Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:44, лекция
Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране.
Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле. Рост богатства может обеспечить внешняя торговля. Для этого государство должно больше экспортировать и меньше импортировать, а разницу получать золотом или серебром, т.к. в накоплении благородных металлов они видели основу национального процветания.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Школы, направления и их представители | Период формирования | Основные идеи |
Меркантилизм
Томас Мэн (1571-1641 гг.). -Антуан Монкретьен (1575-1621), Жан Батист Кельбер (1619-1683), Иван Тихонович Посошков (1652-1726) |
XVI –XVII вв. | Представители этой
школы считали, что богатство
общества возникает только в торговле
(деньги, золото). Главный предмет своей
науки они видели в процессах товарного
и денежного обращения. Меркантилисты
советовали государству расширять торговлю,
накапливать золото в стране.
Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле. Рост богатства может обеспечить внешняя торговля. Для этого государство должно больше экспортировать и меньше импортировать, а разницу получать золотом или серебром, т.к. в накоплении благородных металлов они видели основу национального процветания. |
Школа
физиократов
Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) Анн Тюрго (1727-1781) |
XVII-XVIII | Они считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества. |
Английская
школа классической
политэкономии
Давид Рикардо (1772-1823), Адам Смит (1723-1790)
Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн., У .Петти |
XVIII- XIX | Ее представители установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Классическая школа рассматривала человека как homoeconomicus (человека экономического) Его стремление к богатству ведет к приумножению богатства общества. |
Марксизм
Карл Маркс (1816-1883) П. Самуэльсон и В. Нордхау |
с 20-х до 90-х годов
двадцатого столетия |
На основе трудовой стоимости создал учение об эксплуатации рыночного хозяйства (капитализм). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации (расслаивание) общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреваний капиталистической системы предпосылок для перехода к социальному обществу. |
Маржинализм
Иоганн фон Тюнен (1783-1850) Антуан Огюстен Курно (1801-1877) Карл Менгер (1840-1921) |
Последняя треть XIXв. | Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями. |
Неоклассические
направления
А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас, Л. Вальрас |
XIX | Они формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйством рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление. |
Кейнсианство
Д.М. Кейнс, Гэлбрейт, Кларк Харис |
Начало XX | В основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег. |
Институционализм
Торстейн Веблен (1857-1929) Уэсли Митчелл (1874-1948) Джон Гэлбрейт (р. 1908), |
Конец XIX середина XX | По их мнению, экономическая
наука не должна заниматься чисто экономическими
отношениями. Это слишком узко, нередко
приводит к голым абстракциям. Важно учитывать
весь комплекс условий и факторов, влияющих
на хозяйственную жизнь: правовых, социальных,
психологических, политических. Правила
государственного управления представляют
не меньший, а возможно и больший интерес,
нежели механизм рыночных цен. Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики. В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их организация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину. |
Монетаризм
М. Фридман К. Бруннер |
XX | Согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. |