Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение цены и ценовой политики государства;
- изучить цели, значение и методы регулирования цен;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….......
1 Понятие цены и ценовой политики государства……………………………
2 Цели, значение и методы государственного регулирования цен…………
2.1 Цели и значение государственного регулирования цен………………
2.2 Методы государственного регулирования цен………………………..
3 Система регулирования цен…………………………………………………
3.1 Система регулирования цен в Российской Федерации………………..
3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов
в Российской Федерации…………………………………………………
3.3 Органы ценообразования и контроля, их функции…………………...
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен, проблемы, перспективы развития.docx

— 66.70 Кб (Скачать)

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти всех уровней управления, направленные на недопущение ограничения или устранения конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Для решения этих проблем  антимонопольные органы:

- направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;

- дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

- разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;

- контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контролируют приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.

Таким образом, на антимонопольные  органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.

Что касается отраслей естественных монополий, то их деятельность регулируется Федеральными органами естественных монополий, также создающими в субъектах Российской Федерации территориальные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий.

Государственная ценовая  политика Российской Федерации не может  быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.

Органы ценообразования  и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В середине 1989 года в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. Таким образом, Роскомцен имел вертикальную структуру управления и четкий механизм контроля за исполнением своих решений на территории Российской Федерации.

После ликвидации Российского  комитета цен в 1994 году единая система органов ценообразования и контроля цен распалась. Функции федерального органа контроля по ценовой политике перешли к Министерству экономики. Органы ценообразования и контроля цен субъектов Российской Федерации были переформированы и стали функционировать под различными названиями в структуре органов соответствующей исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее  время органами контроля цен являются:

- на федеральном уровне - Министерство экономики РФ;

- на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне - органы местного самоуправления (контроль распространяется на субъекты предпринимательской деятельности муниципальной собственности).

Помимо них, право контролировать деятельность имеют и другие государственные  органы:

- финансовые и антимонопольные органы;

- органы регулирования естественных монополий;

- государственная налоговая инспекция;

- государственная торговая инспекция.

Различие между ними заключается  в том, что органы контроля цен в случае нарушения дисциплины цен имеют право принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании штрафов и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации  в соответствии со статьями 146 и 224 КФ об административных правонарушениях  могут накладывать штраф на руководителей  предприятий, нарушивших дисциплину цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Регулирование цен и тарифов  находится в ведении Правительства  РФ, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития России, Росздравнадзора, Минфина России, Минсельхоза, Министерства промышленности и торговли, Федеральной  антимонопольной службы, Федеральной  службы по тарифам, Федеральной энергетической комиссии, Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития, общественных организаций защиты прав потребителей, подразделений этих всех структур в  регионах и т.д. Т.е. задействована  целая армия чиновников. Но как  это всегда бывает - у семи нянек  дитя без глаза: чиновники сами по себе, а цены и тарифы сами по себе, находясь, по сути, в свободном плавании.

В государстве до сих пор  не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и  реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Особенно ярко это проявляется в сфере естественных монополий. Нет в этой очень важной сфере, влияющей на развитие экономики в целом, единого закона, который бы определял правовую базу тарифного регулирования. Энерготарифы, например, регулируются федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тарифы ОАО «РЖД» - федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О естественных монополиях», тарифы ЖКХ – федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги.

Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования  со стороны государства. Цены - это  одна из критических точек экономической  и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Цена - это сильнейшая экономическая категория. В нормально функционирующей экономике она активно участвует в решении многих экономических, социальных, политических задач. Роль цены, ее место в экономике проявляется через ряд функций. Таких как измерительная функция. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Учетная функция -  как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Регулирующая функция - как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Стимулирующая функция – как стимул к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Перераспределительная функция – как инструмент перераспределение доходов. Другими словами, перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены должно осуществляться через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Что касается сельского хозяйства, то сегодня через диспаритет цен на промышленную продукцию, энергоносители и сельскохозяйственную продукцию из аграрного сектора экономики выкачиваются миллиарды рублей крестьянских денег.

При государственном участии  в выполнении перераспределительной  функции розничная цена несет  весомую социальную нагрузку: через  систему розничных цен можно  создать благоприятные условия  для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием  детей, лечением, способствовать повышению  жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего, социально незащищенных) групп населения.

Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые  разные формы государственного регулирования  цен. Среди них:

- замораживание цен;

- установление фиксированных  цен и тарифов;

- установление предельного  уровня цен;

- установление предельного  уровня рентабельности;

- установление предельного  уровня торговых надбавок;

- декларирование цен;

- установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции  и т.д.

С формальной точки зрения все это как бы присутствует и  в практике наших ведомств, но скорее только на бумаге. На самом деле роль многочисленных «регулирующих» контор главным образом сводится всего  лишь к мониторингу цен и тарифов, зачастую являясь ширмой, прикрывающей беспредел «рынка».

От регулирующих ведомств нельзя добиться какой бы то ни было экономической, тем более - научной обоснованности «регулируемых» государством цен. И это несмотря на то, что еще в 2006 году Счетная палата России разработала методику обоснованности тарифов естественных монополий. Методика предусматривает в частности определенные требования к установлению тарифов естественных монополий, включая требования по определению заработной платы руководителей, численного состава монополий и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. /Под ред. О.Г. Абакумовой. М.: Приор-Издат, 2007. – 192 с.
  2. Багаряков А.В. Отсидеться в «тихой гавани», как обещало правительство, не удалось. Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от 16.11.2010 г.
  3. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. Учебник. М.: изд-во Юрайт-Издат, 2009. – 278 с.
  4. Деева А.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.И. Деневой. М.: - изд-во КноРус, 2010 г. – 286 с.
  5. Кодекс об административных правонарушениях. Информационно-правовая система «Гарант», 2010 г.
  6. Кто рулит ценами? (Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Государственной Думы академика РАСХН В.И.Кашина на круглом столе по теме «Законодательное обеспечение государственного регулирования ценообразования на товары и услуги") Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от 16.11.2010 г.
  7. Лев. М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Учебное пособие для вузов. /Под ред. М.Ю. Лев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 602 с.
  8. Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». – 2007. – 615 с.
  9. Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Вопросы экономики. – 2010. - № 9. С. 35-37.
  10. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. – М.:

 КНОРУС, 2007. – 304 с.

  1. Ценовая политика - в интересах населения, а не в интересах олигархов!

 // Круглый стол КПРФ В Госдуме. Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от

 16.11.2010 г.

  1. Ценообразование на финансовом рынке / Под ред. проф. В.Е. Есиповой.

 Спб, 2008. – 311 с.

  1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов /Под ред. И.К.

 Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2011. – 304 с.

  1. Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. – М.:

 ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. –  240 с.

  1. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в

 конспективном изложении:  Учебно-методическое пособие. –  М.:

 Финансы и статистика, 2009. – 274 с.

  1. Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее

 образование, 2007. – 375 с.

  1. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону:

 Феникс, 2007. 0 402 с.

  1. Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Конспект лекций. – Ростов-на-

 Дону: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 298 с.

  1. Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону:

 Феникс, 2008. – 277 с.

  1. Шевчук Д.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. –

 Ростов-на-Дону: Феникс, - 391 с.

1 Деева А.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.И. Деевой. М.: - изд-во КноРус, 2010. – с. 187.

2Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. – М.: КНОРУС, 2007. – с. 211.

3 Ценообразование на финансовом рынке /Под ред. проф. В.Е. Есиповой. Спб, 2008. – с. 103.

4 Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. – с. 179

5 Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. /Под ред. О.Г. Абакумовой. М.: Приор-Издат, 2007. – с. 45.

6 Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 209

Информация о работе Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования