Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин, видов и форм.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава1. Сущность и причины инфляции, ее виды и формы. . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Механизмы открытой инфляции.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 3. Показатели изменения уровня инфляции.. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике 2010г.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия управления «ТИСБИ»

Альметьевский филиал 
 

ЗАДАНИЕ

Для курсовой работы  по дисциплине «Экономическая теория» 

Студентке -1  курса, группы ЗЭАл-001

Л.А. Ганеева 

Тема работы: «Инфляция» 

В курсовой работе должны быть разработаны и  изложены: 

1. Введение 

2. Теоретическую,  научно – исследовательскую и  практическую части

3. Расчетный  раздел 

4. Заключение 
 
 
 

Дата  выдачи:               «___» _________________________ 20__ г.

Срок  окончания:         «___» _________________________ 20 __ г.

Преподаватель:           ______________________________________ 
 

СОДЕРЖАНИЕ  
     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    Глава1. Сущность и причины инфляции, ее виды и формы. . . . . . . . . . . 5

    Глава 2. Механизмы открытой инфляции.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

    Глава 3. Показатели изменения уровня инфляции.. . . . . . . . . . . . . . . . .  17

     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

     Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ

      Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди.

Нарушаются установленные  пропорции между ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все  сложнее принять оптимальное  правильное экономическое решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и сделать долгосрочные расчеты. Происходит перераспределение доходов. Те, кто имеет фиксированную заработную плату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Возникают очереди. Появляется «черный рынок», где спекулируют дефицитным товаром.

Как экономическое  явление инфляция существует уже  длительное время. Считается, что она  появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  неразрывно связана. Интерес к инфляции, инфляционным процессам, возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Сегодня в мире почти нет страны, где нет, или не было инфляции.

При всем обилии информации на эту тему, знания широких  слоев населения поверхностны (отсюда появление инфляционного ожидания).

Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение инфляционных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается.

Инфляция является очень сложным социально-экономическим  явлением. На протяжении столетий с  изменением форм собственности, типов  ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции -- обесценение денег.

В настоящее  время инфляция - один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин, видов и форм.

Также, мы рассмотрим механизмы открытой инфляции и показатели изменения уровня инфляции.

Достижение поставленной цели сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на всю свою актуальность в современных рыночных условиях проблема инфляционных процессов не имеет единого теоретического подхода. Подтверждением этому является наличие разных подходов как зарубежных, так и российских исследователей по данной тематике.

В связи со всем вышесказанным структура работы представлена тремя главами. В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции, причины инфляции, ее виды и формы.

Вторая глава  рассматривает механизмы открытой инфляции,а в третьей главе, заключительной,  мы рассмотрим показатели изменения уровня инфляции. Эта тема в наши дни очень популярна и поэтому я хотела бы уточнить для себя насколько он опасен для нашей экономики и для государства в целом.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией, поэтому подобная борьба под силу только государству.

1.Сущность  и причины инфляции, ее виды и формы.

1. Понятие инфляции.

Инфляция - это  обесценение денег, снижение их покупательной  способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861--1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны. «По существу этим термином обозначалась денежная инфляция”. Но в дальнейшем под инфляцией… стал пониматься любой рост цен, независимо от порождающих его причин».

Однако определение  инфляции как переполнение каналов  денежного обращения обесценивающимися  бумажными деньгами нельзя считать  полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Итак, проявлением  инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен  может быть связан с отсутствием  равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.

Для более объективного взгляда на инфляцию, следует рассмотреть  различные теории инфляции, существующие сегодня.

2. Сущность инфляции.

История экономики  насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений: классики и неоклассики, меркантилисты, физиократы, марксистская экономия, институциональная, и, магистральная  экономики, радикальная экономика, вульгарная экономика, чикагская школа и либерализм, элбрейтевское течение и многие другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали или разрабатывают свои взгляды на глобальные экономические проблемы человечества. Существуют и их теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих полноценному экономическому развитию. Вот некоторые из них.

2.1 Марксистская теория

В традиционной марксистской экономике инфляция понималась как нарушение в процессе общественного  производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении.

2.2 Кейнсианская теория  инфляции

Кривая  Филипса

Английский экономист А. Филипс в 1958 году, используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., предложил кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. Было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Экономист Р. Липси подвел теоретическую базу под расчеты Филипса. Позднее американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.

На оси абсцисс  показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.

На практике выяснилось, что кривая Филипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать.

2.3 Монетаристская теория  инфляции

В монетаристской литературе проблема инфляции тоже занимает одно из центральных мест. Здесь причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерность.

Многие современные  монетаристы признают, что существует более сложная зависимость между ростом цен и денежной массы, чем жесткая связь «деньги-цены» ортодоксальной количественной теории денег. В новой трактовке особая роль отводится оценкам и прогнозам возможных изменений хозяйственной конъюнктуры. По их мнению, связь между изменением масштабов денежного обращения и движением цен лишь в редких случаях может просматриваться на протяжении коротких промежутков времени.

Важнейшей и  практически единственной причиной инфляционного процесса монетаристы  считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы может оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.

2.4 Теория адаптивных  ожиданий

 Она построена на основе естественного уровня безработицы, под которым понимается такое количество рабочей силы на рынке труда, при котором не будет ощущаться ни ее нехватки, ни избытка. Данная теория разделяет кривую Филипса на краткосрочную и долгосрочную. Где первая почти совпадает с кейнсианской, и перемещение по ней объясняется на основе следующего принципа: когда действительный уровень инфляции выше, чем ожидаемый, уровень безработицы упадет, и наоборот.

3.Причины инфляции

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами.

Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может  быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это еще не инфляция. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Назовем важнейшие  из причин инфляционного роста цен, помня о том, что инфляция связана  с целым спектром диспропорций.

Во-первых, это  диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета). Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если аналогичными методами осуществляется финансирование инвестиций. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.

В-третьих, общее  повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен.

В-четвертых, с  ростом «открытости» экономики той  или иной страны, все большим втягиванием  ее в мирохозяйственные связи  увеличивается опасность «импортируемой»  инфляции. В условиях неизменного  курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая задача антиинфляционной политики.

  4. Виды инфляции

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная и несбалансированная инфляция

Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: если сырьё подорожало в 5 раз, то производители, соответственно, увеличивают цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателем, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.

Несбалансированная  инфляция - большая беда для экономики. Но ещё страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через месяц, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. промышленность развиваться в таких условиях не может.

Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения ожидаемости и предсказуемости  инфляции выделяют ожидаемую и неожидаемую  инфляцию.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надёжности; неожидаемая - возникает стихийно, прогноз невозможен.

Глава 2. Механизмы открытой инфляции

Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег.

 Виды открытой инфляции:

Инфляция спроса. Она порождается избытком совокупного  спроса по сравнению с реальным объемом  производства (дефицит товара).

Инфляция предложения (издержек). Она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная  инфляция. При этом цены различных товаров остаются неизменными  относительно друг друга.

 Несбалансированная инфляция. При этом цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая  инфляция. Это  инфляция, которая  учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

    Открытая инфляция характеризуется общим повышением цен. 
Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий - темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.  
Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат). 
Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения влево. Это отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены и сокращается объем реального валового национального продукта. 
Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса на товары, по сравнению с его прежней величиной. В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.  
Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 К AD2 ведет к росту цен если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. Такой вид инфляции является наиболее изученным. Вычислить темп инфляции для данного года можно следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. 
Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями: во-первых, путем законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса; ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка товарами и услугами. 
Причина возникновения монетаристской инфляции: часто государство в силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы денег, производить эмиссию денег. Если наращивание массы денег не сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается 
покупательная способность денег и по определению наступает инфляция. Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е.внешней инфляцией. Последнее приводит квнутренней инфляции в форме инфляции издержекза счет удорожания импортируемых товаров. 
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон, в среднем, до 10 % в год. При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост. 
Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от 20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег.  
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Главная опасность галопирующей инфляции, что она незаметно перерастает в наиболее опасную как в экономическом, так и в социальном плане разновидность инфляции – гиперинфляцию. 
Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. В связи с тем, что инфляционные ожидания – главная причина гиперинфляции, с этим трудно бороться. Можно устранить объективные предпосылки к росту цен, но они будут расти за счет исключительно ожиданий. Во всей мировой истории зарегистрировано всего 15 случаев гиперинфляции, но почти все они приходятся на последнее столетие. При гиперинфляции рост цен становится основным фактором, определяющим экономическое поведение. Население стремительно сокращает объем имеющихся у них реальных кассовых остатков, чтобы избежать инфляционного налога. Цены измеряются не в местной валюте, которая слишком быстро изменяет свою реальную стоимость, а в устойчивой инвалюте (например, в долларах). Общей чертой всех гиперинфляций является колоссальное увеличение номинального предложения денег, возникающее из-за необходимости финансировать громадный бюджетный дефицит. Она порождает резкое падение реальной величины собранных налогов, что увеличивает бюджетный дефицит или требует нового сокращения государственных расходов только для сохранения прежнего уровня дефицита. Дело в том, что в начислении и в уплате налогов существуют запаздывания. В России, например, население уплачивает налоги за прошлый год в середине следующего года. Если цены возросли за это время в 10 раз, то реальная стоимость налогов соответствует лишь одной десятой той, какой она должна быть при отсутствии лага. 
Опыт показывает, что для возникновения гиперинфляции устойчивый дефицит, финансируемый за счет эмиссии, составляет примерно 10-12% ВВП. Но даже при таком дефиците гиперинфляция не наступает сразу после перехода к эмиссионному финансированию. Постепенно домашние хозяйства пересматривают свои инфляционные ожидания в сторону их роста. Таким образом, действуют три канала непрерывного роста цен: печатание новых денег правительством (сеньораж); рост инфляционных ожиданий; уменьшение совокупного дохода. В результате, спустя некоторое время, в экономике возникает гиперинфляция. 
Будем различать прогнозируемую инфляцию и неожиданную инфляцию. При прогнозируемой инфляции во-первых, возникает инфляционный налог, а всякий налог удаляет экономику от эффективного использования ресурсов. Во-вторых, повышаются номинальные процентные ставки и увеличиваются номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается действие других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются в одно время, а реально выплачиваются в другое (более позднее). 
Для непредвиденной инфляции верные прогнозы о будущем (о прибылях и убытках) составить невозможно. Следовательно, искажаются такие основополагающие отношения, как кредитор — заемщик, труд — заработная плата, предприниматель — прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой. Цены на продукцию фирмы растут в среднем выше ожидаемого. Руководство фирмы может предположить, что имеет место рост спроса именно на продукцию этой фирмы, т.е. она ошибочно принимает общую инфляцию за рост спроса на свою продукцию. В результате фирма может сделать ложный выбор в пользу роста выпуска своей продукции. Если так же поступят и другие фирмы, то возникнет избыточный выпуск. При неизвестных (непредсказуемых) темпах инфляции неопределенность в экономике быстро растет со временем. Поэтому с ростом непредсказуемости инфляции все долговременные инвестиционные проекты становятся чрезмерно рискованными. Выгодными становятся в основном спекулятивные вложения денег (в товары, валюту и пр.), главная привлекательная особенность которых состоит в очень коротком периоде окупаемости: через месяцы, недели, дни и даже часы. В результате такого изменения структуры инвестиций падают объемы производственных инвестиций и, следовательно, объемы выпуска, возникает угроза декапитализации экономики. Экономическая активность сдвигается от реального сектора к номинальному. 
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной -цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях. 
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать. 
Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. 
Индексы -это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. 

Глава 3. Показатели изменения  уровня инфляции

 
 
 
 
 
 
 
 
    Уровень инфляции - это один из важнейших экономических показателей, влияющий на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и качество жизни, даже умеренная инфляция наносит значительный вред национальной экономике и долгосрочному росту, поскольку приводит к значительным искажениям в экономике и блокирует действие ключевых факторов экономического роста. Прежде всего, инфляция несправедлива с социальной точки зрения, т. к. является своеобразным налогом на тех, чьи доходы фиксированы в номинальном выражении или неадекватно индексируются в соответствии с ней, а это, как правило, наиболее бедная часть населения. Однако инфляции присущи и другие издержки.

Во-первых, она «размывает» сигналы, которые призвана обеспечивать функционирующая система относительных цен. Во-вторых, к её издержкам относятся время, энергия и ресурсы, которые расходуются с целью защиты от инфляции и отвлекаемые от инвестиций и процесса производства. В-третьих, вследствие повышения рисков возможно отрицательное влияние инфляции на относительные объёмы инвестиций. И, наконец, в-четвёртых, инфляция ослабляет стимулы к сбережениям и спрос на национальную валюту и способствует бегству капитала, что также отрицательно сказывается на уровне выпуска в данной стране.

В тоже время  по мнению других исследователей, например Ж. Сапира, цель достижения нулевой  инфляции является опасной и может  привести к более низкому экономическому росту, чем тот, который мог бы быть достигнут в других условиях. А в некоторых случаях цель достижения нулевой инфляции может даже спровоцировать депрессию. И тогда сжатие предложения может усилить в динамике дисбаланс между предложением и спросом. Т. е. изложенное приводит к довольно важному выводу: экономика нуждается в некотором уровне инфляции. Полное прекращение инфляции и тем более дефляция весьма опасны для экономики. Это наглядно показали Великая депрессия в США и последняя длительная депрессия в Японии. Дж. М. Кейнс считал, например, что инфляция 3 % в год является оптимальной для регулирования пропорций цен и заработной платы, стимулирования деловой активности в стране и росту ВВП. С тех пор гибкость рынка труда в развитых странах несколько возросла, но проблема осталась. Особенно велики ценовые диспропорции сегодня в России. Возможно, что в таких переходных экономиках «инфляционная постоянная Кейнса» должна быть выше, например, на уровне 10 - 15 % в год, особенно если учесть инфляцию издержек, порождаемую ростом регулируемых цен на услуги естественных монополий.

Однозначных и  непротиворечивых ответов на вопрос каким должен быть уровень инфляции у исследователей нет. Но в целом, несомненно, что последствия инфляции носят негативный характер. Они сказываются  на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни.

Острота проблемы инфляции определяется несколькими  причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля  к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Во-вторых, для подавляющего большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно в том случае, если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов. В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Также инфляция негативно сказывается на доходах предприятий, денежных сбережениях населения, долгосрочном инвестиционном планировании и на темпах экономического роста. Поэтому в последние годы множество центральных банков при выборе основной цели денежно - кредитной политики ориентируется на ограничение инфляции, а с 2003 г. Снижение инфляции определяется в качестве главной цели политики ЦБ России.

Показатели  инфляции - это прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся:

индексы цен  на потребительские товары;

индексы цен  производителей;

индексы цен  потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения;

индексы - дефляторы.

При формировании индекса цен учитывается ряд  принципиальных требований. В первую очередь он не должен быть подвержен  влиянию различий в ценах, обусловленных  изменением качества товаров. Для этого  используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги - представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.

Индекс  потребительских  цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.

Однако следует  отметить, что индекс инфляции (ИПЦ  или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают «инфляционные настроения», т. е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин «инфляционные ожидания» - это ни что иное как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских цен для  данного потребителя может значительно  отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Наряду с объективным  ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический  фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой её государственного регулирования, как в России «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.

Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим не столь большую долю в расходах , но приобретаемых, изо  дня в день, или затрагивающих  жизненно важные интересы.

К числу первых из них относят такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, услуги ЖКХ и услуги пассажирского транспорта. Также к особо чувствительным товарам следует отнести лекарства, образовательные и медицинские услуги и т. д.

Инфляция  в России в 2008-2009 году

В 2008 году рост потребительских  цен стал максимальным с 2002 года (тогда  они выросли на 15,1%) и составил 13,3%. В 2007 году инфляция в РФ составила 11,9%, в том числе в декабре 2007 года - 1,1%, в 2006 году - 9%, в 2005 году - 10,9%, в 2004 году - 11,7%, в 2003 году - 12,0%. В федеральный бюджет на 2008 год инфляция изначально закладывалась на уровне 7%, затем правительство неоднократно повышало прогноз по инфляции.

Причинами высокой  инфляции в 2008 году стали масштабный приток капитала в 2007 году и в первой половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетных расходов. Также к причинам столь высокой инфляции можно отнести давление цен производителей, которые в 2008 году росли быстрее потребительских цен.

Также внесло свой вклад в рост инфляции и падение курса рубля, поскольку импортируемые товары (доля которых достаточно велика на российском рынке) стали стоить дороже. По некоторым подсчетам, падение курса рубля на 1% ведет к росту потребительских цен на 0,2-0,3%.

Инфляция в 2009 году, по первоначальному прогнозу Министерства экономического развития, должна составить 15%. Сейчас прогнозный уровень инфляции составляет около 13%. В январе 2009 года инфляция составила 2.4%, в феврале – 1,7%. Эти показатели значительно выше 2008 года. Основной причиной столь высокой инфляции снова станет девальвация. Не снижающаяся доля импортных товаров с понижением курса рубля будет дорожать 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

Инфляция является одним из основных факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия. Рост цен на товары и услуги ведет к снижению потребительского спроса. Вместе с тем увеличение стоимости оборотных активов предприятия ведет к снижению его прибыли.

Кроме того, инфляция существенно искажает отчетные показатели, используемые аналитиками для определения финансовой устойчивости предприятия. Для элиминирования влияния инфляции на эти показатели используются различные методы пересчета стоимости активов. Анализируя эти методики, представляется необходимым рассмотреть возможность внесения показателей инфляции в формулы расчета показателей финансовой устойчивости.

Анализ инфляционных процессов в России в 2008–2009 гг. позволяет  сделать  вывод, что политика девальвации  национальной валюты ведет к повышению  цен на импортную продукцию, доля которой на российском рынке достаточно высока. Это положение ведет, в свою очередь, к повышению инфляции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проф. Волкова О.И. «Экономика предприятия»— М.:ИНФРА-М, 2007
  2. Г.М. Гукасьян «Эконом теория». – «Питер» -М., 2008
  3. А.С. Грибоедова Эконом теория «Владос» - Москва ИМПЭ- М, 2007
  4. Сапир Ж. Журнал. Проблемы прогнозирования № 3/2006 «Каким должен быть уровень инфляции».
  5. А.Е. Карлик Экономика предприятия – Москва ИНФРА –М 2008
  6. Посталюк М.П.., Гайсин Н.М., Розанова Л.Н., Экономическая теория, 2 часть, — ТИСБИ, 2000
  7. Посталюк М.П.., Гайсин Н.М., Розанова Л.Н., Экономическая теория, 3 часть, — ТИСБИ, 2000
  8. Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал» 2009г.
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольно  тестовые задания.

КТЗ - 1. Какое из определений наиболее полно отражает содержание инфляции?

А. Резкое увеличение денежной массы в обращении;

Б. Повышение  общего уровня цен; 

КТЗ - 2.Механизм открытой инфляции - это:

А. Механизм адаптивных ифляционных ожиданий;

Информация о работе Инфляция