Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.
1. Необходимость государственного регулирования экономики и социальных процессов
2. Сущность регулирования экономики и социальных процессов государством
3. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов США /Швеции /Японии
4. Государственное регулирование в России
5. Долгосрочное государственное регулирование экономики
Заключение
Список используемой литературы:
Налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Для лиц, работающих по найму, весь процесс расчета и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг и другие организации, выплачивающие проценты или дивиденды, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов. После того как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных платежей. Если их окажется недостаточно, налогоплательщик обязан доплатить разницу. Если уплачено больше, то остаток возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент.[4]
Особого внимания требует социальная политика государства. По объему социальных услуг Швеция занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств, возник термин «шведская модель», представляющий собой систему взаимозависимых принципов, и предусматривающий одновременность их реализации.
Результатом данной модели является «государство благосостояния», характеризующееся созданием высокоэффективной экономики, обеспечением занятости всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем грамотности, образованности и культуры населения. [10]
Крупный сектор, которым распоряжается государство, – социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки – примерно 60% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной. В стране практически полная грамотность населения. По многим показателям развития здравоохранения Швеция занимает ведущие позиции в мире. Детская смертность очень низка. Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин и имеет тенденцию к росту). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной “визитной карточной” шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии. [3]
Важный элемент шведской модели – политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. В последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Но закон требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.
Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности – 18 тыс. крон в месяц, служащего в частном секторе – 23-25 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата – 10-11 тыс. крон, самая высокая – 45-55 тыс. крон. Пособие по безработице для работавших полный рабочий день – 280 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, – 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо. [4]
В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой. Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.[3]
Таким образом, «социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции». [10]
Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Экономика Японии базируется на производстве. Также быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность. [5]
«Японская модель государственного регулирования экономики характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Благодаря этому достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке». [3] Существование такой модели возможно при высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Некоторые считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Однако более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном – государственное влияние присутствует везде и во всем. Другое дело - формы, методы и механизмы влияния государства на экономику, которые незаметны, ненавязчивы, эластичны и оригинальны. [3]
Политика поддержки науки и техники, в которых используются интеллектуальные ресурсы народа, занимает в Японии очень важное место. В Японии более 700 тысяч научных работников, получено примерно 300 тысяч патентов. По этим показателям она является одной из ведущих в мире. Особенность современной исследовательской деятельности в Японии в том, что расходы на нее составляют 3% ВНП, что является самым высоким показателем среди развитых стран. Однако доля государственных расходов на науку составляет всего 20%, что ниже, чем в западных странах (30% в США, 40% во Франции). Большую роль в развитии научных разработок играют частные предприятия. [3]
Япония – страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов. Япония отказывается от излишних административных норм и ограничений и проводит разнообразные реформы.
Наиболее распространено проведение структурных реформ, которые охватывают государственное регулирование, финансовую и налоговую системы, а также расходные статьи бюджета. С их помощью достигается устойчивый экономический рост, определяемый спросом со стороны частного сектора экономики. Благодаря продвижению структурной реформы, держащейся на 4-х столбах - реформе финансов, налоговой системы, расходных статей бюджета и государственного регулирования, в средне- и долгосрочной перспективе формируются новые рабочие места и спрос со стороны частного сектора экономики, увеличивается промышленная конкурентоспособность, и, в конечном счёте, стимулируется устойчивый экономический рост. [14]
Также проводятся реформы государственного сектора экономики, такие как: приватизация (сфера почтового сообщения, общественные дорожно-строительные организации) и «триединая» налоговая реформа на государственном и региональном уровнях (включает три одновременных направления деятельности, направленных на децентрализацию властных полномочий – сокращение расходов казначейства, передачу источников налоговых поступлений регионам и пересмотр уравнительного налога). [3]
Для Японии характерно централизованное планирование социально-экономического развития страны. Японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП). В функции этого министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. [16] В экономических достижениях Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. Сейчас в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы. [3]
В Японии государственный аппарат вбирает в себя много образованных и одаренных молодых людей. Если еще учесть, что наибольшим престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно получить некоторое представление о том, какие таланты привлекает к себе МВТП. Хотя оно и допускает некоторые ошибки, в целом его воздействие на японскую индустрию оказалось просто поразительным. [14]
Когда Япония приступила после войны к восстановлению своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную, химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в качестве приоритетных отраслей. Экономика Японии имеет систему ориентиров и приоритетов, позволяющую правительству и промышленности сотрудничать в достижении своих национальных целей. В результате японская автоиндустрия была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации, помощью в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций. Под комплексным воздействием всех этих мер, японская автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100.000 машин в середине 50-х до 11 миллионов теперь. [5]
«Государство является главным распорядителем ключевых отраслей промышленности. В процессе модернизации в Японии были национализированы такие ведущие секторы экономики, как почтовая служба, телефонная и телеграфная связь и железные дороги. Государство также строит корабельные, металлургические и станкостроительные цеха и заводы и управляет ними. В других отраслях правительство обеспечивает техническую и финансовую поддержку частной инициативе». [3]
В Японии и сейчас, через 60-65 лет после завершения формирования корпоративного звена промышленности, в составе правительства действуют 20 управляющих органов по решению проблем промышленной политики. Среди них: отделы промышленной структуры, промышленных финансов, руководства размещением промышленности, промышленной инфраструктуры, промышленных льгот и условий, промышленной статистики и т.п. [14]
Экономическим планированием в Японии занимается орган, который так и называется "Управление экономического планирования". В нем активно участвуют представители финансовых групп и корпораций. Планирование строго централизованное: совет корпораций и групп планирует свое будущее. Планы принимаются группами и корпорациями к неуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от "своих", что значительно больнее. Разрабатываются планы двух видов – общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов – обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов – ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые – государственными. [3]
Государственная поддержка национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов, лабораторий и ученых заключается не столько в представлении им субсидий и льготных кредитов, сколько в создании условий и механизмов реализации интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших технологий и стимулирование производства компьютеров новейших поколений. Непрерывный технологический прогресс не только поддерживает экономический рост, но и становится важным ключом к решению всей совокупности проблем, с которыми сталкивается человечество. Япония, определяя научные технологии как один из национальных приоритетов, провозгласила реализацию идеи создания «государства, основанного на научных технологиях и креативности». [3]
Наряду с высококачественными базовыми исследованиями, осуществляются научные разработки в области науки о жизни, информационных технологий, окружающей среды, нанотехнологий, материалов и других областях. Для достижения выдающихся результатов и применения их на практике, проводится реформирование научно-технической системы, начиная с создания конкурентных условий для научных исследований, взаимодействия промышленных, научных и административных кругов, содействия развитию региональной научно-технической деятельности. [16]
«Если говорить об антимонопольной политике, то в Японии эта политика, во-первых, в силу жесткого административного обеспечения правительственными органами (Комиссией по справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и широкомасштабна. Во- вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малого предпринимательства. В-третьих, она глубоко проникает в сферу непосредственного производства. В японской антимонопольной политике, таким образом, утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место, например, в США». [18] В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этом конкуренция, становится более жесткой и экономически гораздо более эффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений. [16]
«В сложившихся условиях формируется и аутентичный стиль управления, характерный только для Японии». [3]
Японская модель управления характеризуется рядом отличительных особенностей: