Характеристика развития рынка земли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.
Задачи:
Описать этапы формирования земельного рынка.
Проанализировать состояние современного земельного оборота
Показать необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика развития рынка земли России………………6
. История развития рынка земли……………………………………..6
. Этапы формирования земельного рынка…………………………..8
. Анализ современного состояния земельного оборота в РФ……..10
Глава 2. Направления развития регионального земельного рынка…17
2.1. Государственная кадастровая оценка земель…………………….17
2.2. Регулирование аграрного сектора………………………………...22
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Ступенко.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика развития рынка земли России………………6

    1. . История развития рынка земли……………………………………..6
    1. . Этапы формирования земельного рынка…………………………..8
    2. . Анализ современного состояния земельного оборота в РФ……..10

Глава 2. Направления  развития регионального земельного рынка…17

2.1. Государственная  кадастровая оценка земель…………………….17

2.2. Регулирование  аграрного сектора………………………………...22

Заключение……………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Издавна   неслучайно вся история человечества, бесчисленные войны, революции  и контрреволюции сопровождались  жесточайшей борьбой за землю,  перераспределением прав на ее  собственность. 

Актуальность  темы рынка природных ресурсов (земли) в России  определяется прежде всего нынешними потребностями в объективном и целенаправленном подходе к земельным отношениям и рынку земли в условиях политизации и идеологизации этой проблематики и нерешенности многих теоретических и основополагающих вопросов земельной собственности и рынка земли. Несмотря на принятие Земельного кодекса РФ и других нормативных актов, в первую очередь Закона «Об обороте сельскохозяйственных земель», наличие значительного числа прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем ясно говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), все это оставляет большую сферу неопределенности для всякого рода импровизаций.

В условиях развития  рыночной экономики, сформировалась многоукладная  система, которая призвана создать  и объединить эффективно хозяйствующих  на земле всех субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами. Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ. Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.

Многие из существующих проблем землепользования вызваны  тем, что, разрушив старую систему хозяйствования в аграрном секторе, законодатели и  органы исполнительной власти, как в центре, так и на местах, не выработали новых эффективных форм землепользования, что привело к крайне расточительному отношению к земельным ресурсам.

При этом начатая  в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Земельные отношения крайне политизированы. Именно эти  факторы и определяет важность и актуальность выбранной   мной  темы  курсовой  работы.  Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.

Задачи:

    • Описать этапы формирования земельного рынка.
    • Проанализировать состояние современного земельного оборота
    • Показать необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения.

       Наиболее весомый вклад в разработку проблематики рыночного землеустройства внесли А. Гольцблат, Н.В.Комов, Н Шагайда, В.Р Беленький, С.И.Сай. В области управления стоимостью недвижимости следует отметить фундаментальные работы В.А.Горемыкина, П.Г.Грабового, В.В.Григорьева, В.Р.Дорожкина, В.Н.Зарубина, Е.С.Озерова, И.А.Рахмана, Е.П.Ушакова, М.А.Федотовой. Правовые аспекты градостроительства и развитие земельного рынка отражены в трудах В.П.Гринева и В.В.Куценко.

Сегодня перед  Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

 При написания курсовой работы использовались следующие методы исследований: изучение источников литературы, сравнительный метод, диалектический метод и статистический метод. В процессе работы использовались следующие источники информации: нормативно-правовые документы, регламентирующие земельные отношения, статистические сборники по основным параметрам социально-экономического развития Московской области. Кроме того, были использованы учебные пособия, периодические издания, средства Интернет для изучения теории вопроса кадастровых систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ РОССИИ

    1. История развития рынка земли

Вплоть до XIX в. землевладение в России, будучи наиболее консервативной сферой социально-экономических отношений, сохраняло феодальный характер. В середине XIX в. обострение классовой борьбы в деревне, сопровождающееся выступлением крестьян против помещиков, вынудило царское правительство пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Отмена крепостного  права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства  и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно теряло натуральный характер. Площадь пашни расширилась с 88.8 млн. дес. в 1860 г. до 117. 2 млн. дес. в 1887 г.. Урожайность хлебов возросла с 29 пудов с десятины в 1861 - 1870 гг. до 39 пудов в 1890 - 1891 гг.

С развитием капитализма  сословное феодальное землевладение постепенно сменялось буржуазным и в 1906г. правительством России под руководством П. А. Столыпина была проведена очередная земельная реформа. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях и многие другие аспекты. В результате столыпинской реформы у крестьян находилось 58 % сельскохозяйственных земель.

Динамично меняющаяся система  земельных отношений в России была радикально реформирована в 1917 году Декретом о земле и Законом о социализации земли от 27 января 1918 г. В результате которого крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 г. военный коммунизм был отменен как неудавшееся направление построения социализма. Наступил период Новой экономической политики. Важнейшим документом при переходе от военного коммунизма к НЭПу стал Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 г.

Право на пользование  землей для ведения сельского  хозяйства имеют все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом. Но всеми формами производственной кооперации в 1929 г. было охвачено лишь 3.9 % крестьянских хозяйств, на их долю приходилось 4.9 % посевных площадей.

Крупнейший за всю  историю России земельный передел  произошел в конце двадцатых - начале тридцатых годов в связи со сплошной коллективизацией деревни.

Существовавшая монополия  государственной собственности  на землю тормозила развитие новых  форм хозяйствования и делала практически  невозможным осуществление экономической  реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям.

Основной задачей аграрной реформы в России, проводимой с 1991 года, явилась приватизация земли  и реорганизация совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного производства на основе частной собственности на землю и личной предприимчивости производителей сельскохозяйственной продукции.

Передача земли в  собственность была осуществлена по варианту раздела земли между  членами сельскохозяйственных предприятий  на условные земельные доли. В итоге этих преобразований 11.9 млн. российских крестьян получили право на земельную долю.

Собственники земельных  долей распорядились ими следующим  образом:

· около 5.5 млн. крестьян (46 %) передали земельные доли в аренду;

· около 1.7 млн. крестьян (14 %) передали право пользования земельными долями в уставной капитал сельскохозяйственных предприятий;

· около 0.9 млн. человек (7.2 %) выделили земельные участки для  ведения личного подсобного и  фермерского хозяйства;

· немногим более полумиллиона крестьян (4.2 %) передали свои земельные доли в уставные капиталы сельскохозяйственных организаций.

Российская модель земельных  преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники социальной сферы. Основная часть крестьян передала свои земельные доли в аренду. Размер арендной платы колеблется от 5 - 10 % стоимости годового урожая в южных районах до суммы ежегодного земельного налога в северных районах.

Новый Земельный кодекс закрепил ряд основополагающих принципов, которые должны лечь в основу всех принимаемых в России актов земельного законодательства, среди них, такие как охрана земли и окружающей среды, право граждан на участие в принятии решений по использованию и охране земель, единство земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, платность использования земли, определение правового режима земель, исходя из их целевого назначения.

 

1.2. Этапы формирования земельного рынка

За 1991-2011 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ. Совершенствуется механизм государственного земельного кадастра и мониторинга. В целом можно выделить следующие этапы  формирования земельного рынка.

Первый этап (1991-1995 гг.) - приватизация государственной  земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий  в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов. В результате к 1996 г. в государственном секторе осталось 13,4% сельхозугодий, коллективные хозяйства имели 61,8%, хозяйства граждан - 11,5%, остальные 13,3% сельхозугодий использовались вне сельского хозяйства. Произошло уравнительное бесплатное перераспределение земли из государственной в частную собственность. Из 25.8 тыс. колхозов и совхозов (1990 г.) было создано 5.4 тыс. акционерных обществ, 6.7 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, 11.6 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 3.2 тыс. государственных унитарных и муниципальных предприятий.

Указы Президента РФ, принятые в 1991-1992 гг., определили принципы приватизации государственных земель, находившихся в бессрочном и бесплатном пользовании колхозов и совхозов. На основе земельных долей земля передавалась в собственность работникам сельхозпредприятий и предприятий социальной сферы, расположенных на территории хозяйства и обслуживающих его жителей, а также пенсионерам, которые ранее трудились в данном хозяйстве.1

Следующие этапы  правового обеспечения земельной  реформы - Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991г. и закрепивший частную собственность  на землю граждан и юридических  лиц, Конституция РФ 1993г.

Второй этап (с 1996 г.) - развитие арендных и залоговых  отношений, формирование региональных земельных рынков, применение санкций и поощрений с учетом показателей использования земли, постепенное перераспределение земли в пользу более эффективных собственников.

На втором этапе  земельной реформы речь идет о  вовлечении земли, земельных ресурсов в экономику. Вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права начали регистрировать в едином государственном органе. Естественным логическим ходом стало создание ФЗ «О государственном земельном кадастре», а закон «О землеустройстве» был третьим в этой триаде.

И все же главным  на втором этапе земельной реформы  стало принятие нового Земельного кодекса РФ. Основной задачей принятого кодекса было закрепить уже достигнутое и не совершать никаких революционных действий, оставить работающие механизмы, исключив те, которые не работают. Все это устанавливает право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п. 2  
          Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет. Реформа проводилась поэтапно: после революционных преобразований и последующей стихийной приватизации, похожей на передел собственности, следует этап осторожно закрепляющий достигнутое и зарождающий цивилизованные рыночные отношения.

Информация о работе Характеристика развития рынка земли России