Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

● проанализировать причины возникновения государственного долга;

● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;

● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4

2 Последствия государственного долга и методы управления им………9

3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15

Практикум…………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………...24

Литература…………………………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

эк.теор.кур2.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории на тему:

«Государственный долг и его последствия» 
 
 

Преподаватель:

Работа  выполнена 

                                                                          учётно-статистический факультет

                                                                   второй курс, вечерняя группа              
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2008  
План:
 

    Введение……………………………………………………………………….3

    1   Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4

    2    Последствия государственного долга и методы управления им………9

    3    Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15

    Практикум…………………………………………………………………….22

    Заключение…………………………………………………………………...24

    Литература…………………………………………………………………....25

 

 Введение 

       На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не явля-ется главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.

     Бюджет является важным рычагом  воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный меха-низм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной по-литики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема  отстаю-щих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве пла-на финансового устройства, который служит средством достижения экономи-ческой стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стаби-лизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в тече-ние одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

   Цель  данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:   

   ●  проанализировать причины возникновения государственного долга;

     ●  рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле-           ния; 

     ●  рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.

 

1. Причины возникновения государственного долга и его виды

   Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

   Так же, государственный долг – это  общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

   Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

   Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

   Также источником государственного долга  являются спады налоговых поступлений в государственную казну. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызвать дефициты.

     Виды государственного долга:

   Существует  несколько классификаций государственного долга в зависи-мости от признака, положенного в основу данной классификации.

   Согласно  действующему законодательству РФ, следует  выделять государ-ственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле-ния республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных ор-ганов власти.

  •      Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и не-погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кре-диторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
  •       Государственный долг так же подразделяется на внутренний и внешний. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современ-ном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государ-ство, широко используя свои возможности для привлечения дополни-тельных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирова-ния бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту госу-дарственного долга – внутреннего (получение заемных средств от насе-ления и предприятий) и внешнего (задолженность гражданам и органи-зациям других стран).

       Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязатель-ства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внут-ренним долгом понимаются долговые обязательства федерального пра-вительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми ак-тивами, находящимися в его распоряжении.

       С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в ру-ках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может по-пасть в руки иностранцев и обратно. Августовский кризис 1998г. Выд-винул на первый план проблему деления государственного долга на внутренний и внешний. В чем заключается проблема и почему надо четко определиться с классификацией государственного долга? В Дей-ствующих до введения в действие Бюджетного кодекса законах "О го-сударственном внутреннем долге" и "О государственных внешних за-имствованиях" в основу классификации долгов были положены два разных признака.

   В первом законе – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и приводило к возникновению курьезных ситуаций.

   Принятый 31 июля 1998г. Бюджетный кодекс Российской Федерации вы-деляет внешний и внутренний долг на основе одного единственного признака – валюты. Однако и это не решает всех проблем, связанных с классификаци-ей государственного долга. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.

   Неоднозначная ситуация сложилась с заимствованием на рынке ГКО-ОФЗ. Изначально этот рынок ориентирован на работу с внутренними инвес-торами и присутствие резидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осу-ществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непо-средственно через российские уполномоченные банки. И участие иностран-ных инвесторов резко активизировалось.

   Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ – это обычный рублевый, т.е. внутренний рынок, правительство и Банк России делали все для более широкого привле-чения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские фи-нансовые рынки закачались, и волны азиатских кризисов стали доходить до России, нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ: на об-служивание рублевого внутреннего долга в части, приходящейся на нерези-дентов, потребовалась иностранная валюта и при этом в значительных коли-чествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обяза-тельств.

  Задачи  обеспечения экономического роста  и интеграции в мировое хозяй-ство требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные мето-дические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деле-ние государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.

   Однако  все статистические источники учитывают долг по ГКО-ОФЗ как часть внутреннего государственного долга. Поэтому целесообразнее и проще все-таки рассматривать задолженность по государственным ценным бумагам как указано в действующем законодательстве и в соответствии с бюджетной классификацией, то есть в составе внутреннего государственного долга, кото-рый должен учитываться в рублях.

   Формы государственного долга – в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранны-ми государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджет-ных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

2. Последствия государственного долга и методы управления им

           

       Как государственный долг и его рост влияют на функционирование эко-номики? Накладывает ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков? Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на бу-дущие поколения.

    Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству  правительства? Конечно же, нет. Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рас-смотрим более внимательно, почему это не происходит. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвида-ции. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает но-вые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем спосо-бом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, бан-кротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выпла-ты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфля-ционный эффект.

Информация о работе Государственный долг и его последствия