Характеристика экономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

В современном мире нет «единственно верной» экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа (рис. 9). Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.
Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

Файлы: 1 файл

экономика 6 вопрос.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

ЭКОНОМИКА – 1). деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2). наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.

Термин «экономика»  означает в буквальном переводе с  греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Общественную науку, которая  изучает объективные законы хозяйственной  деятельности, тоже в настоящее время  называют «экономикой».

Основные компоненты экономической деятельности. Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Главной целью экономической  деятельности является удовлетворение потребностей.

Наиболее известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А.Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу «пирамиды» потребностей) к высшим (на «вершине» пирамиды).

 

Некоторые современные  обществоведы предлагают более укрупненную  классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:

элементарные  потребности (в пище, одежде, жилище);

потребности в  общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);

потребности в  деятельности (в труде, в семейно-бытовой  деятельности, в досуге).

Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).

Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей  как, например, объем и структура  потребления различных товаров  и услуг, то удовлетворение более «возвышенных» потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности,мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.

Наиболее обобщающими  показателями благосостояния считают  среднюю продолжительность предстоящей  жизни и среднедушевой доход.

Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Структура потребностей

Основные  показатели благосостояния

Элементарные  потребности 
– Потребности в пище 
– Потребности в одежде 
– Потребности в жилье

– Средняя продолжительность  предстоящей жизни 
– Среднедушевой семейный доход 
– Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) 
– Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг 
– Обеспеченность жильем, его комфортность

Потребности в  общих условиях жизни 
– Потребность в здоровье 
– Потребность в образовании и культуре 
– Потребности в передвижении в пространстве 
– Потребности в личной безопасности

– Показатели развития материальной базы 
отраслей социальной инфраструктуры 
– Контингент обслуживаемого населения

Потребности в  деятельности 
– Потребность в трудe  
– Потребность в семейно-бытовой деятельности  
– Потребность в досуге

– Наличие работы, содержание и условия труда 
– Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом 
– Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми 
– Структура видов домашнего труда 
– Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею 
– Продолжительность и структура досуга (свободного времени) 
– Мотивация досуга и удовлетворенность им


Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага – как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или «ноу-хау»). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, «ноу-хау»).

Некоторые блага  являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены – их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называютэкономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.

В условиях рыночного  хозяйства большинство экономических  благ (но не все) становятся товарами. Товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

Для понимания  того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага – индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты «зайцев» (например, услугами сил правопорядка пользуются все – и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, – в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл. 2).

Таблица 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

Исключаемость

Использование

Индивидуальное

Совместное

Исключаемость возможна

Частные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т.д.)

Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т.д.)

Исключаемость невозможна (или очень затруднена)

Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная  вода и т.д.)

Общественные  блага (национальная оборона, правозащита и т.д.)


Товарами становятся в основном частные блага, поскольку  здесь продавец и покупатель непосредственно  общаются лицом к лицу. Чтобы сделать  товарами общие и квазиобщественные  блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Чтобы производить  экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов – труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.

Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

«Землей» называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.

Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.

Предпринимательский (организаторский) талант – это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Первоначально экономисты говорили только о четырех  видах ресурсов, но в 20 в. они стали  выделять еще один фактор производства под названием «информация». Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, – гласит пословица. – Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи».

Все перечисленные  факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация – с момента  возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах  главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд («человеческий капитал») и информация.

Общие законы развития экономики. Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические  экономические законы.

Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения  потребностей;

закон прогрессивного экономического развития;

закон растущего  разделения труда;

закон возрастания  альтернативных издержек.

Развитие общества ведет к постепенному повышению  потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл, «...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности...» (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить  все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство –  увеличивают количество, качество и  ассортимент производимых экономических  благ, повышают эффективность использования  экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом.

Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический  жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

Прогресса в  экономическом развитии удается  достигнуть путем развития разделения трудамежду членами общества.

Если различные  люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Американский  экономист К.Поланьи выделил два различных метода координации действий участников общественного производства при помощи обмена – редистрибуция (централизованное перераспределение) и рынок (децентрализованный обмен) (табл. 3).

Таблица 3. МЕТОДЫ КООРДИНАЦИИ ПРИ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Редистрибутивный  продуктообмен

Рыночный  товарообмен

Преобладает в  доиндустриальных обществах

Преобладает в  индустриальном обществе

Носит вертикальный характер (подданные – правители)

Носит горизонтальный характер (производитель № 1 – производитель  № 2)

Централизованное  регулирование

Саморегуляция (механизм «невидимой руки»)

Деньги не используются (или играют второстепенную роль)

Используются  деньги

Имеет принудительный характер

Имеет добровольный характер

Равенство отданного  и полученного на уровне общества

Равенство отданного  и полученного при каждой купле-продаже


Редистрибутивный  продуктообмен, который был основой  докапиталистичесих обществ, являлся натуральным (без использования денег). Он осуществлялся по вертикали – государство принудительно изымало у своих подданных часть произведенных ими продуктов для последующего перераспределения. Этот метод координации был характерен не только для обществ древности и средневековья, но в значительной степени, например, и для экономик стран «реального социализма».

Информация о работе Характеристика экономических школ