Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
 Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
 Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
 Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Оглавление

1. Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов
2. Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством
3. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов США /Швеции /Японии
4. Государственное регулирование в России
5. Долгосрочное государственное регулирование экономики
Заключение
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Основные меры регулирования государства можно разделить на четыре группы:

1. Налоговое регулирование.

2. Регулирование через государственные рынки.

3.Регулирование внутренних рынков и формирование на каждом рынке конкурентной среды.

4.Внешнеэкономическое регулирование.[2]

Налоги собираются на трех уровнях - федеральном, штатном и местном. Федеральные налоги в США являются главным источником формирования бюджетных средств для финансирования расходных статей, а также мощным и гибким средством государственного экономического регулирования. Они используются для стимулирования экономического роста и служат эффективным инструментом перераспределения национального дохода в целях уменьшения неравенства в объемах получаемых доходов и имеющихся богатств различных слоев американского населения.

В структуре налоговых поступлений доминируют индивидуальные подоходные налоги.[3]

Государственный рынок США, где закупаются товары и услуги для государственных нужд, огромен. Он оценивается сейчас в 2,5 трлн. долл. В США великолепно научились использовать этот мощнейший инструмент для достижения целей экономической политики. В основе взаимоотношений американского государства со своими корпорациями лежит совершенная Федеральная контрактная система (ФКС), представляющая собой организацию управления государственными заказами и закупками во всех сферах экономики.

При регулировании внутренних рынков в США основной упор делается на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией. Антимонопольное законодательство имеет давние традиции и применяется весьма жестко, вплоть до дробления компаний-монополистов. [2]

Антимонопольная политика в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. Наличие в такой отрасли двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а, следовательно, и рост издержек на единицу продукции, и рост цен.[9]

Существует целый ряд отраслей, где особенности производства, материально-техническая база и другие факторы создают затруднительность или невозможность спонтанного возникновения конкурентной структуры хозяйства. В таких случаях государство административно добивается в таких отраслях тех же результатов, которые в других сферах экономики обусловлены конкуренцией. В США к таким отраслям относятся: железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта; газоснабжение, производство электроэнергии; оказание многих видов коммунальных услуг. Государственное регулирование затрагивает преимущественно те параметры деятельности данных отраслей, которые влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к качеству производимых товаров и услуг. [2]

В США существуют законы, которые дают федеральным или местным органам власти право выдавать компаниям лицензии на некоторые виды коммерческой деятельности. Таким образом, государственные органы получают возможность определять условия доступа частного капитала в охваченные регулированием сферы экономики. Предоставление лицензий, дающих компаниям право на деятельность в регулируемых отраслях, осуществляется на конкурсной основе. Лицензия выдается той компании, которая предлагает наиболее выгодные (с точки зрения удовлетворения общественных интересов) условия. Конкуренция разворачивается за рынок, а не на рынке. [3]

Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися в частной собственности, устанавливаются государственными органами. Использование методов государственного ценообразования в регулируемых отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в отрасли. [2]

Социальное обеспечение в США предусматривает обязательное страхование по безработице; программы медицинской помощи нуждающимся детям, престарелым инвалидам; помощь из средств федерального бюджета детям, живущим в малообеспеченных семьях или с одним из родителей или родственников; денежную помощь из средств федерального бюджета слепым, полным и пожизненным инвалидам; финансовую помощь штатам на охрану материнства и детства;  пенсионное страхование по старости и инвалидности.[2]

Социальное страхование и государственная помощь являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Различие между ними состоит в источниках финансирования. Страховые фонды формируются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственная помощь — за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти. [3]

В США политика в социально-трудовой сфере охватывает широкий комплекс мер, способствующих всестороннему развитию человеческих ресурсов путем расширения доступности образовательных, информационных, финансовых, медицинских и иных услуг. [2]

На уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т.д.) достигает двух третей заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями. [3]

Центральная задача государства в регулировании трудовых отношений - создание эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством. Для этого внедряются налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются инвесторами производства.  Рабочие сами решают производственные задачи, которые ранее были исключительно в компетенции управленцев.

Важной миссией государства является ведение постоянного контроля над трудовыми ресурсами, особенно безработными и частично занятыми.[2]

«Министерство труда США контролирует соблюдение законов о минимальной заработной плате и оплате сверхурочных, соответствие трудового законодательства и практики регулирования трудовых отношений нормам международных конвенций, ратифицированных в США; организует сотрудничество и взаимодействие федеральных ведомств в сфере трудовых отношений; анализирует количественный и качественный состав рабочей силы, состояние профессиональной подготовки и перспектив спроса на специалистов». [3]

Страхование по безработице осуществляется по федерально-штатному принципу. В федеральном законе сформулированы наиболее общие положения, а круг получателей, размеры пособий и сроки их выплат определяются законами штатов. Выплачиваемая сумма исчисляется в виде процента от суммы заработной платы, с которой платится налог. В настоящее время налог выплачивается с первых 7 тыс. долл. годовой заработной платы. [3]

«Размер выплачиваемых пособий значительно различается по штатам. Поскольку единый по стране стандарт установлен не был, каждый штат в своем законодательстве определяет методику начисления пособия, его максимальный и минимальный размеры. Средненедельные колеблются от 146 долл. (Миссисипи) до 260 долл. (Нью-Джерси, Массачусетс, Миннесота, Мичиган)». [15]

На сегодняшний день в США введена система поэтапного продления выплаты пособий в зависимости от участия в программах переподготовки; выплаты пособий более высоких размеров в первые недели с последующим их сокращением с целью активизации переобучения и трудоустройства. Еще один подход состоит в предоставлении возможности застрахованным безработным получить единовременное пособие, которое могло бы стать стартовым источником для открытия собственного дела. Такая программа обеспечивает соответствующую подготовку и консультационную помощь каждому участнику.

Социальную защищенность пенсионеров обеспечивает Общая федеральная программа (ОФП), относящаяся к распределительному типу пенсионных систем. Выплата пособий производится по мере поступления взносов. Лица, делающие взносы в фонды социального страхования, отдают часть своей заработной платы в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию по принципу “обмена между поколениями”. [3]   За 1960-2007 гг. численность получателей пособий увеличилась с 3,5 млн. человек до 45,3 млн. Для 2/3 американцев, достигших 65 лет, выплаты по линии ОФП составляют, по крайней мере, половину их доходов. На государственные пенсии приходится около 40% совокупных доходов пенсионеров. [17]

Государственные гарантии пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания престарелых, включая долговременный уход, помощь в поиске и сохранении рабочего места при желании и способности трудиться после выхода на пенсию, разнообразные налоговые льготы, а также развитие частных пенсионных планов, распространение личных пенсионных счетов способствовали упрочению экономической независимости пенсионеров, превращению их в наиболее социально защищенную возрастную группу населения США и снижению их зависимости от социальной поддержки.[2]

«В 2006 г. уровень бедности среди лиц в возрасте 65 лет и старше составил – 11,2%». [13]

Также государство помогает (из бюджетных средств) наиболее нуждающимся категориям населения – пенсионерам, имеющим доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных, по американским стандартам, семей. Предусматриваются следующие основные программы помощи:

1.                  денежная, в том числе временно нуждающимся семьям с детьми, как дополнительный гарантированный доход; нуждающимся ветеранам и их иждивенцам;

2.                  медицинская, в том числе ветеранам, матери и ребенку;

3.                  продовольственная, в том числе дополнительно матерям, имеющим маленьких детей, в виде талонов, школьных завтраков; временной чрезвычайной продовольственной помощи; программа продовольственной помощи индейским резервациям;

4.                  в оплате жилья;

5.                  в получении образования и переквалификации, в том числе дошкольной подготовки; во время каникул, работающим студентам колледжей; студентам из малоимущих семей; молодежи в поиске работы в период летних каникул.

Около 25% расходов на программы вспомоществования приходится на денежную помощь; а 75% – на медицинскую, продовольственную, в получении образования, оплате коммунальных услуг.

Предпринятая в масштабах страны реформа социального обеспечения, по существу, узаконила принцип, согласно которому тот, кто способен трудиться, обязан найти себе работу. Выплаты социальных пособий ограничиваются сроком до пяти лет. [2]

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидий на продолжение образования и юридические услуги). [2]

Швеция выделяется среди других стран высокими экономическими и социальными достижениями и принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных стран. Вплоть до середины ХХ века, отрасли, связанные с переработкой леса и железной руды, составляли основу промышленного производства и экспорта. В современной экономике ведущее место принадлежит таким отраслям, как машиностроение, электротехника и электроника.[6]

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 95% всех шведских компаний принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. [2]

Основные методы регулирования экономики в Швеции – правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям. Главный инструмент проведения такой политики - государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.

Государственный сектор, имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственные органы используют часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. Но не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги, и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты. Все доходы от непрямого налогообложения, поступающие в государственную казну, имеют два основных источника – налог на добавленную стоимость и акцизные сборы. Шведский парламент определяет уровень государственных и местных налогов. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога. [4]

В Швеции существуют и налоговые льготы. Основная скидка (индивидуальная льгота) составляет, по меньшей мере, 24% базовой суммы, которая будет возрастать только на 60% общей инфляции. Также введена специальная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Но размер этой скидки не превышает величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой или дополнительной пенсией. [3]

Информация о работе Государственное регулирование экономики