бизнеса», стремящегося в лице финансистов и крупных предпринимателей лишь «к возможно большей прибыли». Он ратовал не за революционное устранение «классового антагонизма» и победу «диктатуры пролетариата», а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемую реформированием. Как уточняет М.Блауг, «речь идет о классовой борьбе, которая в условиях капитализма идет, согласно Веблену, не между капиталистами и пролетариями,  - а между бизнесменами и инженерами. Денежный образ мышления объединяет банкиров, брокеров, юристов и менеджеров, отстаивающих центральный принцип делового предприятия — принцип частного присвоения»

     Сценарий  реформ Т.Веблена состоит в неуклонном ускорении научно-технического прогресса  и возрастании роли инженерно-технической  интеллигенции. По его убеждению, интеллигенция, рабочие, техники и другие участники  производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. Они предопределяют растущую зависимость «бизнеса» от «индустриальной системы», неотвратимость «паралича старого порядка» и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции.

     В результате реформ Т.Веблен предвидел  установление «нового порядка», при  котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников»  и «индустриальная система» перестанет служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не «денежная выгода», а служение интересам всего общества.3 
 

     Правовой  институционализм Дж. Р. Коммонса 

     Джон  Р.Коммонс (1862 – 1945) был первым, кто написал специальную книгу «Институциональная экономическая теория» (1934). Но она вышла, когда автору было уже за 70, а его стаж профессиональной и общественной деятельности перевалил за 40 лет. Коммонс окончил духовный колледж (1888) и продолжил образование в престижном университете Джонса Гопкинса, где стал любимым учеником Ричарда Эли (1858-1943), пытавшегося в свое время создать американское ответвление исторической школы в политэкономии. В начале 1900-х Коммонс работал в Национальной гражданской федерации - организации, целью которой было улаживание конфликтов между рабочими и работодателями. В это время в основном сложились его взгляды на урегулирование отношений между трудом и капиталом: 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы для

_______________

3 Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. Раздел третий. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений. Концепция реформы Т.Веблена.

увеличения  покупательной способности масс, благотворность концентрации промышленности для эффективности экономики. В 1904 г. хлопотами Р. Эли Коммонс был принят на работу в Висконсинский университет, где вместе с учениками составил «висконсинскую школу» истории и теории американского рабочего движения, обосновавшую реформистскую программу «политического коллективного договора» - достижения компромисса между предпринимателями и рабочими, организованными в профсоюзы, при арбитражной функции правительства и Верховного суда. Почти 30 лет Коммонс активно участвовал в политической жизни Висконсина, был советником двух губернаторов штата и гордился проведенными мерами в области рабочего законодательства. Богатый практический опыт лег в основу разработанной Коммонсом системы идей, отразившей и его личные качества: уравновешенность, способность вызывать доверие у людей разного социального статуса и мировоззрения: от миллионеров до социалистов.

     Исследуя  в качестве предмета экономического анализа такие коллективные институты, как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие.

Информация о работе Институциональное направление в экономической теории