Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение цены и ценовой политики государства;
- изучить цели, значение и методы регулирования цен;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….......
1 Понятие цены и ценовой политики государства……………………………
2 Цели, значение и методы государственного регулирования цен…………
2.1 Цели и значение государственного регулирования цен………………
2.2 Методы государственного регулирования цен………………………..
3 Система регулирования цен…………………………………………………
3.1 Система регулирования цен в Российской Федерации………………..
3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов
в Российской Федерации…………………………………………………
3.3 Органы ценообразования и контроля, их функции…………………...
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен, проблемы, перспективы развития.docx

— 66.70 Кб (Скачать)

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией.

Перекачка, перевалка и  налив нефти.

Продукция оборонного назначения.

Драгоценные металлы и  сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни.

Протезно-ортопедические изделия.

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты па железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).

Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям  с судов, плавающих под иностранными флагами.

Услуги ледокольного флота.

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.

Обслуживание воздушных  судов, пассажиров и грузов в аэропортах.

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи  по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Ко второй группе относятся  продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Газ природный, реализуемый  населению и жилищно-строительным кооперативам.

Газ сжиженный, реализуемый  населению для бытовых нужд (кроме  газа для заправки автотранспортных средств).

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Топливо твердое, топливо  печное бытовое и керосин, реализуемые населению.

Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Оплата населением жилья  и коммунальных услуг.

Ритуальные услуги.

Услуги систем водоснабжения  и канализации.

Торговые надбавки к ценам  на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Услуги почтовой и электрической  связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Социальные услуги, предоставляемые  населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя, или цепе закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.

Согласно Федеральному закону РФ от 12.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного, самоуправления в РФ», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.

 

3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов

в Российской Федерации

 

Особое внимание государство  уделяет регулированию деятельности предприятий-монополистов, в т.ч. и ценовому. Важность этой проблемы состоит в том, что монополизм мешает нормальному развитию экономики. Б рыночной среде конкуренция служит основным регулирующим механизмом, именно она подчиняет производителей и поставщиков диктату покупателей и потребителей. При конкуренции желания покупателей и продавцов о предложении и спросе определяют рыночные цены, а индивидуальные производители и поставщики лишь приспосабливаются к желаниям потребителей. Рост монополий меняет это положение. Вообще монополией можно назвать ситуацию, когда число продавцов становится столь малым, что каждый из них уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения и на цену продаваемого товара, продукции, услуги. В результате продавцы (производители) воздействуют на рынок и манипулируют ценами к собственной выгоде в ущерб обществу. Так как монополисты могут ограничивать объем предложения, то и в состоянии диктовать цены на свою продукцию, товары, услуги, которые превышают конкурентные цены, а монополисты получают длительную устойчивую высокую прибыль. Естественно, такая ситуация противоречит интересам потребителей, а также способствует тому, что ресурсы, количество которых ограничено, распределяются в интересах монополистических продавцов (производителей), а не в целях удовлетворения потребностей общества. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство и создан действенный механизм контроля за деятельностью монополистов.

В 1995 и в 1998 году, согласно федеральным законам от 25.05.95 г.         № 83-ФЗ и от 6.05.98 г. вносятся изменения и дополнения в Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкретизирующие и уточняющие понятия и общие положения в соответствии с изменившейся экономической ситуацией.

Доминирующим безусловно (т.е. монопольным) признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, при доле рынка от 35-65% антимонопольный орган должен доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а при доле менее 35% положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим.

Законом запрещены монополистические  действия, которые препятствуют свободной  конкуренции или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов:

- изъятие товаров из обращения, которое может привести к дефициту или повышению цен;

- навязывание контрагентам невыгодных или дискриминирующих условий договоров;                                                                                                                                                                                                         

- создание препятствий для доступа (выхода) на рынок;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- установление монопольно высоких или низких цен. Монопольно высокая  - цена товара, устанавливаемая предприятием-монополистом с целью компенсации необоснованных затрат или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара11. Монопольно низкая - цена приобретаемого товара, устанавливаемая монополистом (покупателем) в целях получения дополнительной прибыли (компенсации необоснованных затрат) за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая монополистом-продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи с целью ограничения конкуренции или вытеснения с рынка других продавцов12;

- сокращение или прекращение производства товаров, пользующихся спросом при наличии возможностей их безубыточного производства.

Законом запрещены согласованные  действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, если они имеют (или могут иметь) в совокупности долго рынка данного товара более 35%:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

- раздел рынка но любому признаку (территориальному, объему закупок или продаж, ассортименту, кругу продавцов или покупателей);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;

- отказ от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.

Кроме того, запрещено создание любых объединений предприятий, которые могут препятствовать свободной конкуренции. Не допускаются соглашения и действия органов исполнительной государственной власти (федеральных, региональных, местных), ограничивающие конкуренцию.

Методами регулирования  деятельности субъектов естественных монополий являются:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования  применяются к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа  его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса па них13.

При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи;

- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, и амортизационные отчисления;

- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

 

3.3 Органы ценообразования  и контроля, их функции

 

В Российской Федерации основы ценовой политики находятся в введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального закона нет, поэтому важнейшие направления государственной цеповой политики регулируются такими законодательными и правовыми нормативными актами, как федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Система органов ценообразования представлена на рис. 1.

Согласно действующей  практики, главным органом ценообразования является Правительство РФ и Федеральные органы исполнительной власти - Министерство экономики и входящий в его состав департамент цен.

Функциями Правительства  РФ являются:

- утверждение перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат регулированию;

- установление порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;

- установление порядка государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии РФ;

 







 



 

Рис. 1 – Органы ценообразования  Российской Федерации

 

- осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов).

Правительству РФ также дано право пересматривать перечни продукции, товаров, услуг, цены (тарифы), которые  подлежат регулированию на внутреннем рынке страны, и изменять порядок регулирования в случае необходимости.

На департамент цен  в составе Министерства экономики  возложены следующие функции:

- формирование предложений по вопросам проведения единой государственной ценовой политики и их реализация;

- разработка порядка регулирования цен (тарифов);

- разработка методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику ценового регулирования на всей территории Российской Федерации;

- систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народно-хозяйственного комплекса и подготовка предложений по совершенствованию как механизма ценообразования, так и государственной политики цен;

- осуществление государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен;                                                                                                                                                    

- координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.

На органы контроля цен  субъектов Российской Федерации  возложены функции регулирования  цен (тарифов) на то товары, продукцию  и услуги, которые в соответствии с законодательными нормативными актами находятся в их компетенции (локальные естественные монополии).

Проведение государственной  политики по содействию развития товарных рынков, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, кроме отраслей, отнесенных к естественной монополии, осуществляется Министерством по антимонопольной политике, создающим подчиненные ему территориальные органы для исполнения своих функций. Основными задачами антимонопольных органов являются:

Информация о работе Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования