Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа
Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
● проанализировать причины возникновения государственного долга;
● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;
● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4
2 Последствия государственного долга и методы управления им………9
3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15
Практикум…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………....25
2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | |
Валовой внутренний продукт | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | 6,7 |
Расходы на конечное потребление | 6,8 | 7,0 | 6,2 | 9,2 | 9,7 | 9,3 |
домашних хозяйств | 9,5 | 8,5 | 7,5 | 12,1 | 12,8 | 11,2 |
|
-0,8 | 2,6 | 2,2 | 2,1 | 2,2 | 4,2 |
Валовое направление основного капитала | 10,2 | 2,8 | 12,8 | 12,6 | 8,3 | 13,9 |
Чистый экспорт | -13,2 | 3,2 | 3,0 | -12,2 | -12,8 | -15,8 |
экспорт | 4,2 | 10,3 | 12,5 | 11,8 | 6,4 | 7,2 |
импорт | 18,7 | 14,6 | 17,7 | 23,3 | 17,0 | 21,0 |
Таблица 1. Темпы реального роста ВВп по компонентам (в %).
Источник:
Росстат.
Однако
рост чистых международных резервов
и, следовательно, денеж-ного предложения
продолжался, так как валюта начала поступать
в страну по другим каналам, а именно начался
приток иностранного капитала (см. табл.2).
В 2005г. баланс притока и оттока капитала
впервые оказался положи-тельным, составив
0,7 млрд долл., в 2006г. – 41,7 млрд долл. За
первые пять месяцев 2007г. приток достиг
около 60 млрд долл. Значительную часть
при-тока обеспечили успешные публичные
размещения акций российских компа-ний
(IPO). Важно отметить, что ведущую роль в
этом процессе играют не традиционные
представители добывающих отраслей, а
электроэнергетика и банковский сектор.
2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 1кв.2007 | |
Счет текущих операций | 46,8 | 33,9 | 29,1 | 35,4 | 59,0 | 83,8 | 94,5 | 21,8 |
Торговый баланс | 60,2 | 48,1 | 46,3 | 59,9 | 85,8 | 118,4 | 139,2 | 27,9 |
экспорт | 105,0 | 101,9 | 107,3 | 135,9 | 183,2 | 243,8 | 303,9 | 69,9 |
импорт | 44,9 | 53,8 | 61,0 | 76,1 | 97,4 | 125,4 | 164,7 | 42,1 |
Финансовый счет и счет процентов с капиталом | -21,1 |
-15,7 |
-11,2 |
0,7 |
-7,3 |
-13,6 |
11,9 |
11,4 |
чистый при-ток капитала | -24,8 | -15,0 | -8,1 | -1,9 | -8,4 | 0,7 | 41,7 | 13,0 |
прямые ин-вестиции | 2,7 | 2,7 | 3,5 | 8,0 | 15,4 | 12,8 | 28,7 | 7,8 |
Прирост ва-лютных резер-вов | 16,0 |
8,2 |
11,4 |
26,4 |
45,2 |
61,5 |
107,5 |
32,9 |
Прирост М2 | 15,6 | 15,7 | 16,7 | 35,1 | 39,9 | 59,5 | 108,5 | 15,9 |
М2 в млрд руб | 1154 | 1613 | 2135 | 3213 | 4364 | 6046 | 8996 | 9413 |
Средний курс руб./долл. | 28,1 | 29,2 | 31,4 | 30,7 | 28,8 | 28,3 | 27,2 | 26,3 |
Таблица
2: Некоторые показатели платежного
баланса и денежно-кредитной
Источник:
Банк России.
Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году – 32 про-цента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоя-щее время не является оптимальной.
Около
45% внешних обязательств приходится
на долговые обязательства бывшего
СССР перед странами-членами
В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 года 36% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации и облигации внутреннего государственного ва-лютного займа.
Российский рынок государственных ценных бумаг является ликвидным, но его объемы невелики. На конец 2006г. внутренний долг по ОФЗ/ГСО сос-тавляет всего 1 трлн руб., или 3,8% ВВП.
В
настоящее время перед
Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего дол-га Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Россий-ской Федерации.
Внутренний долг имеет не меньшее значение для экономики страны.
При разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание дол-га повисает на бюджете тяжким грузом.
В 1994-1998 гг. в России государство активно одалживало деньги путем продажи государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это были цен-ные бумаги со сроком погашения в три месяца и чрезвычайно высокой до-ходностью. Таким образом, государству удалось получить почти триллион рублей. И в конце 1998г. груз внутреннего долга стал для Российского госу-дарства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансо-вый кризис (дефолт) и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответствен-но потеряли деньги и эти вкладчики.
По данным Минфина РФ, профицит федерального бюджета на 2005 год составил 1 трлн. 172,9 млрд. рублей.
По структуре
профицита федерального бюджета 2005 года
762,7 млрд. рублей приходилось на внешнее
финансирование и 410,3 млрд. рублей — на
внутреннее финансирование. [9]
Практикум
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн долл.
Решение:
1. Государство будет выплачивать и проценты, и частично гасить кредит: В первый год правительство заплатит 5% годовых от 300 млн долл., т.е. 15 млн долл. Ежегодный доход от увеличения ВВП – 30 млн долл. Сле-довательно, в первый год правительство выплатит заем в 15 млн долл. и долг уменьшится до 285 млн долл. Во второй год годовая ставка сос-тавит 5% от 285 млн долл. (14,25 млн долл.) и заем можно будет выпла-тить в размере 15,75 млн долл. (30 млн долл. - 14,25 млн лолл.). Долг составит 269,25 млн долл. Так, каждый год процентная ставка от долга будет уменьшаться, а выплаты по долгу увеличиваться. Считая дальше анналогичным способом, мы получим, что полностью погасить долг будет возможно только через 15 лет (табл.). Сумма долга правительства при этих условиях возрастет на 15 млн долл.
2. Налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обяза-тельствами правительства не увеличатся, так как ежегодный доход от увеличения ВВП – 3 млн. долл., а сумма долга правительства при этих условиях возрастает на 15 млн. долл. Увеличиваться налоги будут только тогда, когда эта сумма будет больше ВВП.
3. Если же государство из суммы прироста ВВП будет направлять на уплату процентов 15 млн. долл. США ,а оставшиеся 15 млн. долл. США на накопление к выплате основной суммы, то срок погашения долга составит: 300млн:15млн = 20лет.
Заключение
В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макро-экономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние фе-дерального бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процент-ных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны и влекут за собой негативные последствия: пе-ревод определенной части реального продукта за рубеж, снижение междуна-родного авторитета страны и т.д.
Государственный долг ведёт не только к экономическим последствиям, но и к негативным социальным. Например, к усилению дифференциации на-селения.
В ближайшие годы принципиальными задачами политики государства являются:
● совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в нас-тоящее время являются основным источником покрытия государственно-го долга;
● сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социаль-ных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину);
● ограничение наращивания нового долга;
● создать систему эффективного управления государственным долгом.
Список
литературы
Официальные документы:
Учебники, монографии, сборники научных трудов: