Государственная собственность и ее роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Задачи моей работы можно сформулировать в соответствие с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данное общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путём обработки данных практики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Сущность и формы собственности
1.1. Понятие и виды собственности…………………………………5-9
1.2. Содержание и формы государственной собственности в рыночной экономике…………………………………………………………………….9-12
Глава 2. Роль и значение государственной собственности в России
2.1.Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике………………………………………………….13-18
2.2. Перспективные направления развития института государственной собственности в России…………………………………………………….18-22
Заключение………………………………………………………………23-24
Список использованной литературы и источников……………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по эк теории.docx

— 68.54 Кб (Скачать)

    Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам.

 

2.2. Перспективные  направления развития института  государственной собственности  в России.

Для того чтобы  обеспечить выполнение всего блока  функций по поддержке социальной сферы общества, устранению провалов рынка государство должно обладать собственной экономической дееспособностью. Государство само должно стать активным собственником, участвующим в рыночных отношениях на основе заключаемых договоров  купли-продажи, контрактов, госзаказов и т.д., и тем самым воздействовать на рынок, на его цены, соотношение  спроса и предложения, использование  ресурсов и т.д.

Поэтому в  современной экономике России, так  же как в ряде других стран, наряду с законодательными и экономическими инструментами, существенную роль в решении задач формирования конкурентной среды призвана сыграть предпринимательская деятельность государства.

С не институциональной  точки зрения госпредпринимательство представляет собой совокупность устойчивых отношений между хозяйствующими объектами – государством, фирмами  и домохозяйствами; закрепленную существующими  нормами, правилами.

Формальными нормами здесь выступают госзаказы, контракты, концессии, арендные отношения; к неформальным нормам, прежде всего, следует отнести уровень доверия  хозяйствующих субъектов государству  и власти, а также хозяйствующих  субъектов друг к другу.

Например, в  мировой практике очень развита  практика заключения договоров с  частным сектором о предоставлении услуг в области социальной инфраструктуры.

Госпредпринимательство  в сфере социальных общественных благ представлено развитием следующих  институтов:

1.Коммерциализация  образования. В настоящее время  образовательные услуги бывают  платные и бюджетные (бесплатные). Тенденция к увеличению платных образовательных услуг с каждым годом нарастает. В настоящее время разработана концепция Минобразования РФ, предусматривающая введение института государственного возвратного субсидирования граждан на образовательные цели. Субсидии предоставляются при условии заключения договора, предусматривающего трудоустройство обучаемого и условия погашения долга государству.

2.Хозрасчет  в сфере здравоохранения. По  этому поводу нарастает массовое  недовольство населения, поскольку  количество платных услуг с  каждым годом возрастает, а их  качество остается на прежнем  уровне, если не становится хуже. Идея коммерциализации медицинского  обслуживания в целом соответствует рыночной действительности, она имеет ряд плюсов: во-первых, должен развиваться институт самофинансирования медицинских учреждений, и этот повысит качество и коммерческих, и бесплатных услуг; во-вторых, сотрудники бюджетной сферы, оказывающие коммерческие услуги, через систему участия должны получить прибавку к заработной плате; в-третьих, такая система может обеспечить облегчённый доступ обеспеченным слоям населения к медицинским услугам, при этом, не ущемляя прав малоимущих. Однако все эти «плюсы» теряются в условиях неопределенности в законодательстве о хозрасчете в здравоохранении. Нет никакой системы участия сотрудников в прибылях бюджетных медицинских учреждений, частично переведенных на хозрасчет. Кроме того, формально бесплатные услуги оказываются такого низкого качества, что сама собой развивается система взяточничества в среде медработников, как способ получить больным сколько-нибудь приемлемую медицинскую помощь. Поэтому зачастую за врачебным советом лучше обратиться сразу в частную клинику.

3.Расширение  сферы использования рыночных  механизмов при предоставлении  других видов социальных общественных  благ. В ряде стран определенные  категории населения получают  не государственное жильё, а  гранты или субсидии для приобретения  жилья, которые можно использовать  при наличии собственных средств  для покупки более качественного  жилья. В России подобным примером может служить Программа президента о выплатах молодым семьям пособий на улучшение жилищных условий. Кроме того, в форме ваучеров и сертификатов предоставляется оплата продовольственной помощи населению, услуг дошкольного образования, городского транспорта и т.д.

В рыночных условиях возникают интересные формы  взаимодействия государственных и  частных структур. Например, возникновение  «фирм-инкубаторов». Это преимущественно  государственная фирма, которая  предоставляет кредит начинающему  предпринимателю, а также основной и оборотный капитал в аренду, информацию и т.д. Если новая фирма «прогорает», то головная фирма несет убытки, а если первая «встает на ноги», то вторая получает свои дивиденды в полном размере. Одним из типов подобных «фирм-инкубаторов» являются фирмы, учредителями которых являются государственные или общественные организации, нацеленные на создание новых рабочих мест, качественной продукции, услуг, электроники и информатики.

Особого внимания заслуживает вопрос о развитии венчурного предпринимательства в России, как  одной из форм государственного предпринимательства. Венчурное предпринимательство  связано с вложением капитала в рисковое предприятие в обмен  на получение доли собственности  в фирме. Финансовый риск венчурного инвестора оправдывается получением высокой прибыли (не менее 50% годовых).

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимоотношениях государства и частного сектора в сфере естественных монополий  в России. В. Варнавский справедливо отмечает, что существует проблема финансирования естественных монополий не только в России, но и в ряде других стран. Решить эту проблему можно, привлекая иностранный капитал в эти отрасли. Это также сопряжено с рядом проблем, которые приводят к риску возрастания рисков функционирования естественных монополий – возможность потери контроля государства за этими отраслями, а также при разукрупнении крупных естественных монополий с проникновением в них частного капитала возможно возрастание совокупных трансакционных издержек их функционирования. Однако, при  катастрофической проблеме финансирования задача привлечения частного капитала в отрасли естественных монополий становится достаточно важной. В. Варнавский предлагает в рамках реализации этой задачи в первую очередь решить вопрос о собственности на землю, на которой находятся объекты естественных монополий. Согласно ст. 71 Конституции РФ: земельные участки, занятые объектами естественных монополий, закрепляются в федеральной собственности. Это разрушает стимулы частников к инвестированию в указанные объекты, поскольку не существует законодательного регулирования условий, на которых частный капитал пойдет в эти объекты. В связи с этим Варнавский В. предлагает разграничить понятия «собственник» и «оператор» объектов естественных монополий, пересмотреть регламент доступа тарифного регулирования на услуги, оказываемые частными компаниями-операторами, уделить внимание принципам конкурсности и недискриминационности.

Таким образом, для создания условий развития финансовых и денежно-кредитных факторов повышения эффективности взаимодействия государственного и частного секторов Правительство РФ должно осуществить определенный комплекс мер. Рынок в России самостоятельно не поддерживает эффективность общественного производства на должном уровне. Поэтому в такой ситуации необходимо вмешательство государства. Государство должно умело использовать имеющиеся в его распоряжении макроэкономические факторы повышения эффективности общественного производства, чтобы достигнуть желаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственная (общественная) собственность — это отношения собственности, при которых различные субъекты совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника.

Безусловно, важную роль в современной  экономики любой страны играет государственный  сектор. В его состав включаются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные, государственные  учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находится в государственной  собственности, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находится в собственности  хозяйственных обществ, относящихся к госсектору экономики.

Основные функции, которые выполняет  госсобственность в экономике:

    • вследствие того, что в собственности государства преимущественно находятся объекты, имеющие общенациональное значение, то госсобственность даёт предпосылку для непрерывного воспроизводства всего общественного капитала;
    • выступает особым объектом, позволяющим государству стать полноправным участником рыночных отношений внутри страны, действовать на межгосударственном уровне в качестве крупного собственника;
    • является главной базой производства общественных благ;
    • выступает в качестве «амортизатора» во время неблагоприятной рыночной конъюнктуры;
    • существует в тех отраслях, которые по каким-либо причинам невыгодны для вложения частного капитала, таким образом, закрываются «дыры» в отраслевой структуре экономики;
    • только сохранение госсобственности на крупнейшие промышленные предприятия может позволить избежать возникновения массовой безработицы;
    • чаще всего именно на базе госсобственности внедряются новые технологии, производятся принципиально новые продукты;
    • в рамках госсобственности функционируют капиталоёмкие отрасли, требующие огромных затрат, осуществить которые частный сектор не в состоянии;
    • она дает возможность конструктивного решения задач обобществления производства и присвоения;
    • осуществляет социализированный способ присвоения, который позволит снять остроту противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью;
    • дает возможности легализации отечественной экономики и естественной монополизации институционального рынка при полной ликвидации рынка административного.

    Таким образом,  государственная собственность,  безусловно, играет очень важную  роль в современной экономике,  поскольку одновременно выступает  в роли социального гаранта,  а также содержит элементы  индивидуализации, позволяющие ей  стать одним из источников  пополнения государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников.

  1. Баранова И. В. Проблемы реализации прав государства по эффективному управлению государственной собственностью //Московская Финансовая Школа  2007г., № 2, c.12.
  2. В. Корняков. Государственно-корпоративное направление развитой экономики // Экономист – 2010 - №5 – 74 с.
  3. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. - М., 2008. - 267 с.
  4. Хубиев К. Госсобственность и условия её эффективности.// Экономист -  2008. -№1.
  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июня 1999 г.)
  6. Гражданский кодекс РФ – 2009.
  7. Ковальчук А. Хроника российской приватизации // Отечественные записки. 2009. №1.
  8. Федорович В.О., Федорович Т.В. Государственная собственность: управление структурными изменениями и капитализация крупных корпоративных образований // ЭКО 2009, №7, С. 28-33
  9. www.gossob.ru
  10. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе…//Вопросы философии №12,2008.

 

 

 

 

 

 

 

    Распределение учтенных в территориальном разделе Статрегистра

организаций по формам собственности  на 1 апреля 2011 года

 

единиц

 

Общее

количество

из них по формам собственности

государственная

и муниципальная

частная

смешанная

российская

всего

в % к 

общему

 количеству предприятий

всего

в % к 

общему 

количеству предприятий

всего

в % к

 общему 

количеству предприятий

Всего

6733

1372

20,4

4715

70,0

48

0,7

из них по видам экономической  деятельности: сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

 

 

 

 

 

783

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

4,3

 

 

 

 

 

741

 

 

 

 

 

94,6

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

0,8

рыболовство, рыбоводство  и предоставление услуг в этих областях

 

 

 

18

 

 

 

2

 

 

 

11,1

 

 

 

16

 

 

 

88,9

 

 

 

-

 

 

 

-

добыча полезных ископаемых

 

60

 

1

 

1,7

 

56

 

93,3

 

-

 

-

обрабатывающие производства

 

583

 

18

 

3,1

 

551

 

94,5

 

5

 

0,9

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

 

 

 

63

 

 

 

21

 

 

 

33,3

 

 

 

38

 

 

 

60,3

 

 

 

3

 

 

 

4,8

строительство

568

17

3,0

544

95,8

1

0,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

 

 

 

 

 

 

 

1554

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

 

 

1499

 

 

 

 

 

 

 

96,5

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

0,2

гостиницы и 

рестораны

 

197

 

3

 

1,5

 

192

 

97,5

 

1

 

0,5

транспорт и связь

244

34

13,9

205

84,0

2

0,8

финансовая 

деятельность

 

109

 

18

 

16,5

 

72

 

66,1

 

12

 

11,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

 

 

 

702

 

 

 

107

 

 

 

15,2

 

 

 

575

 

 

 

81,9

 

 

 

7

 

 

 

1,0

государственное управление и обеспечение 

военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

 

 

 

 

 

 

444

 

 

 

 

 

 

436

 

 

 

 

 

 

98,2

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

1,4

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

образование

477

402

84,3

69

14,5

1

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

 

 

208

 

 

140

 

 

67,3

 

 

50

 

 

24,0

 

 

-

 

 

-

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

 

 

 

 

719

 

 

 

 

116

 

 

 

 

16,1

 

 

 

 

97

 

 

 

 

13,5

 

 

 

 

7

 

 

 

 

1,0

из них:

деятельность общественных объединений

 

 

 

517

 

 

 

1

 

 

 

0,2

 

 

 

20

 

 

 

3,9

 

 

 

3

 

 

 

0,6

деятельность по организации  отдыха и развлечений, культуры и  спорта

 

 

 

152

 

 

 

106

 

 

 

69,7

 

 

 

39

 

 

 

25,7

 

 

 

2

 

 

 

1,3

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономике