Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
 Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
 Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
 Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Оглавление

1. Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов
2. Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством
3. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов США /Швеции /Японии
4. Государственное регулирование в России
5. Долгосрочное государственное регулирование экономики
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Особого внимания заслуживает социальная политика государства, включающая в себя всевозможные программы и услуги.

Одной из главных проблем российского общества является безработица. И в связи с этим в стране существует целый ряд мероприятий по борьбе с ней.

«В 2010 году будет направлено более 4,5 миллиарда рублей на организацию опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Предполагается, что в этих мероприятиях в 2010 году примет участие 341,6 тысячи человек. Стоимость мероприятия по опережающему профессиональному обучению в расчете на одного работника составит 13,5 тысячи рублей. В 2010 году предполагается увеличить продолжительность обучения с трех до шести месяцев».[17]

«Лучше всего в 2009 г. мероприятия по опережающему обучению работников проводились в Брянской, Костромской, Ростовской, Иркутской, Новосибирской, Омской областях, в Чувашской Республике и Башкортостане. Численность участников мероприятий составила более 95% от запланированной в программе».[17]

Федеральная служба по труду и занятости («Роструд») не прогнозирует резкого роста безработицы в 2010 году. Ожидается что рост обращений граждан в государственную службу занятости, увеличится число зарегистрированных безработных граждан, но в процентном отношении численность безработных повысится не более чем на 10%. Если говорить о реальном уровне безработицы, то в данном случае данные «Роструда» совпадают с тем, о чем заявляют профсоюзы. [15]

В «Роструде» полагают, что уменьшение уровня регистрируемой безработицы, отмечавшееся с мая по ноябрь (когда число людей, зарегистрированных в службах занятости, снизилось с 3 до 2,7% от общего числа трудоспособных), стало следствием реализуемых ведомством программ по снижению напряженности на рынке труда. Речь идет об антикризисных мерах, которые правительство утвердило в самом конце 2008 года. Постановлением от 31 декабря 2008 года 35,5 млрд. руб. планировалось потратить по четырем статьям: переобучение работников, организация общественных работ, развитие предпринимательской инициативы безработных, а также переезд граждан в другие регионы и их трудоустройство на новом месте. Последняя программа оказалась наименее востребованной — начать новую жизнь на «чужбине» согласились 13,5 тыс. человек. Самым популярным антикризисным мероприятием стали общественные работы и временное трудоустройство работников — региональные службы занятости отчитались перед «Рострудом» о том, что к этой программе было привлечено 1,7 млн. человек. Общее число участников программ составило к концу года более 2,5 млн.

В программу дополнительных мероприятий и технологий работы с выпускниками ввелось  такое понятие, как стажировка. Она позволяет обеспечить занятость молодого специалиста по той профессии, которой он обучался, или по смежной профессии, или по какой-то другой, если он захочет, непосредственно на рабочем месте. На эти цели выделяется минимальная заработная плата — 4330 рублей. Работодатель может доплачивать до уровня, какой он сам определит, но он обязан платить эту сумму. Период стажировки — до 6 месяцев. По какой-то профессии достаточно два месяца, а кому-то нужно будет 5–6 месяцев. Главное же в том, что есть 100-процентная уверенность, что выпускники закрепятся и будут работать на этом производстве. Кстати, применяется она на предприятиях любой формы собственности, в том числе в бюджетной сфере. Второе актуальное направление для выпускников — открытие собственного дела. Молодые люди, имеющие склонность к предпринимательской деятельности, могут обращаться в службу занятости. Специалисты помогают им получить навыки организации и ведения собственного бизнеса, основам финансово-бюджетных отчетов, помогают защитить бизнес-план, зарегистрироваться как предприниматель. И вторая составляющая — в соответствии с нормами, которые есть в программе антикризисных мероприятий, служба занятости может оказать ему на открытие собственного дела материальную поддержку, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 800 рублей. Выпускники идут, работают. [17]

«В текущем году реализация региональных программ поддержки занятости продолжится. Сумма, которую «Роструд» планирует потратить в 2010-м на предотвращение безработицы и борьбу с ней, — 36,4 млрд.рублей» . [12].

Что касается программ по социальному страхованию, то «с 1 января 2010 года в России состоялся переход от единого социального налога к страховым взносам». [12] Таким образом, выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком будут выплачиваться в зависимости от размера страховых взносов каждого человека.

В 2010 года в зависимости от размера уплачиваемых страховых взносов получат возможность увеличить размер выплат по беременности, родам и уходу за ребенком. При переходе на новые принципы максимальные суммы выплат (по уходу за ребенком) в зависимости от того, сколько человек уплатил, будут составлять 13 тыс. 833 рубля. Что касается пособий по беременности родам, то в 2009 году максимальный размер ограничивался суммой 25 тыс. 390 рублей, а с2010 года максимальный размер составляет 34 тыс. 583 рубля. [17]

Если говорить о пенсионных фондах, то благополучно все выглядит только с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), где фондам удалось привлечь рекордное число «молчунов». На рынке добровольного страхования, напротив, наблюдается стагнация: число участников выросло незначительно, основной прирост пенсионных резервов был обеспечен за счет инвестиционных доходов НПФ. Похожая ситуация наблюдается и в другом добровольном сегменте — системе софинансирования пенсий.

Правда, пенсионным фондам все же удалось прирастить в прошлом году резервы на 10 млрд. руб. (до 571,1 млрд.руб.), но как признают сами участники рынка, во многом это связано с той динамикой, которую в прошлом году показывал фондовый рынок. Проблема в том, что действующее законодательство не стимулирует граждан отчислять деньги на добровольное пенсионное страхование».

Похожим образом выглядит ситуация и с программой государственного софинансирования пенсий, которая, как надеялись НПФ, поможет подстегнуть сегмент добровольного страхования. Согласно данным, 22,5% участников программы являются клиентами НПФ, при этом величина среднего взноса здесь варьируется от 2,2 тыс. до 7,6 тыс. руб. Сама концепция софинансирования была неправильно воспринята обществом. Все стали сравнивать ее с депозитами банков, но это другой продукт.

Совершенно иная картина на рынке обязательного пенсионного страхования, где произошел просто взрывной рост. Доходность, полученная фондами от инвестиций на фондовом рынке (15—30%), вкупе с новыми деньгами перешедших из государственной управляющей компании, позволила удвоить сумму пенсионных накоплений на счетах НПФ. На конец 2009 года их объем достиг 74 млрд. руб., а по итогам первого квартала 2010 года (когда ПФР перечисляет деньги за предыдущий год) ожидается, что под управлением НПФ окажется 190 млрд. руб. Эксперты не исключают, что если такая динамика сохранится и в этом году, то в 2011 году объем суммарных активов на рынке НПФ достигнет триллиона рублей. [17]

«В январе 2010 года средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным Пенсионного фонда РФ (ПФР), составил 7 тысяч 119 рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 года в 1,6 раза». [12]

Такой рост вызван тем, что в 2009 году дважды индексировалась страховая часть трудовой пенсии на 17,5% и 7,5%, базовая часть трудовой пенсии была увеличена в 1,4 раза, а также в связи с проведением с 1 января 2010 года валоризации страховой части пенсии. [17]

Программа валоризации пенсий предусматривает увеличение размера трудовой пенсии у людей, имеющих трудовой стаж до 2002 года, которое заключается в увеличении пенсионного капитала на 10% и дополнительно по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. По данным ПФР, в результате валоризации пенсии увеличились у 36 миллионов пенсионеров.

На увеличение пенсий в рамках валоризации за два месяца 2010 года из бюджета ПФР было направлено более 80 миллиардов рублей. В целом на валоризацию в 2010 году в бюджете фонда заложено 502 миллиарда рублей.

Прибавка от валоризации у каждого пенсионера индивидуальна, поскольку зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которых формируется расчетный пенсионный капитал. Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии по старости за счет валоризации составила 1,09 тысячи рублей. При этом прибавки от 1 до 1,5 тысячи рублей получили свыше 30% от общего числа получателей трудовой пенсии по старости, свыше 1,5 тысячи рублей — 23% от общего числа таких пенсионеров. При этом средняя прибавка к пенсии россиянам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, составила 1,7 тысячи рублей, участникам Великой Отечественной войны — 1,85 тысячи рублей, родителям погибших военнослужащих — 1,04 тысячи рублей. [15]

 

5.      Долгосрочное государственное регулирование экономики

Долгосрочная экономическая политика основана на координации разнонаправленных действий государства в различных сферах экономики. Эта координация оформляется в виде средне- и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов. Планы и программы носят рекомендательный характер. В настоящее время масштабы общенационального планирования резко сократились, но большое значение приобретают целевые программы, направленные на развитие новейших отраслей экономики.[11]

Политика долгосрочного регулирования реализуется государством по нескольким направлениям:

                  Контроль за состоянием общего равновесия экономической системы. Для этого государственный бюджет подстраивается под решение структурных проблем, за счет государства ведется подготовка рабочей силы, особенно квалифицированного слоя;

                  Развитие производственной инфраструктуры – энергетики, транспорта, связи, строительства дорог;

                  Поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая);

                  Участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом. Получает распространение контрактная система отношений государства с небольшими фирмами, которым предоставляются налоговые и кредитные льготы, помощь в финансировании НИОКР, размещение выпускаемых ими акций по внебиржевым каналам;

                  Влияние на технологическую модернизацию и качественные характеристики продукции через нормативное регулирование стандартов и технологий в целях экономии энергии, снижения загрязнения окружающей среды;

В современных условиях потребность в долгосрочном регулировании экономики возрастает. Решение многих современных технических, производственных, социальных и экологических проблем принимает форму сложной перспективной программы, затрагивающей интересы отрасли, региона, мирового хозяйства и рассчитанной на длительный период. Поэтому регулирующие действия государств нуждаются во взаимной координации. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы. [9]

Центральной проблемой экономической стратегии России является обеспечение долгосрочной устойчивости экономической динамики, т.е. помимо задачи достижения высоких темпов экономического роста стоит задача обеспечения его сбалансированности и определения необходимых рычагов экономической политики, которые эту сбалансированность могут поддержать.[8]

Реализация долгосрочной устойчивости экономической динамики России связана с проведением существенной структурной перестройки экономики, или ее «модернизации».

Структурная перестройка позволит России занять сильные позиции в обрабатывающей промышленности (вместо нынешней топливно-сырьевой ориентации); наряду с крупными промышленно-финансовыми конгломератами высокий удельный вес в экономике займут малые и средние предприятия, а конкурентная среда будет не только на мировых, но и на внутренних рынках. Модернизация экономики должна идти на основе честной инициативы и государственной поддержки, укрепления всех демократических институтов.[10]

Механизм проведения структурной политики включает:

1.                  Тщательный анализ российского экспорта готовых изделий и услуг, особенно высокотехнологичных, на предмет выявления тех из них, которые имеют перспективу завоевания рынков и требуют оказания государственной поддержки их продвижению;

2.                  Создание максимально благоприятных условий для малого бизнеса: упрощенное и пониженное налогообложение, поддержка благоприятных условий кредитования, в том числе посредством субсидирования процентных ставок. Малый бизнес является крупным резервом роста российской экономики;

3.                  Создание специальной системы поддержки малого инновационного бизнеса, прежде всего создание благоприятной среды для разработки жизнеспособных идей и продуктов. Методами поддержки малого инновационного бизнеса являются: развитие технопарков или инновационно-технологических  центров, субсидирование созданной в них инфраструктуры и бесплатное предоставление ее фирмам, работающим в технопарках, субсидирование ставок банковского кредита. Для работы этих механизмов нужны соответствующие институты и учреждения.

В долгосрочном плане важно существенное усиление поддержки фундаментальной и прикладной науки, сохранение и развитие тех ее областей, где Россия сохранила значимые позиции (ядерная физика, физика твердого тела, биохимия, молекулярная биология). Без развития наукоемких отраслей экономики Россия не сможет обеспечить себе достойное место в мировом сообществе.

Следовательно, осуществление долгосрочной экономической политики позволит переломить многовековую традицию отсталости, бедности, подавленности большинства населения при могущественном государстве и всесильной бюрократии; превратить Россию в страну свободных и состоятельных граждан. Таким видится облик России через 30-50 лет.[9]

Заключение

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику различными способами. В каждой стране существуют свои уникальные методы регулирования. И Россия может многому научиться на опыте развитых стран.

Известно, что США - государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Американцы предлагают свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха - или терпеть неудачи - в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции. И в целях создания этих условий Правительство США реализует различные программы, использует различные инструменты. Наиболее интересным методом регулирования монополий является указанные выше лицензии, выдающиеся на некоторые виды коммерческой деятельности на основе конкурса. Таким образом, конкуренция между компаниями на рынке замещается состязанием между ними на право доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить начала соревновательности даже в тех отраслях, материально-техническая база и другие особенности развития которых предполагают поддержание в них естественной монополии.

Информация о работе Государственное регулирование экономики