Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение в логическом и историческом аспектах государственную систему социальной защиты при рыночной экономике.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать причины возникновения рыночной экономики.
2.Охарактеризовать этапы формирования рыночной экономики.
3.Рассмотреть основные черты современной регулируемой рыночной экономики.
4.Охарактеризовать государственную систему социальной защиты – ее состав и стратегию.
Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование и функционирование рыночной экономики 6
1.1 Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6
1.2 Современная регулируемая рыночная экономика 13
ГЛАВА 2. Государственная система социальной защиты 21
2.1 Понятие и развитие государственной системы социальной защиты 21
2.2 Система и стратегия социальной защиты 26
Заключение 40
Список литературы 42
При
Министерство труда РФ действуют
Федеральная инспекция труда (на
нее возложен надзор и контроль за
соблюдением законодательства РФ о
труде и охране труда всеми
организациями и физическими
лицами), Инспекция негосударственных
пенсионных фондов (госучреждение с
разрешительными и контрольными
функциями за деятельностью
Финансирование
государственной системы
2.2 Система и стратегия
социальной защиты
Государственная
система социальной защиты в России
включает пенсионные пособия, пособия
по безработице, пособия многодетным
семьям, пособия по болезни, пособия
по уходу за ребенком и жилищные
пособия. Пособий по бедности в явной
форме не существует; вместо этого
имеются многочисленные категории
пособий и льгот, выражающихся как
в денежной, так и в натуральной
форме, однако они почти не предусматривают
адресную помощь малоимущим. Кроме
того, имеются неофициальные
Официальная система социальной защиты поглощает около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.
Существующая система оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:
Недостаточный
размер пособий: пособия по безработице
в среднем составляют лишь около
15 процентов от прожиточного минимума;
пособия семьям – в среднем 12
процентов от прожиточного минимума
для детей; до недавнего времени
минимальный размер пенсии соответствовал
45 процентам прожиточного минимума
для престарелых, однако в результате
проведенных недавно
Система страдает низкой адресностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности – около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.
Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.
Неадекватность ресурсов: для того чтобы поднять доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.
Два
основных элемента государственной
системы социальной защиты в России
– Государственный пенсионный фонд
и Федеральная службы занятости,
через которые проходят ресурсы,
эквивалентные 7 процентам ВВП, –
нуждаются в радикальных мерах
для повышения эффективности, улучшения
финансового управления и усиления
информационной открытости. Еще один
канал помощи – жилищные пособия,
на которые приходится еще 3,7 процента
ВВП, – требует коренного
Несмотря на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи, с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.
Среднесрочная
стратегия социальной защиты в России
должна поддерживать реформы и экономический
рост: стратегия должна предусматривать
защиту от риска потери доходов (предотвращение
и смягчение бедности), а также
способствовать эффективному функционированию
рынков труда и таким образом
содействовать процессу реструктуризации
предприятий. Поскольку возможности
увеличения объема средств для целей
социальной защиты ограничены, задача
заключается в определении
Пособия
по бедности. Первостепенной задачей
является обеспечение адекватных пособий
по бедности наиболее уязвимым слоям
населения, в особенности занятому
малоимущему населению. В настоящее
время в России отсутствует последовательная
система социальной помощи. Вместо
этого есть большое количество пособий
и льгот специального назначения.
Но ни одна из этих программ не получает
адекватного финансирования, причем
большинство носит
Пособия
по безработице. Целью страхования
по безработице должно быть возвращение
рабочей силы на рынок труда (смена
занятости), не сопряженное, однако, с
высокими налоговыми ставками для участников
и не создающее отрицательных
стимулов трудовой деятельности. В
существующей в России системе пособий
по безработице ни одно из этих условий
не соблюдается. Налоговая ставка находится
на скромном уровне 1,5 процента, а небольшой
размер пособий не способствует смене
занятости и не создает отрицательных
стимулов, но в то же время и не
защищает работников от нищеты вследствие
потери работы. Более того, существующая
система смешивает принцип
В
сложившихся условиях пособия по
безработице фактически выполняют
роль еще одного пособия по бедности
– недостаточного размера и с
недостаточным финансированием. Представляется
справедливым поставить вопрос о
целесообразности дальнейшего сохранения
данного вида пособий. Не лучше ли
включить эти средства в общую
категорию пособий по бедности? В
крайнем случае, систему пособий
по безработице можно упростить,
установив пособие
Вопрос
о централизации Фонда
В
более общем плане, любые соображения
об изменении базовой структуры
поддержки доходов безработных
должны, разумеется, определяться пониманием
правительством текущих и формирующихся
тенденций на рынке труда и
изменений в социальной сфере, а
также соответствовать
Пенсионные
пособия. Нет никакого сомнения в
том, что в России необходимо пересмотреть
действующую государственную
Прогнозы указывают на то, что без внесения изменений в существующую политику баланс доходов и расходов Пенсионного фонда будет постепенно ухудшаться. Разрыв между расходами и доходами примерно к 2008 году достигнет около двух процентов ВВП и будет продолжать возрастать. Разумеется, можно было бы значительно улучшить положение дел путем повышения возраста выхода на пенсию и отмены особых льгот. Повышение стандартного возраста выхода на пенсию женщин с 55 до 60 лет или введение стимулов в распределительную пенсионную систему, с тем чтобы поощрить женщин работать дольше, а также отмена субсидий, присутствующих в неявной форме в положениях о досрочном выходе на пенсию, существенно облегчили бы среднесрочную перспективу Пенсионного фонда, обеспечив превышение доходов над расходами примерно до 2025 года. Это могло бы выразиться в среднем снижении налога на фонд заработной платы в размере свыше трех процентов.
Информация о работе Государственная система социальной защиты