Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – понять сущность государственного долга и его последствия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

● проанализировать причины возникновения государственного долга;

● рассмотреть последствия государственного долга и пути их преодоле- ния;

● рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения государственного долга и его виды…...……4

2 Последствия государственного долга и методы управления им………9

3 Влияние государственного долга на развитие экономики России…...15

Практикум…………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………...24

Литература…………………………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

эк.теор.кур2.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и не могут быть сок-ращены. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении фи-нансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынуж-денное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным за-емщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою оче-редь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результа-те чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повы-шение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности эк-спортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспе-чения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положи-тельный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения пла-тежей.

    Рост  государственного долга влечет за собой  и другие реальные негатив-ные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государ-ственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значитель-ная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее сос-тоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населе-ния переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, ста-новятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным обра-зом существование большого государственного долга может подорвать эко-номиический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последую-щие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, уси-ливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

    Управление государственным долгом – совокупность мероприятий госу-дарства, направленных на обслуживание и погашение долга. Одновременно это и механизм формирования и реализации одного из направлений финансо-вой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика.

      Управление государственным долгом включает ряд стадий. Начальной стадией является определение предельных размеров государственных заим-ствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения финансовых ресурсов и повышения эффективности их исполь-зования. Следующий шаг – привлечение ресурсов на внешних и внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредитов или предоставления государственных гарантий с последующим направлением этих средств на финансирование текущих бюд-жетных расходов и инвестиционных проектов. Заключительный этап – пога-шение государственных долговых обязательств за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от прода-жи государственной собственности, а также новых заимствований.

      Таким образом, управление государственным долгом включает следую-щие меры:

       ● эффективное использование средств заимствования;

       ● поиск средств для выплаты долга;

       ● нейтрализация негативных последствий государственного долга.

    Существуют  механизмы сокращения внешней задолженности:

     1. Выкуп долга – предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осу-ществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

     2. Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой  при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в кА-питале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

     3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по но-вым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении но-минальной стоимости облигаций.

      Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из ва-риантов помощи со стороны официальных кредиторов(членов "Парижского клуба"):

1) частичное аннулирование долга;

2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.

    Эффективное управление государственным долгом, как в индустрииаль-ных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

    Приток  капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует эли-минированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого не-редко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эф-фективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения.

    На  сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия  внут-реннего государственного долга:

  1. Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).
  2. Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), век-селя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформи-рованный в целях поддержки собственно рынка.
  3. Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.
 

    Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его пога-шения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят по-тенциальные возможности обслуживания кредитов.

    Эта проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность погашения  долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов рос-та производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопле-ния валютных резервов.

 

3. Влияние государственного долга на развитие экономики России 

    Кредитная история  России началась в 1769г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Россий-ская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. В начале XX в. сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а за-тем стабилизировалась.

    На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства пре-вышали его доходы.

    Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и  пр.), до-ходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутрен-них и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бед-ствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Пла-тежи по займам осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

    Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 ка-тегории:

    • краткосрочные;
    • долгосрочные;
    • бессрочные.

    Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превы-шать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставля-лось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905г. права министра были рас-ширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках.

    Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облига-ции на бирже.

    Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

    В 1906г. в Основном законе имелась статья 114:

      “При обсуждении государственной  росписи не подлежат исключению  или сокращению назначения на  платежи по государственным долгам  и по другим принятым на  себя Российским Государством обязательствам”. Зако-нодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рын-ка — платить вовремя и полностью.

    Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.1 Предстоящие выплаты по внешнему государственному долгу. 

    В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США, а в 2005 году – 115 млрд. долларов США.

    К 2005г. количественные изменения в  экономике создали благоприят-ную макроэкономическую обстановку для фундаментальных качественных изменений. Несмотря на хорошую внешнюю конъюктуру, реальный рост эк-спорта настолько снизился, практически сравнявшись с увеличением ВВП в целом. В то же время рост импорта оставался стабильно высоким – в среднем около 20% в год (см. табл. 1). Прирост экспортной выручки начал все больше компенсироваться использованием валюты на покупку иностранных товаров. Положение сальдо внешнеторгового баланса будет продолжать снижаться, и к 2010г. окажется, что оно практически станет нулевым. Это означает сокра-щение счета текущих операций, что при прочих равных условиях должно уменьшить прирост валютных резервов Банка России и остановить генериру-емое этим приростом денежное предложение.

Информация о работе Государственный долг и его последствия