Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение цены и ценовой политики государства;
- изучить цели, значение и методы регулирования цен;
Введение…………………………………………………………………….......
1 Понятие цены и ценовой политики государства……………………………
2 Цели, значение и методы государственного регулирования цен…………
2.1 Цели и значение государственного регулирования цен………………
2.2 Методы государственного регулирования цен………………………..
3 Система регулирования цен…………………………………………………
3.1 Система регулирования цен в Российской Федерации………………..
3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов
в Российской Федерации…………………………………………………
3.3 Органы ценообразования и контроля, их функции…………………...
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти всех уровней управления, направленные на недопущение ограничения или устранения конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Для решения этих проблем антимонопольные органы:
- направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;
- дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
- разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;
- контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- контролируют приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.
Таким образом, на антимонопольные органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.
Что касается отраслей естественных монополий, то их деятельность регулируется Федеральными органами естественных монополий, также создающими в субъектах Российской Федерации территориальные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий.
Государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.
Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В середине 1989 года в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. Таким образом, Роскомцен имел вертикальную структуру управления и четкий механизм контроля за исполнением своих решений на территории Российской Федерации.
После ликвидации Российского комитета цен в 1994 году единая система органов ценообразования и контроля цен распалась. Функции федерального органа контроля по ценовой политике перешли к Министерству экономики. Органы ценообразования и контроля цен субъектов Российской Федерации были переформированы и стали функционировать под различными названиями в структуре органов соответствующей исполнительной власти.
Таким образом, в настоящее время органами контроля цен являются:
- на федеральном уровне - Министерство экономики РФ;
- на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне - органы местного самоуправления (контроль распространяется на субъекты предпринимательской деятельности муниципальной собственности).
Помимо них, право контролировать деятельность имеют и другие государственные органы:
- финансовые и антимонопольные органы;
- органы регулирования естественных монополий;
- государственная налоговая инспекция;
- государственная торговая инспекция.
Различие между ними заключается в том, что органы контроля цен в случае нарушения дисциплины цен имеют право принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании штрафов и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.
Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 146 и 224 КФ об административных правонарушениях могут накладывать штраф на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен.
Заключение
Регулирование цен и тарифов
находится в ведении
В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Особенно ярко это проявляется в сфере естественных монополий. Нет в этой очень важной сфере, влияющей на развитие экономики в целом, единого закона, который бы определял правовую базу тарифного регулирования. Энерготарифы, например, регулируются федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тарифы ОАО «РЖД» - федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О естественных монополиях», тарифы ЖКХ – федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги.
Цены должны являться объектом
постоянного внимания и регулирования
со стороны государства. Цены - это
одна из критических точек
При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего, социально незащищенных) групп населения.
Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые разные формы государственного регулирования цен. Среди них:
- замораживание цен;
- установление фиксированных цен и тарифов;
- установление предельного уровня цен;
- установление предельного уровня рентабельности;
- установление предельного уровня торговых надбавок;
- декларирование цен;
- установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
С формальной точки зрения все это как бы присутствует и в практике наших ведомств, но скорее только на бумаге. На самом деле роль многочисленных «регулирующих» контор главным образом сводится всего лишь к мониторингу цен и тарифов, зачастую являясь ширмой, прикрывающей беспредел «рынка».
От регулирующих ведомств нельзя добиться какой бы то ни было экономической, тем более - научной обоснованности «регулируемых» государством цен. И это несмотря на то, что еще в 2006 году Счетная палата России разработала методику обоснованности тарифов естественных монополий. Методика предусматривает в частности определенные требования к установлению тарифов естественных монополий, включая требования по определению заработной платы руководителей, численного состава монополий и т.д.
Библиографический список
КНОРУС, 2007. – 304 с.
// Круглый стол КПРФ В Госдуме. Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от
16.11.2010 г.
Спб, 2008. – 311 с.
Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2011. – 304 с.
ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 240 с.
конспективном изложении:
Учебно-методическое пособие. –
Финансы и статистика, 2009. – 274 с.
образование, 2007. – 375 с.
Феникс, 2007. 0 402 с.
Дону: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 298 с.
Феникс, 2008. – 277 с.
Ростов-на-Дону: Феникс, - 391 с.
1 Деева А.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.И. Деевой. М.: - изд-во КноРус, 2010. – с. 187.
2Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. – М.: КНОРУС, 2007. – с. 211.
3 Ценообразование на финансовом рынке /Под ред. проф. В.Е. Есиповой. Спб, 2008. – с. 103.
4 Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. – с. 179
5 Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. /Под ред. О.Г. Абакумовой. М.: Приор-Издат, 2007. – с. 45.
6 Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 209
Информация о работе Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования