Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа
Одной из «хронических болезней» рыночной экономики, с которой не в состоянии справиться сам рынок, является инфляция. Она представляет очень большую опасность для экономики страны. Инфляция (в переводе - «вздутие») - это обесценение денег, происходящее из-за переполнения каналов денежного обращения избыточной денежной массой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИЯ……………………………………………………………………...6
1.1 Сущность инфляции…………………………………………………...6
1.2 Причины инфляции……………………………………………………...7
1.3 Типы инфляции………………………………………………………...8
1.4 Виды инфляции………………………………………………………….11
1.5 Социально-экономические последствия инфляции………………….14
2 МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ: АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………….17
2.1 Бюджетная и денежно-кредитная политика………………………….17
2.2 Политика цен и доходов………………………………………………19
3 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........32
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............34
Рисунок 1- Возникновение инфляции спроса
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстёгивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства [7,с. 429].
Инфляцию предложения для краткости часто называют «инфляцией продавцов» или инфляцией издержек. Повышение издержек на единицу продукта сокращает прибыль и объём товаров, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате предложение товаров сокращается, а это, в свою очередь, увеличивает уровень цен.
В структуре издержек, рост которых вызывает инфляцию, особое место принадлежит таким элементам, как заработная плата и цены на сырьё и энергию. Если повышение заработной платы в масштабе всей страны не уравновешивается ростом производительности труда, то издержки на единицу продукции возрастают. Производители ответят на это сокращением производства. При неизменном спросе уменьшение предложения ведёт к росту цен [17, c. 225].
Цены двигаются от P1 к Р2 (в соответствии с рисунком 2). Здесь действует уже кривая совокупного предложения, вернее ее перемещение вверх. На кривой спроса мы обнаруживаем сокращение, отражающееся соответственно и на горизонтали реального объема производства. На него влияют не только произошедшее уже удорожание факторов производства, но и, что не менее важно, ожидаемое.
Рисунок 2 - Классический механизм инфляции предложения
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведёт к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижению производственных и трансакционных издержек.
В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции [10, c. 438].
1.4 Виды инфляции
Виды инфляции представлены в таблице 1 [13, с. 177]:
Таблица 1 – Виды инфляции
Критерии | Типы | Характеристика |
Темп роста цен | умеренная | до 10% в год |
галопирующая | до 200% в год | |
гиперинфляция | свыше 1000% в год | |
Степень соответствия прогнозам | прогнозируемая | ожидаемая |
непрогнозируемая | неожидаемая | |
Внешнее проявление | открытая | рост цен |
скрытая | ухудшение качества товара при сохранении цен | |
подавленная | фиксированные цены при дефиците товаров | |
Соответствие темпов роста разных цен | сбалансированная | динамика роста цен не меняется |
несбалансированная | цены меняются в разных пропорциях |
С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию. Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, всё же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция – это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жёсткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «чёрный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях её подавления. «Чёрный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создаёт видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей [10, с. 432].
С точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности роста цен, - различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной - они постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях, что мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства [4].
В зависимости от степени предвидения выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Ожидаемая инфляция может предсказываться, прогнозироваться с достаточной степенью надёжности; неожидаемая инфляция возникает стихийно, поэтому прогноз её невозможен. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического ущерба, а несбалансированной и неожидаемой опасна и сопровождается большими издержками [17, с. 224].
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.
Ползучая инфляция. Темп роста цен – до 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние 15 лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.
Галопирующая инфляция. Темп роста цен – до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.
Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении – более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна ещё тем, что, как правило, остановить её можно только неэкономическими мерами: жёстким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т.п. [3, с. 323].
1.5 Социально-экономические последствия инфляции
Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.
Одна из них - сокращение реальной ценности личных сбережений. Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег: каждый новый виток инфляции неумолимо сокращает массу товаров, которую они способны приобрести. В несколько лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся пусть и на инфляционное, но все же повышение дохода. Наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.
От инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих рабочих пропадают стимулы к труду. Во-первых, цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения. Во-вторых, подавленная инфляция приводит к нормированию и натуральному распределению. Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический интерес.
Не менее разрушительно влияет на производство и открытая инфляция. Инфляция прежде всего деформирует рыночный механизм, в частности, его центральное звено - систему свободных цен. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше они отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы капиталовложениям, дезориентируют их.
Как было сказано выше, в условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и материальные ресурсы, издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Поэтому зачастую ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. К этому добавляется еще и эффект инфляционного налогообложения.
И наконец, пожалуй, самый главный вред инфляции заключается в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство.
Организуя регулирование рыночной экономики, государство, как мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка и другие). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление [5, c. 113].
2 МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ: АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Бюджетная и денежно-кредитная политика
Одним из сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Эти способы, с одной стороны, должны сдерживать инфляцию, а, с другой – стимулировать производство, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование мер, сочетающих незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом темпы инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики.
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, механизм регулирования