Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Актуальность темы работы связана с тем, что для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Задачи моей работы можно сформулировать в соответствие с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данное общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путём обработки данных практики.
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Сущность и формы собственности
1.1. Понятие и виды собственности…………………………………5-9
1.2. Содержание и формы государственной собственности в рыночной экономике…………………………………………………………………….9-12
Глава 2. Роль и значение государственной собственности в России
2.1.Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике………………………………………………….13-18
2.2. Перспективные направления развития института государственной собственности в России…………………………………………………….18-22
Заключение………………………………………………………………23-24
Список использованной литературы и источников……………………….25
- четвертая группа – это объекты социальной сферы, без которых невозможно функционирование современного социального государства;
- пятая группа – собственность государства на неимущественные права, такие как транспортные коридоры, контролируемое космическое пространство, эфирные частоты, основные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры и т.п. По мнению К. Хубиева, неимущественные права государства не стали еще предметом исследования в экономической теории.3
Каким же образом можно определить содержание государственной собственности? В научной литературе её чаще всего трактуют через принадлежность имущества государству, однако, подобный подход предельно узок.
Если исходить из определения собственности как совокупности социально-экономических отношений, соответствующих различным способам присвоения, то государственная собственность означает уровень присвоения, обеспечивающий общенациональные интересы. Здесь государство рассматривается как демократический субъект, реализующий общественные интересы, причём на такую роль не может претендовать государство, удовлетворяющее потребности только отдельной группы лиц – «сильных мира сего». Поэтому государственная собственность должна иметь, прежде ________________________
3 Хубиев К. Госсобственность и условия её эффективности.// Экономист. – 2008. -№1.
всего, социальное содержание, выступать общественной собственностью.
Неотъемлемым
элементом отношений
Таким образом, госимущество должно работать на удовлетворение социальных нужд граждан. Но, в условиях развития рыночных отношений, очень часто встречаются примеры создания коммерческих структур с использованием госимущества. Например, хозрасчётное медицинское обслуживание, коммерциализация образования и т.п. Это противоречит идее об исключительно социальном содержании госсобственности, т.к. подобными коммерческими услугами в состоянии воспользоваться лишь отдельные социальные группы.
Но если подумать, чем же обусловлено появление подобных коммерческих институтов? Скорее всего, это объясняется стремлением государства встать на «новые рельсы» и выступать равноправным участником рыночных отношений. Так как доля госсектора неуклонно сокращается, как в нашей стране, так и в ряде других стран, а необходимость в выполнении государством всего блока социальных функций сохраняется, то применение на принадлежащих ему имущественных объектах системы хозрасчёта – это способ их прибыльного использования в целях пополнения госбюджета.
По мнению Хубиева К., государство должно исключить коммерциализацию своей инфраструктуры, создавая вместе с тем условия для развития инфраструктуры услуг и на основе предпринимательства необходимо расширять программы приватизации госсобственности.
Другие специалисты считают, что нет необходимости в дальнейшей глубокой приватизации госсобственности в нашей стране, лучше заняться поиском путей её эффективного использования. При этом, не считая, что возникновение коммерческих институтов на базе госсобственности ущемляет интересы общества. Конечно же эти институты удовлетворяют индивидуальные потребности, а не коллективные, но остается и та часть госсобственности, которая реализует и последние. Причем, доходы от хозрасчёта позволяют увеличить объём расходов на развитие институтов, обеспечивающих производство общественных благ.
Таким образом, мы видим в госсобственности не только социальное содержание. Государство должно выполнять свои социальные функции при этом, активно вступая во взаимодействие с частными структурами, сдавая своё имущество в аренду частникам, вступая в трастовые отношения, используя госимущество в коммерческих целях. Поскольку это не только не противоречит нормальным рыночным законам, но и является вполне оправданной и даже желательной системой мерой.
Глава 2. Роль и значение государственной собственности в России.
2.1.Проблемы преобразования
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.
Экономическая
система, основанная на общественной собственности,
позволяла концентрировать
Возрождение различных
форм частной собственности путем
разгосударствления предприятий началось
с конца 80-х годов. Приватизация была
направлена на повышение эффективности
хозяйственной деятельности через
развитие рынка и формирование слоя
частных собственников-
В России приватизация
началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой
доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме
выкупа арендованного имущества и охватывала
в основном сферу социальной инфраструктуры:
торговля, бытовое обслуживание, общественное
питание, гостиничное хозяйство и т. д. Второй этап – ваучерная приватизация.
Его основным содержанием стало преобразование
государственных предприятий в акционерные
общества открытого типа и продажа, как
правило, малых предприятий по конкурсу
и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов
акций и выкупаемого имущества оплачивалось
приватизационными чеками. Одной из задач
этого этапа было формирование класса
собственников, который по уровню
доходов превратился бы в зажиточный «средний
класс». По официальным данным за период
ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было
разгосударствлено 70% промышленных предприятий.
Доля государственной собственности в
общем объеме стоимости имущества составила
35%.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Результаты приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%, общей стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний день контрольный пакет акций остался у государства в 4,1% предприятий.3
К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.
В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.
Уже давно
стало известным, что бюрократическая
государственная собственность
является основным камнем преткновения
на пути к радикальным экономическим
реформам. При этом, как правило,
совершаются две крупные
В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.
Между тем,
развитие государственной собственности
возможно и в направлении
В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.
Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.
Предприятия
остаются государственными. В большинстве
случаев это происходит через
коммерциализацию деятельности государства.
Разгосударствление собственности
— это процесс перевода государственной
собственности в иные формы, в
том числе и частные. Перевод
государственной собственности
в частную собственность
возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономике