Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение цены и ценовой политики государства;
- изучить цели, значение и методы регулирования цен;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….......
1 Понятие цены и ценовой политики государства……………………………
2 Цели, значение и методы государственного регулирования цен…………
2.1 Цели и значение государственного регулирования цен………………
2.2 Методы государственного регулирования цен………………………..
3 Система регулирования цен…………………………………………………
3.1 Система регулирования цен в Российской Федерации………………..
3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов
в Российской Федерации…………………………………………………
3.3 Органы ценообразования и контроля, их функции…………………...
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен, проблемы, перспективы развития.docx

— 66.70 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине  экономическая теория

на тему: Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности «Экономика и управление

на предприятии (городское  хозяйство)»

 

___ курса,  ____ группы       _____________           ______________________

                                                     (подпись)                                                                  (ФИО)

 

 

Руководитель работы

Доцент кафедры экономики      __________________          Н.А. Баранник

                                                            (подпись)                                                    

 

 

 

 

 

Оренбург

2011

Оглавление 

 

 

Введение…………………………………………………………………….......

3

1 Понятие цены и ценовой  политики государства…………………………… 

5

2 Цели, значение и методы  государственного регулирования  цен…………

9

   2.1 Цели и значение государственного регулирования цен………………

9

   2.2 Методы государственного регулирования цен………………………..

12

3 Система регулирования  цен…………………………………………………

16

   3.1 Система регулирования цен в Российской Федерации………………..

16

   3.2 Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов

         в Российской Федерации…………………………………………………

 

18

   3.3 Органы ценообразования и контроля, их функции…………………...

22

Заключение………………………………………………………………………

27

Библиографический список……………………………………………………

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. В современных условиях все развитые страны осуществляют регулирование  национальной экономики с различной  степенью государственного вмешательства. Россия стоит в этом ряду особняком, придерживаясь либеральной модели развития, уповая на то, что рынок  все отрегулирует. Однако, вне зависимости  от господствующих экономических доктрин, никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Набравший силу в нашей стране класс предпринимателей рассматривает государственное  вмешательство в экономические  процессы как помеху в своей деятельности. Идеи экономического либерализма исповедуются и значительным числом руководящих  кадров верхнего эшелона власти России. Но уместно напомнить, что не все  сферы подвластны рыночному регулированию. Взять хотя бы общественные товары, т.е. товары и услуги, которые потребляются коллективно, например, национальная оборона, образование, транспорт, здравоохранение  и т.д. Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, которое справедливо  с точки зрения законов рынка, как видим, приводит к неравенству  доходов, расслоению общества, социальной незащищенности.

Наиболее остро в нашей стране стоит проблема государственного регулирования  потребительских цен и тарифов, а вернее фактическое отсутствие такового, хотя в соответствии со статьей 71 Конституции РФ именно в ведении  государства находятся основы ценообразования. С формальной стороны все выглядит вполне благополучно. В Российской Федерации действует порядка 20 федеральных  законов и 100 актов органов исполнительной власти, прямо определяющих порядок  регулирования цен и тарифов. Кроме Конституции к основным регулирующим документам относятся  федеральный конституционный закон  «О правительстве Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», «О естественных монополиях», целый ряд Указов Президента и Постановлений правительства РФ, других подзаконных актов. 

Актуальность темы состоит в  том, что ценообразование в нашей  стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика  в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа  по либерализации цен в связи  с переходом к рыночной экономике  еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают экономику  наступивший мировой финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование  еще не до конца сформировано, и  все применяемые меры и инструменты  по регулированию цен в большинстве  случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты  пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.

Для успешного осуществления всех целей государственной ценовой политики необходимо грамотно оперировать опытом прошлых лет и прецедентных случаев, а также разрабатывать инновационные пути решения всевозможных экономических проблем.

Целью данной работы является краткое  исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение цены и ценовой политики государства;

- изучить цели, значение и методы  регулирования цен;

- исследовать систему регулирования  цен в Российской Федерации.

Объект исследования – государственное  регулирование цен.

Предмет исследования – государственная  система регулирования цен.

1 Понятие цены и ценовой  политики государства

 

Цена – важнейшая экономическая  категория1. Понять и объяснить ее сущность и закономерности функционирования люди пытались с момента появления денег и экономики2. Существует несколько концепций теории цены:

1. Трудовая теория стоимости.  Смысл ее в том, что основой  цены является стоимость, созданная  трудом. Основоположниками этой  теории были представители классической  концепции экономической теории. Вильям Петти (1623-1687гг.) считал  естественной ценой товара количество  металлических денег, получаемых  в среднем за него. А это  количество, в свою очередь, зависит  от соотношения затрат труда  на производство этого товара  с затратами труда на производство  единицы денег. Адам Смит развил  эту теорию. Он разграничил меновую  и потребительную стоимость и  показал, что стоимость непременно  должна выражаться в количественном  отношении обмена товаров, а  при развитии рыночных отношений  – в деньгах. Адам Смит первым  представил цену как денежное  выражение стоимости. Этот экономист  также создал теорию факторов  производства. Она показывает, стоимость  обусловлена функционированием  трех факторов: труда, капитала  и земли. Естественная цена  определяется затратами труда  для их добычи. Современные экономисты  добавляют к этим факторам  еще два: предпринимательскую  способность (способность управлять  тремя основными факторами) и  информацию, как систему знаний  и сведений. Давид Рикардо разложил  цену на отдельные элементы. Он  создал и обосновал структуру  цены товара, элементами которой  считал стоимость орудий, инструментов  и знаний, а также стоимость,  присоединенную к старой. Карл  Маркс довел теорию трудовой  стоимости до завершения. Он разделил  труд на конкретный и абстрактный.  Конкретный труд создает определенную  потребительную стоимость товара. Абстрактный труд – это те  силы, физическая и умственная  энергия, которую затрачивает  человек в процессе труда. Он  создает стоимость товара.

2. Теория предельной полезности. Она появилась в 70-х гг. XX века. Ее смысл в том, что основой  цены является полезность, степень  которой каждый участник определяет, исходя из собственных субъективных  представлений. Наиболее видные  представители этой теории –  австрийские экономисты К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

3. Теория спроса и предложения,  разработанная известным английским  экономистом Альфредом Маршаллом,  гласит, в отличие от других  теорий, что не стоимость является  основой цены, а взаимодействие  спроса и предложения.  
Позже появились концепции Джона Кейнса и Милтона Фридмена (кейнсианская и монетаристская), а также новаторские концепции ценообразования.

Цена постоянно усложняется  как экономическая категория, и  сегодня можно говорить, что ее можно рассматривать как результат  взаимодействия всех ценообразующих факторов: спроса, предложения, потребительского выбора, факторов производства и других.

Цена имеет специфические функции, которые отражают ее сущность. Можно  выделить следующие функции цены: учетно-измерительная (служит для определения  эффективности производства и величины издержек), функция сбалансирования  спроса и предложения (осуществляет связь между производством и  потреблением, предложением и спросом), распределительная функция (позволяет  перераспределить национальный доход), стимулирующая, социальная функция.

В реальности все функции цены взаимосвязаны  и четко разграничить их довольно сложно. Например, распределительная  функция может оказаться стимулирующей; все функции, так или иначе, отображаются учетно-измерительной функцией и т.д.

Цена состоит из отдельных элементов. Причем если они выражены в абсолютных единицах, то показывают состав цены, а  если элементы выражены в процентах, то они показывают структуру цены. Итак, цена включает в себя: себестоимость, прибыль предприятия, акциз по подакцизным  товарам, налог на добавленную стоимость (НДС), снабженческо-сбытовая надбавка, торговая надбавка.

Все вышесказанное доказывает важность цены как экономической категории  и инструмента регулирования  экономики государства.  
Осуществление контроля уровня цен и его регулирование входит в задачи государственной ценовой политики.

Ценовая политика государства – это практические действия органов государственной власти, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, а также осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен3.  
Основными целями государственной ценовой политики являются: борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность. Они являются необходимыми условиями нормального воспроизводства и развития общества в целом.

Вмешательство государства в ценообразование  может быть прямым и косвенным. Среди  прямых методов регулирования уровня цен можно выделить: общее замораживание  цен, установление фиксированных цен  и тарифов, установление предельных цен или коэффициента предела  возможного изменения цены за определенный период времени, установление предельного  уровня рентабельности, декларирование цен, а также установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство  в лице органов управления непосредственно  воздействует на структуру и уровень  цен. Косвенные методы государственного регулирования цен исходят из того, что государство воздействует не на порядок установления цен, а  на поведение субъектов, участвующих  в процессе ценообразования. Выделяют следующие косвенные методы регулирования  уровня цен: система запретов, регулирование  кредитно-денежной политики, регулирование фискальной политики, а также регулирование цен через социальную и внешнеэкономическую политику.

Ценообразование в нашей стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа по либерализации  цен в связи с переходом  к рыночной экономике еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают  экономику наступивший мировой  финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование  еще не до конца сформировано, и  все применяемые меры и инструменты  по регулированию цен в большинстве  случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты  пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.

Исходя из всего вышесказанного, для успешного осуществления  всех целей государственной ценовой политики необходимо грамотно оперировать опытом прошлых лет и прецедентных случаев, а также разрабатывать инновационные пути решения всевозможных экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Цели, значение и методы государственного регулирования цен

2.1 Цели и значение  государственного регулирования  цен 

 

Экономика страны тесно связана  с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать понимание долговременных и текущих задач государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Регулирование экономики  представляет собой целенаправленные действия, обеспечивающие поддержание или изменение экономических процессов, явлений и их связей. Оно может осуществляться в различных формах:

Информация о работе Государственное регулирование цен: проблемы и перспективы совершенствования