Инфраструктура рынка значения и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

1.Введение……………………………………………………………………………..3
2.История развития рынка……………………………………………………..5
3.Инфраструктура рынка……………………………………………………….11
4.Значения рыночной инфраструктуры………………………………..21
5.Современные тенденции……………………………………………………24
6.Заключение…………………………………………………………………………28
7.Список литературы……………………………………………………………..31

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………..3
2.История развития рынка……………………………………………………..5
3.Инфраструктура рынка……………………………………………………….11
4.Значения рыночной инфраструктуры………………………………..21
5.Современные тенденции……………………………………………………24
6.Заключение…………………………………………………………………………28
7.Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием  самого рынка,  с

ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста  оборота  выполнение  отдельных  этапов  купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим  моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа  сделки  и перехода к "массовому производству" снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки. Сразу же отметим, что в издержки сторон необходимо включать не только прямые затраты (на поиск партнера, оформление документов и  др.),  но  и косвенные, реализующиеся в рисках. Иными словами, в затраты нужно (с некоторым весом) включать потери, которые  могут  произойти  в  результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после платежа, поставки фальшивых бумаг и других). 

Как показывает история  развития рынка ценных бумаг в  развитых  странах, основная тенденция  заключалась  в  том,  чтобы  позволить  каждому

участнику рынка  принимать на себя те риски и в  тех размерах, которые  он

сочтет нужными, пресекая при этом попытки свалить свой риск на  другого,

не заплатив ему  за это или не заручившись его  согласием.  

 Для организации  такого рынка создаются структуры,  торгуя в рамках ко-

торых участники  освобождаются от определенных  видов  риска.  Эти  риски

принимает на себя инфраструктура рынка, за что ее и приходится содержать

(уменьшение риска  вместе с доходностью). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инфраструктура  рынка

ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. 
                            
Банковская система 
Необходимость  кредитных   отношений   в   рыночной экономике общеизвестны.  С одной  стороны,  у  отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных  отношений возникает временно свободные денежные  средства:  излишки денежных  средств  в  виде  амортизационных   отчислений, временно  свободные  средства  в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи  сезонным  производством;  средства,  накопленные,  но  неиспользованные  для  расширения   производства,   выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения.

С  другой  стороны,  у  участников   рыночных   отношений возникает потребность в дополнительных  средствах,  сверх тех, которые они имеют на данный момент. Возникает противоречие,  вполне  разрешимое   с помощью  особой  инфраструктуры  рыночного  хозяйства   кредитной системы. Кредитная система государства. Кредитная система  -это    совокупность    кредитно-финансовых    учреждений, создающих,  аккумулирующих  и  предоставляющих   денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности. Кредитная  система  государства   складывается   из банковской  системы   и   совокупности   так   называемых небанковских банков,  то  есть  не  банковских  кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с  помощью  кредита.  В мировой   практике    небанковские    кредитно-финансовые институты  представлены  инвестиционными,  финансовыми страховыми     компаниями,      пенсионными      фондами, сберегательными  кассами,  ломбардами   и   с   кредитной кооперацией.  Эти  учреждения,  формально   не   являясь банками,   выполняют   многие   банковские   операции   и конкурируют с банками. Однако,  несмотря  на  постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром  кредитной инфраструктуры остается банковская система. Вся совокупность банков в национальной  экономике образуют банковскую систему  страны.  В  настоящее  время практически  во  всех   странах   с   развитой   рыночной экономикой банковская система имеет два уровня. Первый   уровень   банковской   системы    образует

центральный банк (или  совокупность банковских учреждений, выполняющих   функции   центрального   банка,    например федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополии на эмиссию  национальных  денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики.  Второй  уровень  в двухуровневой   банковской 
системы   занимают   коммерческие   банки   (частные    и государственные). Они  имеют дело  с разными клиентами - от  мелких  вкладчиков  до  крупных   фирм,  и бывают универсальными          (многооперационными)           или специализированными,  региональными  или  отраслевыми.   Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и
инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют  собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский  рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее  многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи  выступают деньги, предоставляемые  в пользование в различных  формах. Финансовый рынок состоит  из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.. Она представляет собой систему предприятий , обеспечивающих бесперебойное, эффективное развитие рынка. Инфраструктура рынка включает в себя организационную базу (биржи, снабженческо-сбытовые организации, брокерские фирмы), основной функцией которой является ускорение и облегчение продажи товаров; материальную базу (складское, тарное хозяйство, транспортные системы, обеспечивающие хранение и перевозку товаров); информационную базу и средства связи (средства связи и деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает: телекоммуникаций, интернет, информационно-справочные системы по продукции и ценам), обеспечивающие своевременность и оперативность выполнения сделок купли-продажи; кредитно-расчетную базу (банковская система, страховые компании), необходимую для финансовой поддержки субъектов рынка и страхования различных рисков, связанных с куплей-продажей товаров.

Каждый вид рынка  имеет свою инфраструктуру. Так, в  инфраструктуру рынка средств производства входят товарные биржи, торговые дома, ярмарки, выставки-продажи, предприятия оптовой торговли. Инфраструктура финансового рынка включает фондовые биржи, коммерческие банки. В инфраструктуру рынка рабочей силы входят биржи труда, центры занятости, конторы по трудоустройству.

 Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

     На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными

биржами, предприятиями  оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д.Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает  регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

     На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы,

обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

     На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где

покупаются и продаются  акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу  капиталов.

     Инфраструктура кредитного рынка это современная

двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

     Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также

являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через  налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

Следующий элемент  инфраструктуры — это законодательство, правовая

система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или

слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

Мы рассмотрели  основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.

Так же можно разобрать некоторые составляющие инфраструктуры:     инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен.

Организационно-правовые и экономические составляющие инфраструктуры

Правовая  база рынка как цельный, связанный комплекс кодексов отсутствует. Основой правовой базы рынка являются Гражданский кодекс РФи Налоговый кодекс РФ. Первый из них регламентирует все стороны деятельности фирмы, а второй – взаимоотношения с государством.

Что касается банковско-кредитной составляющей, то на рынке активно выступают как отдельные банки, так и банковские организации (союзы)и фонды, которые также занимаются кредитной деятельностью.

Таможенная  система представлена на рынке таможенными организациями отдельных стран либо групп стран (Европейский союз).

Тарифное  регулирование осуществляется посредством  классического инструмента внешнеторговой политики – таможенных пошлини таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.

Биржи являются очень важным, весомым элементом рыночной инфраструктуры.

На крупных  биржах мирового значения реализуются  огромные количества биржевых товаров, но что более важно, на крупных мировых биржах (сырьевых, валютных, товарных, фондовых) устанавливаются цены, с которыми вынуждены считаться участники соответствующих рынков всего мира, от них зависят рыночная ситуация, положение дел внутри стран.

Цены на нефть и другие ресурсы, материалы и сырье, курсы валют, котировки ценных бумаг устанавливаются на крупных мировых биржах(на Лондонской, Нью-Йоркской и других биржах). Без них в современном мире практически невозможно функционирование экономики, предприятий.

Транспорт – первый появившийся элемент инфраструктуры. Транспортные связи – важная и непременная составляющая функционирования экономических отношений между предприятиями. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг от поставщикак потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью.

Вне транспортного  обслуживания трудно представить процесс  обращения товаров и услуг. Хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров от одних фирм к другим. Транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем.

Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с темони обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и между народные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Инфраструктура рынка значения и современные тенденции