Характеристика экономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

В современном мире нет «единственно верной» экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа (рис. 9). Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.
Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

Файлы: 1 файл

экономика 6 вопрос.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Рыночный товарообмен  зародился еще при первобытном  строе, однако в докапиталистических  обществах он, как правило, был  второстепенным элементом хозяйственной жизни. Основным методом координации рынок становится только в капиталистическом обществе. Рыночный товарообмен активно использует денежные отношения, он осуществляется по горизонтали, между равноправными производителями, каждый из которых имеет полную свободу выбора партнеров по купле-продаже. Если при редистрибутивном продуктообмене эквивалентность (соразмерность отдаваемого и получаемого) наблюдается только на уровне общества в целом, а отдельные участники обмена могут постоянно отдавать (или получать) больше, чем получают (или отдают), то при рыночном товарообмене при каждой купле-продаже нормой является именно эквивалентность.

Переход от доминирования  редистрибуции к преобладанию рыночных отношений осуществлялся по мере усложнения разделения труда в обществе и усиления свободы индивида в обществе. Парадокс, однако, в том, что в современном обществе централизованное регулирование и перераспределение вновь усиливаются, что связано с повышением эффективности управляющих систем.

В повседневной жизненной практике оба этих метода координации переплетаются друг с другом. Например, при нормировании дефицитных товаров в последние годы существования СССР за них нужно было все-таки платить, а внутри функционирующих в рыночном хозяйстве фирм действует иерархическая (вертикальная) система связей, основанных на централизованном управлении и перераспределении.

Любая система  организации разделения общественного  труда должна решить проблему распределения  ограниченных ресурсов между различными видами производства, с тем, чтобы максимально удовлетворять потребности людей. Тем самым формируются пропорции,структура экономики – соотношение ее основных элементов (например, материального и нематериального видов производства).

Проблема выбора структуры производства в условиях ограниченности ресурсов – экономического выбора – иллюстрируется при помощи простой модели, которую называют кривой производственных возможностей (рис. 2). Она изображает ситуацию выбора набора из двух благ – например, масла и пушек (модель «пушки вместо масла»). Речь идет о вполне реальной проблеме оптимизации структуры экономики в условиях альтернативности гражданского и военного производства.

 

Кривая  производственных возможностей – это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов. Если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой А (или В, С, D), то все ресурсы будут использованы без остатка; если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой G, то ресурсы будут использоваться не полностью (например, имеет место безработица, производственные мощности недогружены и т. д.). Точка, расположенная выше кривой производственных возможностей (скажем, точка F), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при существующем ресурсном потенциале в принципе недостижима.

Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей. Оно должно выбрать, сколько же именно пушек и масла ему лучше произвести. Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»), а можно все ресурсы общества использовать только для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает обычно какой-то промежуточный вариант: за счет сокращения производства масла часть экономических ресурсов направляют на производство пушек.

Кривая производственных возможностей не является застывшей, она  меняется с увеличением (или уменьшением) ресурсов. Когда наблюдается экономический  рост (расширение и совершенствование  производства), то кривая сдвигается вверх  и вправо. Когда же экономика переживает кризис (как, например, в России начала 1990-х), то кривая сдвигается вниз и влево.

Модель кривой производственных возможностей является иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. «цену» одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 1 до 2 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 9 до 8 млн. т. (движение от точки В к точке С). Следовательно, альтернативные издержки (альтернативная цена) этой тысячи пушек – 1 млн. т. масла. Однако величина альтернативных издержек не постоянна. Если ради производства 2-й тысячи пушек мы должны отказаться от 1 млн. т. масла, то ради производства 3-й тысячи – уже от 2 млн. т (движение от точки С к точке D).

Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его «цены», выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит из-за наличия специфических ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде производства, но низкую – в другом. Например, трудно ожидать, что конструктор пушек сможет успешно изобретать усовершенствования в производстве масла, а то оборудование, при помощи которого изготавливают масло, мало пригодно для изготовления пушек.

Помимо перечисленных, наиболее важных, есть и некоторые  другие общие законы развития экономики.

Общие экономические  законы показывают преемственность  в хозяйственном развитии и позволяют  рассматривать экономическое развитие человеческого общества как единый мировой процесс. 

Закономерности  долгосрочного развития экономики. Наряду с общими экономическими законами в жизни общества проявляются и специфические экономические законы, которые действуют лишь в рамках определенного типа экономики и отражают особенности конкретного этапа развития общества. Например, закон спроса присущ только рыночной системе хозяйства. Этот закон не действовал в первобытном обществе, где еще не существовало никаких цен; вероятно, он не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где возникнут новые, нерыночные системы производства и распределения.

Специфические экономические законы отражают прерывистость в развитии, подчеркивают качественные различия в хозяйственной жизни людей разных исторических эпох и различных цивилизаций. Поэтому развитие экономики предстает как развитие экономических систем – специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по своей идеологии, а также по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики объясняется  теорией постиндустриального общества. Среднесрочные тенденции развития экономики в 20 в. лучше характеризуются  концепцией смешанной экономики.

В СССР начиная с 1930-х при  изучении макротенденций общественного  развития разрешалось использовать только единственную, возведенную в  догму концепцию пяти способов производства, объявленную высшим достижением марксистско-ленинского учения. Суть этой концепции заключается в том, что развитие общества рассматривается как чередование пяти все более прогрессивных социально-экономических систем, общественно-экономических формаций, от первобытной до грядущей коммунистической (рис. 3).

Основу общественно-экономической  формации, по К.Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Основные производственные отношения, по К.Марксу, – это отношения собственности. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе социальной революции. Основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Так образуется новая формация.

 

Советские марксисты  выделяли пять стадий человеческой истории: доклассовая первобытнообщинная; три  классовые (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, бесклассовая (коммунистическая) формация, первым этапом которой является социализм.

Опирающаяся на некоторые идеи К.Маркса концепция  пяти способов производства имеет свои сильные стороны. Она подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда  постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Общественное развитие рассматривается при этом как диалектическое отрицание отрицания: коммунизм, как и первобытность, – бесклассовый строй, но это бесклассовость не примитивного общества, балансирующего на грани голодной смерти, а общества «по ту сторону материального производства».

У концепции  пяти способов производства есть, однако, и слабые стороны. Большинство исследователей единодушны в том, что концепция  пяти способов производства не может  служить инструментом для правильного  понимания эволюции внеевропейских цивилизаций. Наконец, вызывает сомнения правомерность использования понятия «коммунизм» (так, как его понимали в СССР) для характеристики перспектив хозяйственного развития.

С концепцией способов производства успешно конкурирует теория постиндустриального общества, популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и ряда иных социологов-экономистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики и по главенствующим социальным группам (табл. 4).

Таблица 4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА)

Основные  характеристики

Доиндустриальное  общество

Индустриальноеобщество

Постиндустриальное  общество

Главная отрасль экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Основной экономический ресурс

Земля

Капитал

Информация

Главенствующая  социальная группа

Землевладельцы

Капиталисты

Менеджеры


Согласно теории постиндустриального общества, границами  общественных систем являются социально-технологические  революции: промышленная революция (рубеж 18–19 веков) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (с 1960-х) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.Индустриальная система хозяйства победила в результате промышленной революции – массовой замены ручного труда машинным, в результате чего аграрное производство как базис экономики было вытеснено промышленностью. В развитых странах Запада с 1960-х развертывается научно-техническая революция (НТР), сущность которой – в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства. Материальное производство как таковое (и аграрное, и промышленное) постепенно отходит на задний план, более важным становится производство наукоемких услуг. Поэтому часто синонимами понятию «постиндустриальное общество» служат такие выражения, как «информационное общество» и «сервисное общество». Современная экономика рассматривается при этом как переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Удачно освещая  социально-экономические проблемы развития цивилизации Запада нового и новейшего времени, теория постиндустриального общества оставляет, однако, в тени макротенденции развития предшествующих эпох. Доиндустриальные общества сливаются при таком подходе в единое целое, где западноевропейский феодализм выглядит таким же отсталым и архаичным, как первобытный строй. Неолитическая революция – процесс освоения в первобытном обществе производящего хозяйства (переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию) и создания тем самым основ для систематического производства прибавочного продукта сверх прожиточного минимума – вообще «пропускается» как нечто малозначительное. Подобная «близорукость» есть слабое место этой теории. См. также НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс. Поэтому можно построить синтезную схему социально-экономического развития человеческого общества (рис. 4).

 

Основные теоретические  идеи этой синтезной концепции таковы.

1. Есть три  крупные фазы экономической эволюции  – доиндустриальное общество (аграрная  экономика), индустриальное общество (промышленная экономика) и постиндустриальное общество (информационная экономика, экономика досуга).

2. При более  подробном анализе эволюция общества  предстает как смена способов  производства, каждому из которых  присущи свои специфические производительные силы и производственные отношения. В недрах доиндустриального общества после разложения первобытного строя развиваются три различных способа производства, причем параллельно друг другу идут западный и восточный пути развития. Большинство раннеклассовых цивилизаций развивается по модели азиатского способа производства. Этот путь является тупиковым, развитие феодальных и тем более буржуазных отношений происходит здесь под влиянием извне, часто имеет обратимый характер. Как полагает большинство современных обществоведов, только развитие западноевропейской цивилизации (через античность и феодализм) создает предпосылки для возникновения индустриального общества, которому соответствует капиталистический способ производства.

3. Главными вехами  экономического развития выступают три социально-технологические революции – неолитическая (переход к производящему хозяйству), промышленная (переход к механизированному производству) и научно-техническая (переход к наукоемкому производству).

Информация о работе Характеристика экономических школ