Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа
Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
● проанализировать причины возникновения государственного долга;
● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;
● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4
2 Последствия государственного долга и методы управления им………9
3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15
Практикум…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...24
Литература…………………………………………………………………....25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономики, менеджмента и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Государственный
долг и его последствия»
Преподаватель:
Работа выполнена
Омск
– 2008
План:
Введение…………………………………………………………
1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4
2 Последствия государственного долга и методы управления им………9
3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15
Практикум………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не явля-ется главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.
Бюджет является важным
Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
● проанализировать причины возникновения государственного долга;
● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;
● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Так же, государственный долг – это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Основными
причинами образования
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Также источником государственного долга являются спады налоговых поступлений в государственную казну. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызвать дефициты.
Виды государственного долга:
Существует
несколько классификаций
Согласно действующему законодательству РФ, следует выделять государ-ственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле-ния республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных ор-ганов власти.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязатель-ства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внут-ренним долгом понимаются долговые обязательства федерального пра-вительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми ак-тивами, находящимися в его распоряжении.
С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в ру-ках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может по-пасть в руки иностранцев и обратно. Августовский кризис 1998г. Выд-винул на первый план проблему деления государственного долга на внутренний и внешний. В чем заключается проблема и почему надо четко определиться с классификацией государственного долга? В Дей-ствующих до введения в действие Бюджетного кодекса законах "О го-сударственном внутреннем долге" и "О государственных внешних за-имствованиях" в основу классификации долгов были положены два разных признака.
В первом законе – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и приводило к возникновению курьезных ситуаций.
Принятый 31 июля 1998г. Бюджетный кодекс Российской Федерации вы-деляет внешний и внутренний долг на основе одного единственного признака – валюты. Однако и это не решает всех проблем, связанных с классификаци-ей государственного долга. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.
Неоднозначная ситуация сложилась с заимствованием на рынке ГКО-ОФЗ. Изначально этот рынок ориентирован на работу с внутренними инвес-торами и присутствие резидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осу-ществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непо-средственно через российские уполномоченные банки. И участие иностран-ных инвесторов резко активизировалось.
Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ – это обычный рублевый, т.е. внутренний рынок, правительство и Банк России делали все для более широкого привле-чения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские фи-нансовые рынки закачались, и волны азиатских кризисов стали доходить до России, нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ: на об-служивание рублевого внутреннего долга в части, приходящейся на нерези-дентов, потребовалась иностранная валюта и при этом в значительных коли-чествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обяза-тельств.
Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяй-ство требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные мето-дические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деле-ние государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.
Однако все статистические источники учитывают долг по ГКО-ОФЗ как часть внутреннего государственного долга. Поэтому целесообразнее и проще все-таки рассматривать задолженность по государственным ценным бумагам как указано в действующем законодательстве и в соответствии с бюджетной классификацией, то есть в составе внутреннего государственного долга, кото-рый должен учитываться в рублях.
Формы государственного долга – в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
2. Последствия государственного долга и методы управления им
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование эко-номики? Накладывает ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков? Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на бу-дущие поколения.
Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рас-смотрим более внимательно, почему это не происходит. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвида-ции. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает но-вые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем спосо-бом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, бан-кротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выпла-ты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфля-ционный эффект.