Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:08, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………...4
Инфляция: ее определение, формы, причины и механизм…………………..........6
Сущность понятия инфляции………………………………………………………………………………..6
Причины инфляции……………………………………………………………………………………………….7
Основные виды инфляции…………………………………………………………………………………….9
Методы борьбы с инфляцией……………………………………………………………………………..12
Инфляционные процессы в России……………………………………………………………….15
Особенности инфляционных процессов в России………………………………………………15
Способы борьбы с инфляцией в России в современных условиях……………………21
3. Социально-экономические последствия инфляции………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 88.76 Кб (Скачать)

Одним из вариантов  государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На  практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике [14].

 

2. Инфляционные процессы в России 

2.1 Особенности инфляционных процессов  в России 

     Российский  тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие:

- структурные диспропорции между  отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия;

- высокий уровень монополизации  экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;

- глобальная милитаризация экономики,  большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции;

- огромные масштабы страны и  колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.

При определенном высоком уровне инфляции становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:

- обесцениваются доходы населения,  особенно занятого в бюджетной  сфере;

- происходит перераспределение национального  богатства от наиболее бедных  к наиболее богатым слоям населения,  что  подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;

- разрушается денежная система  страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;

- денежные накопления предприятий  обесцениваются невозможные инвестиции, никакие долгосрочные решения  не могут быть приняты, подрывается  база для экономического роста.

Сегодня можно утверждать, что поскольку  инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет — с 1990 по 1995 гг. — объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

На  первых этапах реформирования российской экономики были предприняты две  попытки стабилизации — в 1992 и  в 1994 гг. Обе они основывались на «жестких» монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного  цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.

Начало  второй попытки стабилизации относится  к январю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Правительством был сделан вывод, что окончательная финансовая стабилизация будет скоро достигнута. Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблемы неплатежей. Ситуация усложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на массовое разорение и банкротство фирм.

Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и увеличение кредитования промышленности. Поэтому было неудивительно, что наступил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.

Поскольку инфляция дезорганизовала экономику  и вела к опасному обострению социальной напряженности, власти были вынуждены  предпринять антиинфляционные меры. Они включали изменение системы финансирования бюджетных дефицитов, ограничение кредитов Центрального банка отдельным отраслям экономики и др.

В 1995 г. была осуществлена третья сначала реформ попытка достижения макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось, прежде всего, более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики. Была свернута практика беспроцентного финансирования отдельных отраслей и видов производства. Если в 1994 г. месячный прирост цен составлял до 8—10%, то в 1996 г. — 1,5—2%.

Четвертая попытка борьбы с инфляцией была предпринята после кризиса 1998 г. Это проведение более жестких мер в области денежно-кредитной политики (рост ставки рефинансирования, сокращение госрасходов бюджета). Инфляционный всплеск 1998 г., составивший более 40% в год (отметим, что в 1997 г. прирост составил 14%), был вскоре преодолен. Темпы роста цен в1999-2001 гг. составили 18-16%. Пока это еще недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический рост в полной мере. В ближайшие годы правительство РФ будет реализовывать по-прежнему жесткую денежно-кредитную политику в целях снижения инфляции до 8-10% в год [9].

Проблема  долгосрочного стратегического  планирования и регулирования экономической системы и отдельных ее составляющих, в том числе денежно-кредитной, банковской, финансовой, бюджетной и налоговой систем, является особенно актуальной в современной России. В последние годы неоправданно мало внимания уделялось вопросам научного прогнозирования, стратегического планирования и регулирования денежного обращения. Данный пробел восполнялся решением текущих задач, постоянно возникавших в реформируемой экономике.

Главной целью денежно-кредитной политики в нашей стране провозглашено постепенное снижение инфляции до 5–6% в 2010 г., однако не были определены пути достижения этой цели. Данный целевой ориентир по инфляции труднодостижим, поскольку ведет к замедлению экономического роста. Даже идеологи международного финансового капитала считают, что делать это в российских условиях бессмысленно, так как снижение инфляции не решает базовых проблем системы. По версии МВФ, изложенной в его обзоре российской экономики, «причиной роста инфляции служат растущие ограничения со стороны предложения товаров и рабочей силы. Недостаток предложения обусловлен дефицитом инвестиций. В результате производство не поспевает за спросом, что приводит к инфляционному давлению».

В России Стабилизационный фонд рассматривается в настоящее время как один из инструментов стерилизации «избыточного денежного предложения». Однако подобный способ борьбы с инфляцией – ограничение денежной массы за счет искусственного сжатия платежеспособного спроса населения посредством ограничения государственных расходов – приемлем лишь в случае избытка денежной массы.

По  экспертным оценкам Ассоциации российских банков, потери от неэффективного использования  средств Стабилизационного фонда РФ за 2007 г. составили 58 млрд. руб. при годовой доходности использования средств фонда 2,9%. (Для сравнения: уровень инфляции составил 12% годовых).

Очевидно, что инфляционные риски существуют, но бороться с инфляцией следует, не ограничивая денежную массу (особенно в условиях дефицита кредитных ресурсов), а стимулируя развитие экономики, используя, в том числе и кредитные методы.

На  уровень и темпы инфляции оказывает  влияние множество различных факторов макроэкономического, регионального и местного уровня, общего состояния экономики и финансовой сферы, объективного и субъективного характера, а также внешние и внутренние факторы (для экономики в целом и ее отдельных субъектов). Разнонаправленное воздействие факторов, сила которых не одинакова по отношению к экономической политике в части управления инфляцией, формирует и разнообразие приоритетов этой политики.

Интегрированность национальной экономики в мировую, степень ее открытости, глобализация экономики, превращение мировой экономики в единую производственную зону и единый рынок со свободно перемещающимися капиталами – внешние факторы, определяющие темпы инфляции в России. Управлять этими факторами весьма проблематично. Их необходимо отслеживать для создания мотивированного суждения о перспективах и динамике инфляции в России.

Внутренними для национальной экономики факторами, которыми можно и нужно управлять, являются выбранная модель развития экономики. Национальное хозяйство может развиваться по двум моделям. Одна из них предполагает ведение производства на базе уже созданных в обществе накоплений. В этом случае инвестировать в экономику и развиваться она может при условии, если располагает созданными материальными благами. Отсюда – акценты на сбор доходов, налоговую политику, бюджетный процесс. Считается, что на начальном этапе развития национальной экономики более существенным является накопление, создание резервов, и лишь после этого перераспределение материальных благ. Конечно, такая политика возможна: получение дохода и экономное его расходование, выделение резерва для расширения производства – по этому пути шли многие государства в своем развитии. Однако такая система предполагает первоначальное накопление благ, ожидание, сдерживающее ускоренный рост, что является ее недостатком. Наиболее развитые государства смогли преодолеть это ожидание и связанную с ним ограниченность ресурсов не на базе накопительства, а на базе второй модели. Государства сумели развиваться ускоренными темпами благодаря устремленности к созданию благ за счет антиципации будущего дохода и вовлечения в оборот стоимостей, созданных природой и обществом, но находившихся в недвижимом состоянии. Современная Россия обладает огромными ресурсами, их следует лишь вовлечь в экономический оборот, сделать обращаемыми, как гарантия, обеспечение тех  доходов, которые могут быть созданы.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия