Инфраструктура рынка значения и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

1.Введение……………………………………………………………………………..3
2.История развития рынка……………………………………………………..5
3.Инфраструктура рынка……………………………………………………….11
4.Значения рыночной инфраструктуры………………………………..21
5.Современные тенденции……………………………………………………24
6.Заключение…………………………………………………………………………28
7.Список литературы……………………………………………………………..31

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………..3
2.История развития рынка……………………………………………………..5
3.Инфраструктура рынка……………………………………………………….11
4.Значения рыночной инфраструктуры………………………………..21
5.Современные тенденции……………………………………………………24
6.Заключение…………………………………………………………………………28
7.Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств. 
 

Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

* деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической

    информации;

    * деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения

    продаж; деятельность по публичному представлению информации о

    хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

    *деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и

Развитие структуры  и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке  в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие. 

Рассмотренные в  теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики  период  должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями;  оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:   

1.     Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;

2.     Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов  развития предпринимательства;

3.     Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы  и препятствующих развитию рынка;

4.     Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;

5.     Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

6.     Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;

7.     Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный  разрыв с прежней хозяйственной  системой и создание условий для  формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее  глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально  ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется, в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и  возникнет современная рыночная экономика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение  рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура  имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя  собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процессе совершенствования.

Инфраструктура  как самостоятельная область  национальной экономики прошла следующие  этапы развития:

1) разделение  сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда. Объективно инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;

2) разделение  сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.

Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности  и эффективности работы рыночных субъектов на

основе специализации  отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационное  оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и

общественного регулирования  деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных

институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих

взаимодействие отдельных  частей экономики, в том числе  и на инфраструктуре рынка.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

В период экономики  планового типа кредитная система  была развита в

соответствии с  условиями того времени, т.е. кредиты  выдавались не в

соответствии с  нуждами самого предприятия, а по решению органов

государственного  планирования. В наше время кредитные  учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки,

которых не было в  плановой экономике, а также специализированные

небанковские  кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Современные тенденции.

Одной из наиболее характерных  особенностей организации и функционирования экономических систем в современных  условиях является высокий уровень  развития рынка, рыночных отношений.

Следует отметить, что  понятия "рынок "и "рыночная экономика" не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий  уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода  предпринимательства (полная самостоятельность  хозяйственной деятельности, экономическая  ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается  государственное вмешательство  в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках  производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

В экономической  литературе выделяется несколько выполняемых  рынком функций, которые отражают его  роль в достижении конкретных экономических  целей общества.

  • Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  • Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  • Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  • Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической  литературе иногда выделяются и некоторые  другие функции рынка: активизация  экономических интересов, повышение  восприимчивости экономики к  научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической  деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий  для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и  для кого производить; обеспечению  равновесия спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности  их деятельности.

Важнейшим элементом  современной инфраструктуры рынка товаров и услуг являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры и внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума. 

Заключение.

Рынок является местом, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Они классифицируются по объектам приложения, механизму функционирования, уровню насыщенности. Выполняет стимулирующую, саморегулирующую, регулирующую функции, на основе таких важнейших элементов, как производители и потребители, экономическая обособленность, цены, спрос, предложение и конкуренция. 
Структурой рынка является внутреннее строение отдельных элементов рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков (товаров и услуг, факторов производства, Рынки рабочей силы и т.д.) 
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы 
взаимодействия предприятий, замену формально-учетного характера 
купли-продажи, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.
 
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, о последующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются биржи, аукционы, ярмарки, кредитная система, налоговая система и др. 
Создание условий для развития рыночной инфраструктуры во многом зависит от государства, которое берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, т. е. конкуренции. Участие государства диктуется тем, что рынок не обеспечивает социально 
справедливое распределение дохода.

Информация о работе Инфраструктура рынка значения и современные тенденции