Государственная собственность и ее роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Задачи моей работы можно сформулировать в соответствие с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данное общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путём обработки данных практики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Сущность и формы собственности
1.1. Понятие и виды собственности…………………………………5-9
1.2. Содержание и формы государственной собственности в рыночной экономике…………………………………………………………………….9-12
Глава 2. Роль и значение государственной собственности в России
2.1.Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике………………………………………………….13-18
2.2. Перспективные направления развития института государственной собственности в России…………………………………………………….18-22
Заключение………………………………………………………………23-24
Список использованной литературы и источников……………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по эк теории.docx

— 68.54 Кб (Скачать)

- четвертая группа – это объекты социальной сферы, без которых невозможно функционирование современного социального государства;

- пятая группа – собственность государства на неимущественные права, такие как транспортные коридоры, контролируемое космическое пространство, эфирные частоты, основные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры и т.п. По мнению К. Хубиева, неимущественные права государства не стали еще предметом исследования в экономической теории.3

Каким же образом  можно определить содержание государственной  собственности? В научной литературе её чаще всего трактуют через принадлежность имущества государству, однако, подобный подход предельно узок.

    Если исходить из определения собственности как совокупности социально-экономических отношений, соответствующих различным способам присвоения, то государственная собственность означает уровень присвоения, обеспечивающий общенациональные интересы. Здесь государство рассматривается как демократический субъект, реализующий общественные интересы, причём на такую роль не может претендовать государство, удовлетворяющее потребности только отдельной группы лиц – «сильных мира сего». Поэтому государственная собственность должна иметь, прежде ________________________

3 Хубиев К. Госсобственность и условия её эффективности.// Экономист. – 2008. -№1.

всего, социальное содержание, выступать общественной собственностью.

Неотъемлемым  элементом отношений собственности  являются доходы и их присвоение –  там, где нет дохода, не возникает  и собственность. Доходы в обществе распределяются между субъектами в  процессе их формирования. Но есть такие  сферы деятельности, где доходы должны присваиваться исключительно государством и служить общественным интересам. К таким объектам можно отнести: право на использование природных  ресурсов, недр, деятельность естественных монополий и т.п.

Таким образом, госимущество должно работать на удовлетворение социальных нужд граждан. Но, в условиях развития рыночных отношений, очень часто встречаются примеры создания коммерческих структур с использованием госимущества. Например, хозрасчётное медицинское обслуживание, коммерциализация образования и т.п. Это противоречит идее об исключительно социальном содержании госсобственности, т.к. подобными коммерческими услугами в состоянии воспользоваться лишь отдельные социальные группы.

Но если подумать, чем же обусловлено появление  подобных коммерческих институтов? Скорее всего, это объясняется стремлением  государства встать на «новые рельсы»  и выступать равноправным участником рыночных отношений. Так  как доля госсектора неуклонно сокращается, как в нашей стране, так и в ряде других стран, а необходимость в выполнении государством всего блока социальных функций сохраняется, то применение на принадлежащих ему имущественных объектах системы хозрасчёта – это способ их прибыльного использования в целях пополнения госбюджета.

По мнению Хубиева К., государство должно исключить  коммерциализацию своей инфраструктуры, создавая вместе с тем условия  для развития инфраструктуры услуг и на основе предпринимательства необходимо расширять программы приватизации госсобственности.

Другие специалисты  считают, что нет необходимости  в дальнейшей глубокой приватизации госсобственности в нашей стране, лучше заняться поиском путей  её эффективного использования. При  этом, не считая, что возникновение  коммерческих институтов на базе госсобственности ущемляет интересы общества. Конечно  же эти институты удовлетворяют  индивидуальные потребности, а не коллективные, но остается и та часть госсобственности, которая реализует и последние. Причем, доходы от хозрасчёта позволяют  увеличить объём расходов на развитие институтов, обеспечивающих производство общественных благ.

Таким образом, мы видим в госсобственности не только социальное содержание. Государство  должно выполнять свои социальные функции  при этом, активно вступая во взаимодействие с частными структурами, сдавая своё имущество в аренду частникам, вступая в трастовые отношения, используя госимущество в коммерческих целях. Поскольку это не только не противоречит нормальным рыночным законам, но и является вполне оправданной и даже желательной системой мерой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль и значение государственной собственности  в России.

2.1.Проблемы преобразования государственной  собственности в отечественной  экономике.

С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход  к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую  систему отличал целый ряд  устойчивых признаков от всех прежних  и параллельно существующих в  мире систем.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в  противоречие с централизованным директивным  управлением. СССР оказался не в состоянии  в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость  в изменении отношений собственности  как основы всей системы экономических  отношений.

Возрождение различных  форм частной собственности путем  разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности  хозяйственной деятельности через  развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение  эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и  создание конкурентной среды, привлечение  иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный  хозяйственный комплекс с установившимися  связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рыночные отношения страна вступила неподготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д. Второй этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню     доходов превратился бы в зажиточный «средний класс». По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.                                С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств: 1. 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.2. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.3. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

Результаты  приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий  приватизировано 39 тыс. предприятий, путем  акционирования — 31%, продажи — 69%, общей  стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний  день контрольный пакет акций  остался у государства в 4,1% предприятий.3

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

В переходной экономике России наметились тенденции  обратных преобразований собственности  из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут  служить многочисленные факты возвращения  приватизированного жилья в муниципальную  собственность; объединение паев акционированных  сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных  предприятий с целью подъема  производства и др.

Несмотря  на то, что пройдены крупные этапы  в процессе приватизации, перераспределение  прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

Уже давно  стало известным, что бюрократическая  государственная собственность  является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим  реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная  собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы  с обязательной приватизацией и  переходом к частной собственности. Между тем существуют эффективные  и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная  собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы  частной собственности развиваются  параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в  Китайской Народной Республике и  в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность  играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание  влияния государственной собственности  на экономику страны, может повлечь  тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный  сектор.

В то же время у этой формы собственности  имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что  отрицательно сказывается на эффективности  экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной собственности  возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений  собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной  формы собственности. Статус предприятия  как народного предполагает, что  народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения  полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и  коллективом данного предприятия.

В настоящее  время при переходе к рынку  происходит разгосударствление экономики  России и разгосударствление собственности.

Разгосударствление  — это процесс перевода собственности  в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс  передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства  самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве  случаев это происходит через  коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности  — это процесс перевода государственной  собственности в иные формы, в  том числе и частные. Перевод  государственной собственности  в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Исторический опыт дает факты, которые  свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный  из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с 

возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие  более 1-2% национального дохода в  год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость  накопленных зданий, сооружений и  оборудования в стране обычно значительно  больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко  может растянуться на многие десятилетия.

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономике