Инфляционные процессы в современных условиях российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в изучении процесса инфляции, и ее особенностей в современной России,
Для поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть сущность, виды и причины возникновения инфляции;
Социально – экономические последствия инфляции;
Развитие инфляционных последствий протекающих в России;
Антиинфляционная политика государства;
Прогнозы и последствия инфляции.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………...1
Глава I. Инфляция как социально – экономическое явление
§1.1 Сущность, виды, функции, причины возникновения………….........3
§1.2 Социально-экономические последствия инфляции……….……….13
Глава II. Инфляционные процессы в современных условиях
российской экономики
§2.1 Развитие инфляционных процессов в России……………………..21
§2.2 Антиинфляционная политика государства…………………….…29
§2.3 Прогнозы и последствия инфляции………………. ………………..36
Заключение………………………………………………………..……….....44
Используемая литература………………………………………..………...46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 147.57 Кб (Скачать)

   Однако  необходимо понимать, что при проведении политики, направленной на снижение темпов инфляции, важно найти некий баланс между стабилизацией ожиданий экономических  агентов и предотвращение чрезмерного  сжатия совокупного спроса, т.е. антиинфляционная политика денежных властей должна быть нацелена на поддержание макроэкономической сбалансированности и одновременно на стимулирование развития реального сектора экономики .

   Как свидетельствует  опыт стран Центральной и Восточной  Европы (далее - ЦВЕ), для управления инфляционным процессом необходимо оптимальное сочетание комплекса  рыночных и государственных методов.

       Для включения регулирования  инфляционного обесценения денег  в теорию инфляции наиболее  эффективна, по мнению проф. Л.Н.  Красавиной, ее воспроизводственная  концепция. Такой подход, в отличие  от менового, позволяет, по мнению  известного российского ученого,  разработать комплексную модель  регулирования инфляции с учетом  ее монетарных и немонетарных  факторов, вызывающих нарушения  макроэкономического равновесия.

   Главный резерв повышения эффективности  антиинфляционной политики со стороны  банка России заключается в проведении сбалансированной и предсказуемой  политики валютного курса. Несмотря на значительное достижения Банка России в стабилизации функционирования валютного  рынка, волатильность курса рубля  остается достаточно высокой, что особенно проявляется в современных условиях финансового кризиса. Сглаживание  резких колебаний курса рубля  по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях  поощрения экспорта, т.е. политика «слабого»  рубля, безусловно, снижают эффективность  регулирования инфляции.

   Формирование  оптимальной структуры денежной массы является приоритетной задачей  антиинфляционной политики Банка России. Антиинфляционная политика должна быть ориентирована на повышение уровня мультипликатора денежной базы, которое, по нашему мнению, может быть реализовано, главным образом, через повышение  активности кредитования реального  сектора экономики.

   Временные лаги реакции цен на шоки денежного  предложения в результате финансового  кризиса существенно сократились, преимущественно вследствие ослабления финансовых рынков. В перспективе, как  считает доктор экономических наук A.M. Курьянов, будут одновременно действовать две противоположные тенденции. С одной стороны, постепенное восстановление финансового рынка и повышение монетизации экономики будут способствовать удлинению временного интервала между моментами расширения (сжатия) денежного предложения и ускорения (замедления) темпов инфляции. В этом случае восстановления финансовых рынков можно рассматривать как фактор достижения стабильности денежно-кредитной сферы. Развитие финансовой системы, как правило, приводит к уменьшению скорости обращения денег, повышению степени монетизации экономики, что соответственно отражается на снижении динамики цен. С другой стороны, временной лаг воздействия на динамику роста цен сокращается по мере формирования относительно устойчивой экономической и институциональной структуры, так как инфляционный процесс постепенно меняет свою природу. Инфляционные всплески в условиях, когда хозяйственная система приближается к более устойчивому макроэкономическому равновесию, все в менышй степени вызываются , внутренними, немонетарными причинами и все в большей степени - внешними, : монетарными причинами [8, с.49].

   Ключевое   место в регулировании инфляции занимают меры по совершенствованию  I бюджетно-налоговой политики,   направленные  на укрепление бюджетной системы и щ эффективный   контроль за  использованием  этих  мер.   Налоги,   составляющие  основу доходной части бюджета, должны более эффективно использоваться как инструмент антиинфляционной политики. В этом направлении налоговая политика эффективна, если    1 она   нацелена   не   только   на   фискальные   ориентиры,    но   и   на   стимулирование    | экономического   развития    в   целом    путем   уменьшение   налогового   бремени,    на совершенствование налогового администрирования, на повышение собираемости налогов.    

   На  наш взгляд, актуальна оптимизация  существующей системы налогообложения  по следующим направлениям:

   Во-первых, сокращение количества взимаемых налогов;

   Во-вторых, пересмотр налоговых платежей, включаемых в себестоимость продукции, которые  стимулируют повышение цен; 

    В-третьих,  регулярная переоценка основных  фондов;

   В-четвертых, оптимизация системы косвенного налогообложения.

   К не менее  важным антиинфляционным инструментам бюджетно-налоговой политики следует  отнести сокращение (ликвидацию) государственной  задолженности перед бюджетополучателями, отраслями экономики по госзаказам и регулирование межбюджетных отношений. Важным направлением антиинфляционной политики является также оптимизация  внутреннего и внешнего долга  государства, который представляет угрозу ценовой стабильности, создавая дополнительную нагрузку на бюджет в  связи с его обслуживанием  и составляя существенную долю бюджетных  расходов. В последние годы мы можем  наблюдать существенные позитивные сдвиги, связанные с сокращением  государственного внешнего долга России .

   Все вышеперечисленные  мероприятия бюджетно-налоговой  политики должны быть четко взаимосвязаны  с денежно-кредитной политикой, как  при ее формировании, так и на стадии реализации. Для усиления координации  действий Банка России и Правительства  РФ проф. Р.С. Гринберг предлагал, например, создать специальный комитет  по антиинфляционной политике.

   Положительным моментом в реализации антиинфляционной политики является признание в последние  годы многофакторности инфляции, что  нашло отражение в соответствующих  программных документах Банка России и Правительства РФ. Однако разделение ответственности за рост цен, порождаемый  монетарными и структурными факторами (особенно тарифной политикой естественных монополий), между Банком России и  Правительством РФ снижает эффективность  регулирования инфляции.

   В Росси, как известно целевой ориентир по инфляции (ИПЦ) рассчитывается Правительством РФ исходя из проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития страны. В силу этого многие факторы, влияющие на изменение цен, такие, как рост цен и тарифов  на платные услуги населению, а также  естественных монополий, находятся  вне сферы контроля Центрально банка  РФ. Поэтому для эффективного регулирования  инфляции, как уже указывалось, требуется  более тесная координация действий Центробанка и Правительства  РФ, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценивания денег.

   Регулирование   цен, безусловно,  самое  сложное  направление   антиинфляционной политики. Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации  внешнеэкономической деятельности России, j Для регулирования инфляции, по мнению проф. Л.Н. Красавиной, важно продолжить политику «бегства» капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с   г мерами по противодействию «отмывания» нелегальных доходов. Регулирование внешних И факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных | отношений России.

   Условия перехода к режиму прямого таргетирования инфляции, исходя из практического  опыта стран ЦВЕ, необходимо, на наш  взгляд, разделить на:

  • макроэкономические условия, которые   определяют совместимость таргетирования инфляции с особенностями хозяйственной системы;
  • организационно-правовые условия, связанные с институциональными особенностями проведения денежноОкредитной политики;

   Условия технического характера,  характеризующие  управленческие возможности центрального банка;

  • условия организации денежно-кредитного регулирования.

   Среди макроэкономических условий эффективной  реализации таргетирования инфляции исследователи, как правило, выделяют:

  • низкий  уровень торговой открытости экономики, который  позволяет денежным властям поддерживать режим плавающего валютного курса;
  • сбалансированность бюджетно-налоговой     политики,   так  как таргетирование инфляции предполагает отсутствие «фискального доминирования;
  • гибкость   внутренних   ценовых      структур,   позволяющего   воздействовать на динамику цен рыночными методами;
  • развитость финансовой системы, денежно-кредитной сферы.

   Рассматривая  макроэкономические условия эффективной  реализации таргетирования инфляции, можно сделать однозначный вывод  о нецелесообразности введения этого  режима денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе. Торговая открытость российской экономики, безусловно, будет препятствовать полноценной  реализации таргетирования инфляции. Как известно, лауреат нобелевской  премии ДЖ. Сгиглиц выступает с  резкой критикой режима таргетирования инфляции и указывает на то. Что  инфляция в развивающихся странах  главным образом импортирована. Таким образом, инструменты денежно-кредитной  политики (в том числе процентная политика) в современной ситуации не смогут существенным образом повлиять на динамику цен. Известный американский экономист делает вывод, что таргетирование инфляции в конечном итоге приводит к ослаблению экономики и высокому уровню безработицы.

   Одним из главных условий успешной реализации таргетирования инфляции является сбалансированность бюджета. Федеральный бюджет России, на наш взгляд, не обладает таким  качеством. Профицитность бюджета  была связана. Главным образом, с  благоприятной ценовой коньюктурой  на рынке энергоносителей. Продолжающиеся падение мировых цен на нефть  вызвало необходимость для покрытия его дефицита привлечь дополнительные денежные средства из соответствующих  фондов.

   Ключевым  условием эффективной реализации таргетирования инфляции является возможность денежных властей управлять конечной целью  денежно-кредитной политики (инфляцией) посредством существенного набора инструментов. Проводимые Банком России мероприятия по повышению эффективности  обязательных резервных требований как инструмента денежно-кредитной  политики, на наш взгляд, не будут  иметь какого-либо фундаментального значения. 

§2.3 Социально – экономические  последствия инфляции.

  В экономической  практике субъектам рынка важно  не только всесторонне и правильно  измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее  последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные  характеристики динамики цен. При так  называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние  соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке  труда, в таком случае уровень  реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

  В какой-то мере, говоря о показателях и типах  инфляции, я уже затронул вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала  практически неотъемлемым атрибутом  рыночной системы хозяйствования. Это  позволяет вести речь не просто о  следствии, а о некоторых специфических  функциях инфляции.

  Ряд экономистов  придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен  составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

  При этом расширение производства будет тем  значительнее, чем больше имеется  неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации  инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к  восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком  уровне цен.

  Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются  капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению  неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

  Чтобы это  понять, крайне важно понять разницу  между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов  или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму  номинального дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что  если ваш номинальный доход будет  увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

  Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулой:

  Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)

   Таким образом, если номинальный доход  возрастет на 10% в течение данного  года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход  повысится приблизительно на 5%. И  наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит  реальный доход примерно на 5%. Следует  помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и  услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или  уровня жизни. Инфляция снижает покупательную  способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Информация о работе Инфляционные процессы в современных условиях российской экономики